Интересное

Большинство наших соотечественников выступают за бесплатное высшее образование. Правда, многие из них готовы допустить возможность платного обучения, но только при гибкой системе скидок и дифференцированной в зависимости от успеваемости или материального положения студента.

22:51 / 26.07.10
226
Мы в социальных сетях:

Большинство наших соотечественников выступают за бесплатное высшее образование. Правда, многие из них готовы допустить возможность платного обучения, но только при гибкой системе скидок и дифференцированной в зависимости от успеваемости или материального положения студента.

Большинство наших соотечественников выступают за бесплатное высшее образование. Правда, многие из них готовы допустить возможность платного обучения, но только при гибкой системе скидок и дифференцированной в зависимости от успеваемости или материального положения студента.

По данным опроса портала Examen.ru, лишь 2,48% наших сограждан являются сторонниками полностью платного высшего образования. Большинство респондентов выступают за полностью бесплатное образование (65,31%).

Многие допускают возможность платного образования, но считают, что стоимость должна быть дифференцированной. 8,78% полагают, что она должна зависеть от успеваемости студента, 5,41% — от материального положения студента, 18,02% — от многих факторов. Включающих и указанные выше.

Интересно, что исследование компании MAR Consult продемонстрировало иные результаты. Менее трети россиян (30%) выступают за полностью бесплатное образование. Правда, ни один из респондентов не является сторонником повсеместно платного образования. Большинство наших сограждан (70%) говорят, что образование должно быть частично платным, частично бесплатным.

«Позиция россиян вполне ясна. Мы постепенно приняли установку о необходимости оплачивать получаемые знания, тем более, когда речь идет о втором высшем, повышении квалификации, получении ученой степени – о тех ситуациях, когда мы осознанно вкладываем средства в собственное развитие, позволяющее нам в будущем эти же средства приумножить», — комментирует результаты исследования руководитель Исследовательского департамента компании MAR Consult Ксения Маркова.

Проректор Государственного университета — Высшая школа экономики Григорий Канторович положительно относится к наличию платной формы обучения в вузах, так как она предоставляет возможность обучаться в желаемом вузе по интересующей специальности молодым людям, которые не смогли пройти вступительный конкурс и занять бюджетные места.

«Необходимо принять во внимание, что, помимо недостаточной подготовки абитуриента, неудача поступления может быть связана, в частности, и с такими факторами, как невезение или неоптимальное распределение государством количества бюджетных мест в рамках различных направлений специализации, способствующее необоснованно высоким вступительным конкурсам, — отмечает проректор ГУ-ВШЭ. — Именно на таких абитуриентов, обладающих, способностями, мотивацией к обучению, но не сумевших преодолеть вступительный конкурс, должны в первую очередь быть ориентированы коммерческие отделения государственных вузов».

Григорий Канторович, так же как и многие россияне является сторонником дифференциации стоимости обучения. В ее основе, по мнению эксперта, должны лежать два фактора: социальный (материальное положение студента) и мотивационный (успехи в учебе). «Платная форма обучения должна предоставлять студенту возможность компенсировать неудачу поступления на бюджетной основе в случае приложения значительных усилий к обучению и отличной успеваемости», — уверен он.

Дмитрий Леви, руководитель программы «Прикладная информатика в сфере международных отношений» Санкт-Петербургского государственного университета, подчеркивает, что обучение, проводимое на платной основе, не должно ничем отличаться от бюджетной формы обучения. При этом он отмечает, что в ряде вузов это правило не соблюдается.

Кроме того, Дмитрий Леви сетует, на невозможность создать нормальную систему дифференциации оплаты обучения в государственных вузах. «Государственный вуз не является коммерческой организацией, поэтому вопрос о дифференциации оплаты обучения в зависимости от каких-либо факторов на повестке дня не стоит, — говорит эксперт. — В своем большинстве государственные вузы не получают прибыли от студентов, обучающихся на платной основе, — все эти средства подлежат расходу на собственно обеспечение обучения студентов. Мы, возможно, были бы рады направить часть поступающих средств на премирование отличников, но не можем этого сделать по действующему законодательству».

Правда, у студентов все же есть выход. «Другое дело — спонсоры. Если вдруг находится меценат, или наше государство примет решение о субсидировании отличников или иных категорий студентов, обучающихся на платной основе, никто возражать не будет: сами студенты будут платить меньше, при этом итоговая сумма, которая будет поступать в вуз и будет потрачена на обеспечение образования конкретного студента, не изменится», — рассказывает Дмитрий Леви.