Активный и здоровый образ жизни становится все более популярным среди россиян. Это приводит к росту спроса на, так называемое, спортивное питание. Люди, регулярно занимающиеся спортом и фитнесом, стараются соответствовать здоровому образу жизни во всем, в том числе и еде.
Несмотря на рост популярности здорового образа жизни, по этому показателю Россия серьезно отстает от развитых стран. Однако спорт, фитнес и здоровая пища становятся частью жизни все большего числа наших соотечественников. В связи с этим эксперты прогнозируют рост рынка спортивного питания на 15% по итогам года. Помимо моды на здоровье на такой рост повлияло увеличение доступности товаров благодаря увеличению количества точек продаж.
Так что же такое спортивное питание? К нему относят пищевые добавки, обладающие повышенной питательной и биологической ценностью. Спортивное питание требуется людям, которые активно занимаются спортом и подвергаются тяжелым физическим нагрузкам.
По данным исследования компании «Академия Сервис», в России сейчас более 70 тысяч спортивных залов и заведений. При этом их число постоянно растет. При этом в настоящее время лишь 16% россиян регулярно занимаются спортом, как в Германии этот показатель составляет 40%, а в США – почти 60%.
Однако к 2020 году в занятия спортом в России планируется вовлечь до 40 млн человек. Из-за этого растет популярность спортивного питания, большинство точек его продаж приходится именно на фитнес-клубы и спортзалы (82%). Остальные точки распределены между розничными магазинами спортивного питания и аптеками.
61% потребителей спортивного питания еще нет 40 лет, 87% принимают его уже более полугода и тратят на него спортивное питание делают это уже более полугода, 65% опрошенных тратят на спортивное питание 2000-3000 руб. в месяц. Объем рынка спортивного питания США, самого большого в мире, оценивался специалистами Nutrition Business Journal в 2008 году на сумму около 22 млрд долларов, а российский рынок в настоящее время, согласно оценкам отечественных экспертов, почти в десять раз меньше.
Оценка реального объема рынка затрудняется высокой долей прямых продаж вне розничной торговли, через Интернет-магазины. Кроме того, этот рынок достаточно размыт, сложно провести четкую границу между ним и рынком биологически активных добавок и витаминов.
Круг потребителей спортивного питания постоянен, что обусловлено необходимостью поддерживать хорошую спортивную форму, а также реализацией от начала до конца программ оздоровления.
Некоторые исследования свидетельсвтуют о том, что россияне все чаще стараются есть здоровую пищу. Так, по данным исследования компании Comcon, доля потребителей лапши быстрого приготовления и обедов на ее основе за последние четыре года снизилась с 30,5% до 19,3%.Кроме того, постепенно снижается потребление бульонных кубиков и рассыпчатых или гранулированных бульонов. Если в 2006 году этим питались 29,8% семей, то сейчас таких осталось лишь 21,8%. Эксперты Comcon связывают отрицательную динамику потребления лапши быстрого приготовления с активно продвигаемой в последнее время идеей здорового питания. 44% наших сограждан сказали, что их питание сейчас более здоровое, чем раньше. В 2006 году улучшение качества питания отмечали 41% опрошенных.
Данные Фонда "Общественное мнение" подтверждают эту тенденцию. 61% наших соотечественников говорят, что хорошо питаются. Интересно, что от кризиса эти показатели не зависят. Сейчас хорошим питанием могут похвастаться больше людей, чем в 2002 году (56%), но меньше, чем в мае 2009 (71%).
Наиболее здоровой пищей наши соотечественники, по данным Comcon, считают овощи, фрукты и крупы (75%). Интересно, что 36% опрошенных полагают, что замороженные продукты ничуть не хуже свежих.
По мнению 70% жителей крупных городов России, качественные продукты – это те, что не содержат искусственных добавок и красителей. Для 39% опрошенных холдингом "Ромир" показателем качества является производство в России, для 35% — небольшой срок хранения. Известность марки говорит о качестве продуктов всего 15% россиян.
Врач-диетолог Александр Немов считает, что в словах россиян есть доля правды. "Что касается пользы свежих фруктов и замороженных, то ответ ясен: конечно, лучше свежие продукты. Но, когда речь заходит об этом зимой, возникает новый вопрос: а не больше ли пользы в замороженных фруктах, чем в парниковых? В этом случае предпочтение отдается первым. По количеству содержания витаминов и минералов они практически одинаковы. Также необходимо учитывать производителя и место выращивания фруктов", — отмечает эксперт.
Однако в целом диетолог не считает, что данные опроса объективно отражают реальность: до здорового питания нашим согражданам еще очень далеко, а фаст-фуд и лапша быстрого приготовления остаются популярными среди россиян.
"Такая еда очень удобна, так как ее приготовление занимает совсем мало времени. Факт того, что она ведет к ожирению и прочим заболеваниям, неоспорим. Но, видимо, людям лень тратить свое время на потребление качественной пищи, — рассказал Финам.Инфо Алекснадр Немов. — Чтобы убедиться в том, что страна потребляет фаст-фуд и продукты быстрого приготовления, достаточно зайти в магазин и посмотреть, какую продукцию покупатель сметает с прилавка".
Слова эксперта подтверждают данные комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Московской городской Думы: только в Москве избыточным весом страдают 30% жителей, ожирением — 25% (причем около 40 тысяч человек имеют третью степень ожирения).