Интересное

Резкого роста цен нет ни в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года (КДР-2020), ни в отраслевых стратегиях, чиновники исходят из ценовой стабильности. Продолжаем «Разгромную ревизию действующих стратегий экономического развития».

14:01 / 09.03.11
272
Мы в социальных сетях:

Резкого роста цен нет ни в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года (КДР-2020), ни в отраслевых стратегиях, чиновники исходят из ценовой стабильности. Продолжаем "Разгромную ревизию действующих стратегий экономического развития".

Резкого роста цен нет ни в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года (КДР-2020), ни в отраслевых стратегиях, чиновники исходят из ценовой стабильности. Продолжаем "Разгромную ревизию действующих стратегий экономического развития".

Утвержденная в октябре 2008 г. Концепция-2020 должна была лечь в основу отраслевых стратегий. Поскольку базовый документ уже начал пересматриваться, то, очевидно, что и отраслевым стратегиям не удастся остаться в неизменном виде. Насколько серьезными будут их изменения? По нашим исследованиям, из 29 действующих отраслевых стратегий лишь 16 были сформированы с ориентиром на Концепцию-2020. В частности, стратегические отрасли, вклад в ВВП которых высок, а также в которых обеспечивается значительная занятость населения, при разработке стратегий продолжали ориентироваться на устаревшие параметры Концепции, а не на факты, хотя жизнь пошла другой колеёй. Это относится к нефтехимической, металлургической и автомобильной отраслям (далее – базовые отрасли).

При анализе стратегий базовых отраслей можно сделать ещё один вывод: чем раньше была принята стратегия, тем хуже развивалась отрасль относительно целевых показателей. В частности нефтехимическая отрасль пошла по инерционному сценарию, металлургическая отрасль развивалась по энерго-сырьевому, автомобильная — по инновационному сценарию.

Положенный в основу Концепции долгосрочный прогноз социально-экономического развития перестал быть актуальным уже в 2009 г. даже для инерционного сценария. Как результат — существенное невыполнение целевых показателей базовыми отраслями, исключение — автомобильная отрасль. Например, не были достигнуты показатели по добыче газа, выпуску металлопроката, производству кокса, выпуску нефтехимической продукции.

И это при реализации антикризисного плана государственной поддержки, в частности приоритетными были топливно-энергетический и металлургический комплекс, автомобилестроение. Здесь уместен вопрос: а насколько востребована актуальность текущих макроэкономических прогнозов и зачем нужны отраслевые стратегии, если господдержка в условиях кризиса не направлена на достижение показателей, зафиксированных в стратегиях?

Вовремя не актуализированный вариант прогноза может привести к существенным перекосам в экономике, в частности, к завышенному росту налогов, тарифов и пошлин, уровня инфляции. Следствием этого будет и периодический рост цен на продукцию базовых отраслей, собственно, это уже проявилось в январском ралли цен на топливо и металлы.

Следует отметить, что резкого роста цен нет ни в Концепции, ни в отраслевых стратегиях, чиновники исходят из ценовой стабильности, соответственно, чтобы факт не расходился с планом им «приходится» активно использовать административный рычаг.

И последнее. Новый прогноз разрабатывается МЭРом на период до 2030 года, а Концепция-2020 будет доработана только на период до 2020 года. Но многие отраслевые стратегии уже вышли за горизонт 2020 года, это энергетика, транспорт, геологическая отрасль, электронная промышленность, ипотечное жилищное кредитование, а также стратегии развития ряда территорий, в этой связи, может логичным, было бы вести разработку Концепции на период уже до 2030 года?

Автор: Виталий Дементьев (Центр развития Национального исследовательского университета Высшей школы экономики)