В результате мощного землетрясения в Японии 11 марта на энергоблоке атомной станции «Фукусима-1» произошло два взрыва.
Первый взрыв был зафиксирован 12 марта, пострадали четыре человека. Власти объявили эвакуацию населения в радиусе примерно 20 километров вокруг АЭС "Фукусима-1". Сегодня утром произошел взрыв водорода под крышей третьего реактора "Фукусима-1". Взрыв не повредил сам реактор, однако сообщается, что инцидент мог сопровождаться выбросом радиации.
Эксперты говорят, что произошедшее должно послужить уроком для всего мира. «Дело в том, что в Японии пострадали реакторы еще первого поколения, построенные до аварий на АЭС «Тримайл-Айленд» в США и на Чернобыльской АЭС. И в них нет пассивных систем безопасности, которые есть на современных АЭС. Кроме того, в них одноконтурные схемы, то есть там радиоактивный пар идет от турбины. И если турбины не работают, то нет другого выхода – не работают системы охлаждения. Не остается ничего, как сбрасывать пар в атмосферу, что они и делают», — поясняет Владимир Чистяков, бывший главный инженер ОАО «НИАЭП».
«Авария на АЭС «Фукусима» показывает всему миру, что сейчас необходимо решать вопрос о выводе из эксплуатации таких реакторов, т.е. менять их на новые, — комментирует Владимир Кузнецов, член Общественного совета Госкорпорации "Росатом". — Авария на АЭС «Фукусима» показывает всему миру, что сейчас необходимо решать вопрос о выводе из эксплуатации таких реакторов, т.е. менять их на новые. По всему миру повсеместно ведутся работы по продлению сроков эксплуатации энергоблоков АЭС, но бесконечным продлением заниматься нельзя, потому что, во-первых, есть фактор старения материалов, а во-вторых, невозможно на старые реакторы поставить новые системы безопасности».
Для того чтобы мир был застрахован от аварий на АЭС по причине сейсмической активности, необходимо внедрять последние мировые разработки, говорит Рубен Топчиян, директор по проектированию ОАО «Атомэнергопроект»: «Сегодня тенденция во всем мире одна – усиление систем безопасности. И, разумеется, при проектировании станции и поиске площадки для ее строительства обязательно рассчитывается и учитывается уровень сейсмической опасности». Не бывает такого, рассуждает Рубен Топчиян, чтобы этот вопрос вообще не рассматривался, так как это один из критериев безопасности. Если предполагаемая для строительства площадка ему не соответствует, то АЭС там не построят. Причем при продлении сроков эксплуатации внимание уделяется и сейсмической устойчивости объекта, которая со временем может изменяться. И этот фактор обязательно должен быть учтен.
«Каждая станция проектируется с учетом того гипотетического воздействия, которое может быть на той площадке, где она находится, — рассуждает Владимир Чистяков. – Нормы, которые действуют и у нас, и во всем мире, исходят из того, с какой сейсмоопасностью надо проектировать объект. Сегодня принято, что вероятность воздействия должна быть такой, которая может произойти один раз в 10 тысяч лет. С учетом такой сейсмичности проектируется каждый объект. Это для того, чтобы безопасно остановить станцию. Для того чтобы АЭС работала при сейсмоопасности, берется вероятность воздействия один раз в сто лет».