За последний месяц страницы российских и зарубежных СМИ наполнились полупаническими сообщениями – «дочки» крупных иностранных банков сворачивают бизнес в России.
При этом иногда делались неясные выводы о предстоящих проблемах в российской экономике – якобы мудрые иностранцы решили заранее уйти отсюда подобру-поздорову. В качестве финансового анектота я напомню, что, наоборот, вхождение на российский рынок многократно упоминаемого банка «Барклайз» может служить предвестником кризиса, ибо он входил в Россию уже дважды – перед кризисом 1998 и 2008 годов. А его частичный уход из России теперь, возможно, даже свидетельствует об успешном восстановлении экономики.
Для рядового россиянина условия банковских продуктов «дочек» инобанков в большинстве случаев мало чем отличаются от условий наших банков. Ставки по вкладам обычно ниже, требования к заемщикам – выше. Да и гарантии «материнских» банковских организаций скорее долг чести, чем конкретные гарантии на бумаге.
Состоятельные же россияне зачастую открывают счета в крупнейших мировых банках напрямую, не доверяя их «дочкам» в России, а иногда — и вовсе не желая ставить в известность родное государство. Кстати, крупнейшие российские компании также часто напрямую обращаются за займами к банкам за рубежом.
Впрочем, при ближайшем рассмотрении массовый уход инобанков из России оказался обычной газетной уткой.
К сожалению, по причине недостатка прозрачности данных о владельцах ряда банков, нельзя полностью полагаться на цифры Центрального Банка РФ о доле банков с участием нерезидентов. Тем не менее, они весьма интересны.
Так, на 1 января 2011 года было 220 кредитных организаций с участием нерезидентов, 80 из них принадлежит им полностью. На приведенных специалистами регулятора графиках заметно, что доля нерезидентов в уставном капитале банковской системы России за последние 6 лет снижалась только в «кризисном» 2009 году. На сегодня четвертью уставного капитала российских банков управляют нерезиденты.
Давайте сравним списки тех, кто хочет уйти и тех, кто остается.
В той или иной мере свернули или собираются сворачивать бизнес в России банк «Барклайз», «Сведбанк», «Абсолют Банк», банк HSBC. Уже покинул нас «Рабобанк», Santander и JPMorgan, что прошло для банковского рынка практически незамеченным. А вот сотрудники «Абсолют Банка» вовсе не подтверждают слухи о продаже, которые ходят уже довольно давно.
Объединяет эти банки в той или иной мере крайне неудачно выбранный момент для «захода» в Россию, покупка небольших российских банков по очень высокой цене, увольнение ключевых фигур в их команде с потерей тех клиентов, которые уже имелись, непонимание особенностей ведения банковского бизнеса в России, странная кадровая политика, малая самостоятельность топ-менеджеров в принятии решений, отсутствие привлекательных банковских продуктов и ясной стратегии в ведении бизнеса в высококонкурентной среде. Неужели этого перечня недостаточно для объяснения причин возникших у «дочек» некоторых инобанков серьезных проблем?
При этом возникшие трудности и кадровые перестановки в ряде «материнских» банков также способствуют уходу с российского рынка их «дочек». Не был реализован и интересный шанс занять долю рынка – в разгар кризиса многие банки практически остановили кредитование. Казалось бы – тут-то мировым финансовым монстрам и собирать лучших российских клиентов! Но сделать это никто даже не пытался.
В качестве еще одного финансового анекдота можно упомянуть то, что «Рабобанк» при открытии в России собирался заниматься кредитованием сельского хозяйства, в котором еще до его прихода российскими банками были «успешно» зарыты сотни миллиардов рублей, и которое требует исключительно избирательного подхода даже при привлечении опытных банковских специалистов.
А вот большинство сколько-нибудь заметных на рынке «дочек» инобанков никуда уходить не собираются, а вполне успешно наращивают свой бизнес в России. Назову навскидку несколько заметных и успешных игроков: «ЮниКредит Банк», «Райффайзенбанк», группа SG, «Ситибанк», «Нордеа Банк», «ОТП Банк», «банк Интеза», «БНП Париба»…
Инобанки-«дочки» крупнейших мировых автоконцернов тоже, кстати, никуда не собираются из России. Даже наоборот – намерены всячески развивать здесь бизнес, увеличивая продажи автомашин в кредит.
Что же касается многовековой культуры ведения бизнеса и соблюдения законов страны пребывания (например, трудового кодекса), то у меня достаточно знакомых, которые в красках рассказывали, например, как проходила в разгар кризиса процедура сокращения сотрудников розничного блока в одном из заметных фигурантов сегодняшней статьи, о буквально рабской атмосфере в офисе другого, как при приеме в третий банк одним из основных требований к кандидатам является знание иностранного языка (а вовсе не профессиональные навыки, как вы могли подумать).
Итак, мы видим вполне закономерную картину: те, кто не смог построить банковский бизнес в России, под влиянием внешних неблагоприятных обстоятельств покидают рынок. Те же, кто пришел всерьез и надолго, строит свой бизнес с учетом российских реалий, грамотно подбирает кадры — успешно осваивают местный рынок банковских услуг.