Сегодня Россия переживает сложные времена. Это и выбор пути, и становление, и что, пожалуй, важнее всего – самоопределение.
Навязанная популяризация термина “демократия” как современного строя российского государства привела к бессмысленности этого термина, наряду с такими, как “модернизация” и “инновация”.
Если последние два имеют сравнительно недавнюю природу, которую можно исказить и трактовать в зависимости от субъективных соображений, то понятие “демократии” было определено задолго до возникновения России, и поэтому оно не подлежит трактовкам, кроме как исходного греческого определения: dêmos — "люди, народ, граждане", и κράτος — "власть". Народная власть. Власть народа. Выбор своей власти человеком.
То, что в России есть власть, мы знаем. А вот что есть в России народ, граждане, люди? Или вообще человек? Человек, имеющий возможность принимать собственные решения. Делать свой выбор. Например:
• выбор своей профессии;
• выбор школы для своего ребёнка;
• выбор — где купить квартиру или построить дом и благоустроить жизнь своей семьи;
• принятие участия в выборе своего губернатора или президента и знание того, что его слово имеет вес;
• решение и выбор создания своего дела (бизнеса) и знание, что у него есть все шансы стать похожим на Ричарда Брансона или Била Гейтса;
• решение быть гордым за свою страну.
Этот список потенциалов и возможностей должен быть неисчерпаемым, и любое возражение, ограничение становятся покушением на свободу выбора человека.
Я прибегаю к мыслям одного из самых, как мне кажется, передовых политологов российской современности – Академика Ю.С. Пивоварова, в его апрельской лекции студентам МГИМО. Россия исторически унаследовала “властецентричную” форму управления государством, и, до тех пор, пока эта форма управления не изменится, у России нет шансов на выбор своего пути, становления, и что, пожалуй, важнее всего – самоопределения.
Анализируя избытки наследия российской истории, я предлагаю элитным лидерам России, стремящимся к модернизации современного российского общества, рассмотреть вопрос об отмене прописки как инструмента “властецентричного” контроля и вмешательства в личную жизнь и выбор современного гражданина (человека) Российской Федерации.
Удивительны два факта из истории прописки.
Факт № 1. Ещё Ленин в своих ранних стремлениях изменить Россию писал в своей статье 1903 года “К деревенской бедноте” (Полное собрание сочинений В.И. Ленина. М., 1967. Том 7. Стр. 169.):
“Социал-демократы требуют для народа полной свободы передвижения и промыслов. Что это значит: свобода передвижения?.. Это значит, чтобы и в России были уничтожены паспорта (в других государствах давно уже нет паспортов), чтобы ни один урядник, ни один земской начальник не смел мешать никакому крестьянину селиться и работать, где ему угодно. Русский мужик настолько еще закрепощен чиновником, что не может свободно перевестись в город, не может свободно уйти на новые земли. Министр распоряжается, чтобы губернаторы не допускали самовольных переселений: губернатор лучше мужика знает, куда мужику идти! Мужик — дитя малое, без начальства и двинуться не смеет! Разве это не крепостная зависимость? Разве это не надругательство над народом?”
Факт № 2. В 1991 году (перед развалом СССР) разрешительный порядок прописки был признан Комитетом конституционного надзора СССР несоответствующим Конституции СССР.
По определению, прописка – это государственная система контроля миграции населения, основной принцип которой заключается в жёсткой привязке граждан к их постоянному месту жительства, который требует разрешения административных органов на проживание, устройство на работу, учёбу, приобретение жилья.
По сути, прописка является конституционным ограничением, препятствующим свободе миграции российских граждан на территории своей страны, их выбору местожительства, предпринимательства, праву голоса, и многому другому. Ни одна современная, развитая страна не налагает на своих граждан подобных условий бытия. Я не пытаюсь равняться на других, но задаюсь вопросом, который лежит на самом дне исторической запутанности российской государственности. Может быть, этот вопрос потерялся в кипе приоритетов по модернизации страны? Инновацией его не назвать, т.к. он уже дважды поднимался на самых исторически высоких, авторитетных уровнях.
Сколково?! МФЦ?! Полиция?! Что там ещё?!
Давайте начнём плясать от печки. По-русски и без прописки!