В настоящее время рынок апартаментов находится на начальной стадии развития.
Тем не менее, он постоянно пополняется новыми объектами. В 2010 г. на рынок вышло несколько комплексов с апартаментами на продажу: «Manhattan House», «Флотилия», «WindStone», Деловой дом «Лефортово», в 2011 г. – «Николаевский дом», Научный пр., 19, «THE LOFT».
В настоящее время на первичном рынке предлагаются апартаменты в 13 комплексах, в 3-х комплексах апартаменты предлагаются на вторичном рынке, еще в 2-х продажи завершены или временно приостановлены.
Доля апартаментов на продажу от общего количества квартир/апартаментов, выставленных на рынке новостроек Москвы, оценивается нами на уровне 6-8%. Объем предложения в данном сегменте составляет около 800 апартаментов и 101,35 тыс. кв. м. Основной объем предложения представлен объектами бизнес-класса.
В целом данный сегмент, несомненно, перспективен. Помимо новых объектов в предложении, растет также и число новых заявленных проектов с апартаментной составляющей.
Основным недостатком апартаментов является отсутствие прописки.
Что касается качественных характеристик, то большинство проектов с апартаментами, представленных сегодня на рынке, практически ничем не уступают жилым комплексам схожего класса. Застройщики понимают, что формат апартаментов вовсе не означает то, что можно снижать качество, ведь в этом случае комплекс не будет востребован на рынке. Проекты комплексов с апартаментами, которые разрабатываются с нуля, должны отвечать всем требованиям покупателей традиционного жилья соответствующего класса, ведь апартаменты вступают в конкурентную борьбу не только с аналогичными проектами, но и с традиционными жилыми комплексами. При этом недостаток в виде отсутствия прописки может компенсироваться дисконтом по цене, который в среднем составляет 15-20%.
Иногда встречаются апартаменты с неудачными планировками. Но это в основном касается комплексов, которые изначально строились как офисные, и таких примеров на рынке мало.
Очевидно, что апартаменты пока более сложный, чем классическое жилье, формат. Тем не менее, их позиция на рынке постепенно укрепляется. Темпы продаж, которые достигают по некоторым объектам 13 апартаментов в месяц, свидетельствуют о наличии спроса на данный формат недвижимости.
В целом залогом успеха того или иного апартаментного комплекса является соблюдение высоких требований к качеству и применение адекватной ценовой политики.
Ответственность застройщика перед покупателями определяется в первую очередь не форматом недвижимости, а соблюдением норм и сроков строительства, а также схемой реализации площадей.