Президент России Дмитрий Медведев подписал закон о создании отдельного банка данных о возбужденных исполнительных производствах.
Изменения вносятся в федеральный закон «Об исполнительном производстве» и статью 8 федерального закона «О судебных приставах». Поправки к закону начнут действовать с 1 января 2012 года.
Несомненно, данный Закон необходим и направлен на совершенствование механизма исполнительного производства. В то же время, появилась дополнительная работа у загруженных по голову судебных приставов, поскольку обязанность по созданию банка данных должников поручено Федеральной службе судебных приставов (ФССП). В базе данных будут фигурировать как физические, так и юридические лица. Закон оговаривает исчерпывающий перечень персональных данных должника, о розыске описываемого имущества и сведений о возбужденном исполнительном производстве, которые могут быть размещены ФССП в информационной системе в открытом доступе.
Цель Закона благая, но в нашем государстве необходимо быть реалистом. Это значит, что пока у должника, да и у всех граждан в целом, не появится культура и дисциплина исполнения принятых на себя обязательств, как собственных бытовых, так и предпринимательских, любые изменения в законодательстве будут направлены на усложнение ведения контрольно-надзорной деятельности соответсвующими службами.
Должник прекрасно информирован о том, что в отношении него существует задолженность, ее размер и срок в просрочке исполнения обязательства, а также о состоявшемся в отношении него Решении соответствующего суда. Созданная база данных в основном будет содержать информацию о «неблагонадежных» должниках, таких, которые сознательно игнорировали присутствие на судебных заседаниях, им безразлично в каком объеме в отношении них состоялись Решение судов и сколько они должны по этому Решению.
Опыт показывает, что должников, с безразличием относящихся к своей задолженности, становится все больше. Не отдавать долг — это стало своего рода патологическим заболеванием. Что-то вроде наркомании. В этом есть часть вины банков, выдающих экспресс-кредиты лицам, которых не проверяют должным образом. Банки соревнуются между собой в показателях выданных кредитов, а вот статистика невозврата кредитов — это конфиденциальная информация любой кредитной организации.
В надежде на прозрение должника остается совершение им действий, направленных на желание узнать, кому и сколько он должен (по Решению суда), номер исполнительного документа, а также фамилию пристава и адрес подразделения службы судебных приставов, где ведется дело должника. Должнику необходиммо собраться с силами, мыслями и уверенной рукой ввести свое имя, адрес прописки и паспортные данные, а система, если есть судебное решение, дает ответ — сколько он должен и кому (если запамятовал). Кроме того, можно распечатать квитанции для оплаты задолженности, при этом не забыть о дополнительной финансовой нагрузке – исполнительском сборе (это несомненный плюс Закона).
Для юристов, коллекторских агентств, для иных специалистов, работающих в направлении урегулирования долговых обязательств, не является секретом, что полная успешность работы с должником, находящимся в исполнительном производстве ничтожно мала. Если кредитор был активен, а должником занимались действительно профессионалы на стадии досудебного и судебного урегулирования долгового обязательства, и данная тесная работа с правильно поставленными и исполненными бизнес-процессами в отношении должника не привела к положительному результату, то в исполнительном производстве взимание долга очень туманно. Если не вести речь об «искусственном» исполнительном производстве, в необходимых случаях, так нужного должнику. Профессионалы поймут, о чем речь!
В целом мы ждем вступление в силу Закона, поскольку информация никогда не бывает лишней.