Республиканцы и демократы никак не могут прийти к консенсусу.
Накануне президент Америки Барак Обама и спикер палаты представителей, республиканец Джон Бейнер снова не сошлись во мнениях касательно госдолга страны. Так, Барак Обама объяснил, во что может вылиться неспособность правительства решить проблему: «Это опасная игра, в которую мы до сих пор не играли, и мы не можем позволить себе в нее играть, — сказал президент. — Мы не можем позволить, чтобы американцы были принесены в жертву в вашингтонской политической войне». По его словам, неспособность справиться с бюджетным дефицитом и госдолгом может вылиться в сокращение рабочих мест и нанести серьезный вред американской экономике.
«В ходе своего выступления по телевидению Обама накануне подчеркнул, что отсутствие прогресса в переговорах Конгресса лишь накаляет обстановку, что, помимо экономического негатива, усиливает и политический дисбаланс между партиями демократов и республиканцев, комментирует аналитик «Инвесткафе» Анна Бодрова. – У политиков есть время до 2 августа, чтобы поставить точку как в вопросе размеров сокращений расходных статей бюджета, так и повысить предельно допустимый уровень госдолга США, который все так же остается на максимальном значении $14,3 трлн. Если до обозначенного срока решений принято не будет – технический дефолт накроет безоблачное американское небо».
В свою очередь, представитель республиканцев отметил, что республиканцы не могли дать президенту карт-бланш: «Президент часто говорил, что ему нужен сбалансированный подход, а в Вашингтоне это значит: мы тратим больше, вы платите больше». По его мнению, именно Обама виноват в создании нынешней атмосферы кризиса.
Бейнер заявил, что Конгресс должен одобрить республиканский план, предусматривающий сокращение расходов на $1,2 трлн за 10 лет, что позволит поднять лимит госдолга на $1 трлн.
То, что демократам и республиканцам не удалось пока договориться – это определенный торг, который сопряжен с определенного рода финансовыми интересами. В какой-то мере это связано с будущими выборами. Но в любом случае, других вариантов, кроме повышения планки госдолга, не существует, уверен экономист Андрей Кобяков.
Сейчас у США нет финансовых возможностей платить за свои долгие раздумья такую цену: экономика слишком слаба после кризиса, основные экономические столпы – рынок труда, сектор недвижимости и промпроизводства – все еще остаются вялыми и требуют внешней подпитки, говорит Анна Бодрова.
До 2 августа остается пять рабочих дней – за это время Конгресс, который не боится президента, и партии, которые гнут свою линию несмотря на растущее рыночное волнение и риски, должны договориться. Не исключено, что «потолок» госдолга поднимут до $13,8-14 трлн, чтобы в ближайший год к этой щекотливой теме не возвращаться.
Андрей Кобяков рассказал «Актуальным комментариям», что он думает по поводу дефолта: «В любом случае, на мой взгляд, дефолта не будет. Что касается в целом развития макроэкономической ситуации в мире, то идет совершенно очевидное замедление экономической активности. Причем, оно касается уже и Китая, и Индии, и Бразилии. В Европе идут очень негативные прогнозы по экономической динамике Португалии, Испании и Италии. Можно говорить о резком замедлении экономики Великобритании, которая раньше других вышла из депрессии и, похоже, в числе первых в нее снова угодит».