Поиски среднего класса в нашей стране настолько продолжительны и безрезультатны, что мы забыли, кого именно мы ищем.
Среднестатистический россиянин всю жизнь стремится заработать столько денег, чтобы позволить приобрести все, что нужно. Поколение шестидесятых довольствовалось малым, а помощь государства в виде выделенной квартиры и положенных шести соток земли делала существование россиян сравнительно беззаботным и счастливым. Сейчас все по-другому. О государственном жилье можно забыть, а выросшие потребности в автомобиле и прочих прелестях современности превращают работу в стремление заработать на самое необходимое, стать частью представителей среднего класса.
А что же такое средний класс?
Однозначно ответ никто уже и не даст. Опрос, проведенный ЦСИ компании Росгосстрах, доказал это – россияне причисляют себя к среднему классу, если они считают себя успешными, то есть исходя из личных субъективных оценок. Согласно исследованию, сегодня доля среднего класса в общей численности населения страны составляет 17% — это граждане, которые считают, что добились того уровня дохода, который обеспечивает им комфортное существование. Еще 27% россиян намерены стать средним классом через 5 лет или менее того. Если эти прогнозы сбудутся, то уже через 2-3 года доля среднего класса среди российского населения превысит отметку в 33%. Исследования показывают, что в крупных городах с населением более 1 млн человек средний класс более многочисленный, чем в целом по стране. Здесь к нему можно отнести 32% населения.
По оценкам ЦСИ, сегодня в России более 15 млн семей имеют доходы более 20 тыс. долл. в год, и 38 тыс. семей – более 500 тыс. долл. в год. Это чуть больше 10%. Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет примерно 55-60%. В то же время число бедных в стране в первом квартале превышало 16% от общей численности населения.
Итак, понятия о среднем классе у россиян размыты. На кого равняться? Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений, считает, что мерить средний класс в России нужно западными стандартами, причем разница в цене жизни во многом уже не в нашу пользу. Примерный месячный доход представителя среднего класса должен равняться 1-1,5 тысячам евро в регионах и 2-2,5 тысячам евро в столице. Такую зарплату получают немногие россияне. И на такие деньги в России можно получить условия жизни хуже, чем в Западной Европе. Сергей Гавров, профессор кафедры социологии и социальной антропологии Института социальной инженерии МГУДТ, политолог, согласен: «Если же брать в расчет мировые стандарты, то по оценке Всемирного банка, в России после скачка нефтяных цен в первом квартале этого года средние доходы чуть превысили уровень в 3945 долларов в год на человека. В одной группе с Россией оказалась Турция, Бразилия, Аргентина, а также – Албания, Азербайджан, Белоруссия, Литва и Казахстан. Говорить о наличие значимого среднего класса в этих странах не приходится».
«Понятно, что применение методик Всемирного банка к анализу российского общества, красивых результатов по размерам среднего класса дать не может. А вот самопричисление и встречающаяся граница минимального дохода в 12000 рублей на домохозяйство в месяц как нижняя граница включения в средний класс делает его основным классом российского общества. На бумаге, естественно, или в том философском смысле, что все вокруг не самые бедные или богатые, а «средние», — говорит Сергей Гавров.
Наталия Баграмянц, соучредитель и Управляющий директор агентства переводов Cornerstone Translations, делится своим мнением: «В России «средний класс» — это люди, зарабатывающие «на жизнь» — недорогая машина в кредит, 1-2 комнатная квартира (исключая престижные и дорогие районы города) в ипотеке или достойная съемная, работа в офисе, ежемесячный доход 2000-3000 $ (в развитых странах ежемесячный доход на семью среднего класса 5000-8000 $).
Чего ждать?
Есть несколько требований, при соблюдении которых в России может вырасти реальная доля представителей среднего класса. Безусловно, главную роль в данном процессе должно сыграть государство. Эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International» Ирина Воробьева не представляет себе конкретное будущее среднего класса. И вот почему. «Я отношу к среднему классу владельцев малого и среднего регионального бизнеса, а положение этих секторов остается сложным. В этом году предпринимателям пришлось пережить увеличение налоговой нагрузки, при этом бюрократическая и административная нагрузка на бизнес не снижается. Предприниматели не ощущают и того, что могут найти защиту в суде. Происходит так, что те активные люди, представители среднего класса, накопившие небольшой капитал предпочитают эмигрировать. То есть в долгосрочном плане они не видят для себя перспектив. Те же самые тенденции характерны и для высококвалифицированных работников. В итоге мы получаем то, что средний класс из России уезжает».
«В США средний класс занимает очень активную социальную и политическую позицию, это основной электорат, большинство писателей, учителей, журналистов. В России активную социальную позицию скорее занимает «рабочий класс». Поэтому, чтобы поднять процент среднего класса, нужно в первую очередь, вытащить из нищеты и бедности «рабочий класс», — говорит Наталия Баграмянц. Доступность потребительских кредитов, ипотеки, повышение уровня зарплат по всем отраслям, социальная защищенность малоимущего населения (пенсионеры, инвалиды, врачи, учителя, многодетные семьи), льготы по коммунальным платежам и так далее, т.е. социальная защищенность населения страны в целом – дадут возможность поднять до западного уровня и российский «средний класс».
Василий Колташов опасается, что предпринимаемые правительством меры только усугубят положение среднего класса: «Самоотнесение к среднему классу ничего не значит. Однако, беда в том, что коммерциализация образования и медицины в стране вскоре сократит этот слой довольно сильно. Россияне, относимые к средним слоям, живут относительно ровно именно потому, что экономят на гарантиях. Если они за все будут платить, то очень быстро потеряют и самоуверенность и выпадут из категории средних слоев. У нас же принято измерять все по заниженной планке, чтобы показать, насколько все вроде бы благополучно».
Если мы посмотрим на опросы общественного мнения, то ситуация складывается совсем печальная. Опрос Левада-центра показал, что за границу хотели бы уехать 50% россиян. Конечно, из этих 50% реально уедут, вряд ли, больше 5%, но и те цифры весьма опасны. За границу ведь уезжают наиболее активные, молодые люди, с среди которых большинство – это представители среднего класса. Еще выше доля тех россиян, которые бы хотели, чтобы их дети учились и работали за границей, говорит Ирина Воробьева.
Таким образом, для увеличения доли среднего класса России нужны четкие определения класса, активная борьба с коррупцией, социальные гарантии и уверенность в завтрашнем дне. Сегодня ничего этого нет. И если не начать что-либо делать, средний класс может исчезнуть навсегда.