Актуальное

Ребенок умер на уроке физкультуры или Здоровый образ жизни с летальным исходом

14:51 / 18.08.11
13844

Смертельная физкультура.

Мы в социальных сетях:

Ребенок умер на уроке физкультуры или Здоровый образ жизни с летальным исходом

Ежегодно а России гибнут десятки детей. И причина их гибели — не чума, не маньяки-педофилы, а, представьте себе — «здоровый образ жизни!» Проще говоря – уроки физкультуры.

 

В самом деле – мы же хотим как лучше. Хотим видеть детей здоровыми и крепкими. Вперед, физульт-ура-ура! Но – печальный парадокс – порой итогом «здорового образа жизни» становится… летальный исход. Не верите? Наберите в Яндексе «ребенок умер на уроке физкультуры». И тут же поисковик выбросит вам кучу результатов:

 

«Омский школьник умер на уроке физкультуры. Он почувствовал недомогание после того, как несколько раз подтянулся на турнике, пожаловался на головокружение и тошноту, после чего упал без сознания».

 

«В Хабаровске после сдачи норматива по бегу на тысячу метров умер 16-летний школьник из села Мичуринского в пригороде города».

 

«Весной 2010 года в тульской школе на уроке физкультуры одному из первоклассников стало настолько плохо, что пришлось вызывать «скорую», однако медики не смогли помочь ребенку. Мальчик скончался в реанимации».

 

«В Оренбургской области расследуют смерть пятиклассника на уроке физкультуры».

 

«В Ярославской области во время соревнований по военно-спортивному многоборью «Призывники России» умер ученик 9-го класса Гаютинской средней школы».

 

И это – только малая толика всех несчастий… Просто эпидемия какая-то! И вот что интересно. Когда потрясенные очередной трагедией журналисты спрашивают у физрука, у школьного врача, у участкового терапевта детской поликлиники: «Как же так? Как вы могли заставить бежать кросс ребенка с острой сердечной недостаточностью!?» В ответ раздается этакий невинный лепет: «Сами не понимаем… Он был по документам абсолютно здоров!» По документам, ага…

 

Оно конечно – бумага все стерпит и в карточке можно написать, что ребенок «абсолютно здоров». Прелесть, правда? Был ну совсем-совсем здоров, а умер просто… оттого что умер. И острая сердечная недостаточность – с неба свалилась, как летающая тарелка. Тогда у меня лично возникает вопрос: если этот скончавшийся ребенок был так же «здоров» как остальные, а остальные так же «здоровы», как тот скончавшийся – где гарантия, что завтра на очередном уроке физкультуры не умрет второй ребенок… третий… четвертый…. Где гарантия, что этот «третий или четвертый» не окажется вашим сыном или дочерью? Вот что страшно.

 

Дело вот в чем. «Нет людей абсолютно здоровых – есть люди плохо обследованные» — сказал один мудрый старый врач. А как обследуют наших детей, прежде чем допустить к уроку физкультуры? Черный юмор в том — что никак! Ребенок по определению считается здоровым, если только не докажет обратного. Что-то не припомню, чтобы учеников перед началом четверти приводили в кабинет школьного врача, мерили им давление, снимали кардиограмму, вычисляли индекс Руфье, дабы удостовериться, что физкультура не причинит им никакого вреда – а зачем? Если они больны – пусть сами ходят по врачам и доказывают, что урок физкультуры им смертельно опасен! Типа, спасение утопающих – дело рук самих утопающих, а школа, школьный врач и физрук за их здоровье и жизнь никакой ответственности не несут и не собираются. И при этом – заметьте – на ребенка, который скажет школьному врачу или физруку, что ему плохо – смотрят как на «симулянта», который «отлынивает», и озабочены не тем, что вдруг ребенок от перегрузки заболеет или, о ужас, умрет – нет, озабочены тем, чтобы «симулянта» уличить и приструнить.

 

Позвольте небольшое отступление. Если вы когда-либо соберетесь ехать в санаторий – попринимать целебные ванны, массаж и в теплом бассейне искупаться – от вас потребуют оформить санаторную карту. Анализ крови, кардиограмма, заключение терапевта – не повредят ли вам массажи и теплые ванночки? Вдруг лечение, упаси Боже, для вас окажется чрезмерной нагрузкой. Достаточно ли вы крепки и здоровы для того, чтобы вас лечили, нежили и по спинке гладили?

 

А для того, чтобы заставить ребенка бежать до черных пятен в глазах, до захлебывающегося где-то в горле сердца, для пульса под двести никаких обследований не надо. Выяснять, достаточно ли он для этого здоров? Трижды ха-ха! Что за телячьи нежности! В конце концов, ни физрук, ни школьный врач наказаны не будут даже выговором – так о чем им беспокоиться?

 

А кстати – почему бы и не установить личную ответственность школьного врача и учителя физкультуры за каждый несчастный случай – даже просто за то, что ребенку стало плохо на уроке?  Может, это заставило бы их по — другому отнестись к своим обязанностям? Ну, а пока этого нет – остается только призвать к родителям: «Будьте бдительны!» Никто не спасет ребенка кроме вас от любой опасности – в том числе, и от этой.

 

И поэтому – давайте-ка поговорим о вышеупомянутом «индексе Руфье». Еще академик Амосов – выдающийся кардиолог нашего времени – говорил о «количестве здоровья», одной из главных характеристик этого «количества» считая выносливость сердца. Представьте, что некие Вася и Петя в покое имеют одинаковый пульс – скажем, 70 ударов в минуту. Вроде, у них все одинаково? Не будем торопиться с выводами! Заставим-ка Васю и Петю присесть 30 раз. А потом измерим у каждого из них пульс дважды; сначала – сразу после нагрузки, в течение 15 секунд. Потом подождем полминуты и еще раз, в течение 15 секунд, измерим пульс. Что мы увидим? А то, что у Васи пульс участился до 80, но быстро пришел в норму. А у Пети подскочил до 110, и в норму прийти никак не может! То есть у Васи – здоровое, атлетическое сердце, тогда как у Пети – выраженная сердечная недостаточность! Если кто хочет – привожу целиком формулу индекса Руфье – для того, чтобы ее вычислить, не нужно никаких приборов, достаточно обычных часов с секундной стрелкой:

 

 Индекс = (4х(р1+р2+р3)-200)/10, при этом р1 – первое измерение пульса, р2 – второе и р3 – третье.

менее 0 — атлетическое сердце;

от 0,1 до 5 — «отлично» очень хорошее сердце;

от 5,1 до 10 — «хорошо» хорошее сердце;

от 10,1 до 15 — «удовлетворительно» сердечная недостаточность средней степени;

от 15,1 до 20 — «плохо» сердечная недостаточность сильной степени.

 

Проверьте своего ребенка: нет ли у вас повода обеспокоиться? А уж если повод есть – требуйте и настаивайте, чтобы от физкультуры ребенок был освобожден категорически. Если же врач напишет вам в справке, что ребенок «годен для занятий физкультурой в группе для ослабленных детей», проявите двойную бдительность. И вот почему.

 

Очень часто у нас в школах таких групп нет. И ребенка со справкой «для ослабленной группы» отправляют в группу для обычных детей, объяснив физруку, что вот-де Петя слабенький, отнеситесь к нему по-особенному….а через пару занятий физрук и вовсе забудет, что у ребенка астма или пролапс митрального клапана и начнет гонять его «на всю катушку», дескать, незачем цацкаться с каждым «ботаником» – пока гром не грянет… Поэтому будьте категоричны: нет особой группы для «ослабленных»? До свидания, в группу для «здоровых» ребенок не пойдет, дайте полное освобождение.

 

И, кстати, о пролапсе. Пролапс митрального клапана (ПМК) — заболевание, сопровождающееся нарушением функции клапана, расположенного между левыми предсердием и желудочком. Когда сокращается предсердие, клапан открыт и кровь поступает в желудочек. Затем клапан закрывается и происходит сокращение желудочка, кровь выбрасывается в аорту. При нарушении строения митрального клапана, происходит «прогибание» его створок в полость левого предсердия во время сокращения левого желудочка, часть крови поступает обратно в предсердие. Так вот – не знаю почему, но наши российские медики дружно считают пролапс чем-то несерьезным. Они даже не смотрят на это, как на болезнь – так, небольшое отклонение от нормы. Подумаешь – немного крови выбрасывается обратно, и что с того? Но лично меня гложет сомнение: может, для больного с пролапсом, когда он в мягком кресле сидит, это и ничего — а когда бежит кросс на тысячу метров – очень даже «чего?» Что происходит с сердцем такого пациента при сильной длительной нагрузке? А вот что: один из главных симптомов пролапса – так называемый «синдром гипервентиляции», (гипервентиляция— интенсивное дыхание, которое превышает потребности организма в кислороде).

 

Цитата из учебника: «При гипервентиляции содержание кислорода сначала немного повышается, но при дальнейшей гипервентиляции (около минуты и более) содержание CO2 в альвеолах значительно снижается, в результате чего уровень углекислоты в крови падает ниже нормального (такое состояние называется гипокапния). При гипокапнии, сосуды мозга сужаются, чтобы ткани не истощались углекислотой, поступление крови в мозг значительно снижается, вызывая гипоксию даже при повышенном содержании кислорода в крови. Гипоксия в свою очередь приводит сначала к потере сознания, а потом к смерти тканей головного мозга». Так не «пустяковый» ли пролапс был виной всех этих детских смертей? Кто мне ответит?

 

И вообще, мне приходит в голову «жутко крамольная» мысль. На кой фиг вообще нужны эти километровые кроссы, эти нормативы, эти прыжки через козла. Кому умение прыгнуть через козла помогло в жизни, поднимите руки! Лес рук, да?! Кому нужны эти нагрузки до седьмого пота и сердечных приступов? Раздайте детям бадминтонные ракетки – и пусть играют в бадминтон, а устанут – присядут отдохнуть. И разминка отличная, и веселье, и никаких опасностей с риском для жизни. А кто хочет заниматься спортом всерьез – пусть идет в секцию. И если это поможет сохранить хоть сотню человеческих жизней… ну, хоть десяток… Ну, хоть одну! Единственную Человеческую Жизнь.. Вы меня понимаете?

 

Вера Прокопчук

Фото: www.timashevsk.ru