Интересное

Между вытянутых стволов сосен пробивается мягкий солнечный свет. В спутанных корнях копошатся разноцветные ящерицы. Мы идем по тропе, самолично протоптанной известным русским климатологом Боткиным, тем самым, который в 19 веке открыл удивительные особенности ялтинского воздуха и перевез туда весь царский двор.

19:35 / 20.09.11
261
Мы в социальных сетях:

Между вытянутых стволов сосен пробивается мягкий солнечный свет. В спутанных корнях копошатся разноцветные ящерицы. Мы идем по тропе, самолично протоптанной известным русским климатологом Боткиным, тем самым, который в 19 веке открыл удивительные особенности ялтинского воздуха и перевез туда весь царский двор.

 Между вытянутых стволов сосен пробивается мягкий солнечный свет. В спутанных корнях копошатся разноцветные ящерицы. Мы идем по тропе, самолично протоптанной известным русским климатологом Боткиным, тем самым, который в 19 веке открыл удивительные особенности ялтинского воздуха и перевез туда весь царский двор.

Императорской семье в Ялте понравилось, и она обосновалась в белокаменной Ливадии – резиденции, напоминающей по роскоши нашумевший «дворец Путина».

«Боткинская тропа – здоровье и красота», читаем на табличке. Ага, точно! Особенно для тех, кто выбрал не «бабушкин вариант» (прогулку по утоптанной пологой тропинке), а вариант под названием «сократи или умри». Это когда идешь наиболее прямым путем, срезая углы вьющейся вверх тропинки. Идешь – это слишком сильно сказано. Скорее уж ползешь на всех четырех, судорожно цепляясь пальцами за пучки дерна и проклиная эволюцию, бессердечную сволочь, когда-то сделавшую нас прямоходящими.

Остановка у водопада Яузлар дает возможность перевести дух (и снова научиться стоять на своих двоих). К полному распоряжению усталого путника три удобные террасы, где можно расположиться на камнях и поваленных деревьях и наблюдать, как со всех сторон струится вниз вода. Люди заточили часть водопада (точнее одноименной реки, которая его питает) в трубы, и теперь чистейший Яулзар льется из кранов ялтинских домов. Мочим лица и волосы – ледяная вода действует лучше любого тонизирующего средства. Впереди еще долгий подъем. 

А приз за все старания – панорама Ялты с высоты птичьего полета с утеса Ставри-кая, где три сосны на расстоянии 600 м над землей зацепились корнями за край обрыва с отвесными стенами.

Обратная дорога легче: мы идем как простые туристы, не срезая. Однако есть на обратном пути и опасный участок: горные породы угрожающе нависают над тропой, а огромные отколовшиеся валуны по краям тропы предостерегают путника: здесь не лучшее место для тренировки футбольных кричалок. 

Мы спускаемся мимо водопада Учан-Су, фотографируемся верхом на поваленном дереве, каким-то чудом удержавшегося на скале и не рухнувшего вниз, и наконец, буквально спрыгиваем в цивилизацию. То есть на асфальтированную дорогу, дополненную парой палаток с сувенирами и палаткой с дорогими невкусными чебуреками. Зато там я в первый раз попробовала мороженное «Ялтинское» в ностальгической фольге, напоминающей советские времена. Советую.

Подъем по Боткинской тропе можно начать с посещения Ялтинского зоопарка «Сказка». Зоопарк уникален тем, что это – крупнейший в СНГ частный зоопарк. Зная это, многое становится ясным. Например, почему пеликаны свободно разгуливают у входа, клянча еду у посетителей прямо возле витрины со свежей рыбой, которую можно для этих целей приобрести. Нет, я покривлю душой, если скажу, что не пришла от этих птиц в восторг. Я в первый раз в жизни дотронулась до пеликана, провела кончиками пальцев по его большой белой голове. Перья оказались удивительно гладкими. Как шелк. Только остается один большой вопрос: а как смотрят на такое «близкое» общение с людьми сами пеликаны?

Еду в зоопарке можно купить для любого животного: начиная от смешных носух и заканчивая занесенным в красную книгу уссурийским тигром и редкими белыми львами. Посетители в восторге. Владелец зоопарка Олег Зубков – скорее всего, тоже, потому что, согласно информации «Ведомостей», продажа корма дает зоопарку 5% от всей его прибыли и хотя бы частично покрывает расходы на питание животных, а ведь это одна из самых больших расходных статей любого зоопарка. 

Между тем, несколько лет назад в Ялтинском зоопарке уже случилась беда: 10 животных были отравлены крысиным ядом и погибли.

Большинство животных, кроме опасных хищников, можно погладить. Ограждения минимальные (это тоже дань экономии, которая одновременно поддерживает репутацию зоопарка как места близкого общения человека и зверя). На ряде вольеров мы вообще не обнаружили никаких замков или задвижек.

В одном из вольеров нянчат тигрят. Служащий держит их на руках и позволяет любому желающему подержать и погладить тигренка. Естественно, за дополнительную плату. В большинстве вольеров – бетонный пол. Газон, искусственные водоемы – роскошь. 

На выходе пожертвовала зоопарку несколько гривен. Через несколько минут на прилегающей к зоопарку стоянке наш друг, ялтинец, показал на припаркованный БТР. «Это БТР хозяина зоопарка», — сказал он. Я засомневалась, стоило ли делать пожертвование. Кажется, здесь дела идут не так уж «плохо»…

Вечером с гудящими от усталости ногами и гудящей от новых впечатлений головой мы возвращаемся в Ялту. Сезон в курортном городе только начался, и это спасает нас от толчеи на набережной и в кафе. Закат смягчает краски, сливая небо и море нежной голубоватой дымкой. В ветреный день волны бьются о гранитные камни причала, поднимая высоко вверх сноп брызг. Белые лавки глубоко утоплены в сиреневые кусты глициний – они зацвели и распространяют дурманящий аромат. 

Позже мы еще полюбуемся на эти растения, гуляя в огромном Никитском ботаническом саду с его потрясающей коллекцией роз и целой армией ирисов всех оттенков (от нежно розового и персикового до ярко синего, фиолетового и даже черного). 

За короткое время в Ялте у нас уже появились любимые места – мы наслаждались ялтинскими огнями с длинного волнореза, примыкающего к маяку, пили коктейли под аккомпанемент очередного DVD с рок-концертом в баре Legends и самодельное темное пиво под аккомпанемент собственных разговоров в Beerloga, ели теплые венские вафли в кофейне «Кофе» (под какую-то попсу). Ну а лучшая пицца в городе – Dado’s, к тому же с ней связана романтичная и грустная история.

По слухам, основателями пиццерии были два брата. Сначала свою пиццу стал готовить старший брат. Потом, когда дела у старшего пошли в гору, младший по кличке Дадо тоже открыл свою пиццерию. Сеть двух братьев называлась Capri. 

Правда у Дадо пицца, говорят, была вкуснее и больше, чем у старшего брата, и сразу полюбилась ялтинцам. Дадо часто появлялся у себя в пиццерии – готовил или просто заходил. Но со временем жители стали замечать, что хозяина долгое время не видно. Дадо, как потом оказалось, умер от сердечного приступа. Старший в честь него переименовал его отделение из Capri в Dado’s, а рецепт его пиццы стали использовать в остальных отделениях пиццерии по всему городу. Но самая вкусная пицца все равно остается в Dado’s.

Вечером в центре города почти всегда шумно – много уличных музыкантов, целая аллея художников, где можно изредка найти по-настоящему стоящую вещь, много праздношатающихся прохожих. Есть и «городские сумасшедшие». Например, гуляет по улицам Ялты сухонький дед в национальной украинской рубахе. Это – бывший известный танцор. Если при встрече с ним вы похлопаете в ладоши, то дедушка непременно сделает залихватское па и отвесит вам поклон. 

Если хочется тишины и камерности, советую забраться на смотровую площадку Массандры – вверх по узким улочкам, распугивая полудиких ялтинских котов, туда, где заканчивается дряхлый забор и открывается потрясающий вид на море и прибрежную линию. А еще можно взглянуть на гомонящих туристов свысока: совершив путешествие в узкой кабинке по ялтинской канатной дороге. 

Ялта хороша, если под рукой оказывается любезный старожил, готовый устроить экскурсию по потайным уголкам города, и здесь мне крупно повезло. В другом случае я бы, наверное, была разочарована, обнаружив обаятельный, как все прибрежные города, но чересчур предсказуемый туристический город. Ялта – как шкатулка с двойным дном. Сначала кажется, что она набита стекляшками и пластмассовыми колечками из «Союзпечати», а потом распознаешь скрытый внутренний механизм и дивишься на россыпи первоклассного янтаря, образовавшегося, наверное, на стволах тех самых сосен с Боткинской тропы лет этак миллион назад. 

Адреса: 

Пиццерия Dado’s, ул. Ленина, 7.

Паб Beerloga, ул. Киевская, 24/г.

Кафе «Кофе», набережная им. Ленина, 11.

Арт-кафе «Legends», Черноморский пер., 6.