Дефляция прошлого месяца скорректировала общий инфляционный фон.
Однако это было незначительно: месячная базовая инфляция, очищенная от сезонности, составила 0,4% против 0,5% месяцем ранее. В то же время темп скользящей инфляции снизился с 9,0 до 8,1%. О росте цен рассуждают сотрудники НИУ «Высшая школа экономики» Николай Кондрашов, Максим Петроневич.
Последние данные Росстата свидетельствуют о технической дефляции в августе. Цены опустились на 0,2% за счёт удешевления продовольствия на целых 1,4%, обусловленного хорошим урожаем этого года. Лидерами падения, разумеется, стали сезонные овощи (-19,5%), фрукты (-6,1%) и картофель (-33,8%), но цены снизились и на «базовые» продукты, в том числе на крупы, сахар, подсолнечное масло. Что до фундаментальных изменений, то здесь всё не столь прозрачно и однозначно.
Базовая инфляция по методологии Центра развития, казалось бы, стабилизировалась, вот уже третий месяц подряд кочуя в диапазоне 0,32–0,38%. Однако снятие сезонности с самой базовой инфляции показывает, что темпы роста из месяца в месяц снижаются – с 0,63% в мае до 0,43% в августе (в июле было 0,54%). При этом наметился определённый раскол в самой товарной структуре роста цен: продовольствие резко притормозило (с 0,57% в июле до 0,24% в августе), в то время как в отношении непродовольственных товаров и услуг видна тенденция сохранения текущих темпов роста на уровне 7 и 8% в годовом выражении соответственно.
Примечательно, что рост цен (с учётом сезонности) замедляется практически на все товары продовольственного сегмента, и нам кажется разумным рассматривать это скорее как компенсацию неурожайного 2010 года (теперь развеялись страхи усугубления продовольственной ситуации), чем как довод к пересмотру оценки общего инфляционного фона. Куда важнее с этой точки зрения сегмент непродовольственных товаров долговременного пользования, темп роста цен в котором вот уже третий месяц подряд держится на уровне 0,45% в месяц! Самое интересное, что даже на уровне отдельных товаров ситуация выглядит стабильной. Похожего рода картина наблюдается и в платных услугах, цены на которые, впрочем, разогнались по сравнению с прошлым месяцем (0,63% против 0,42%). Однако это вовсе не говорит о повышательной тенденции, поскольку цены лишь вернулись к устоявшемуся за этот год темпу роста. Уместнее тогда уж сказать, что июль «выпал» из наметившегося диапазона в 0,60–0,75% (7,5–9,4% годовых).
Таким образом, каких-либо ценовых «звоночков», указывающих на разворот долгосрочной тенденции инфляции в ту или иную сторону, мы не наблюдаем. При этом вполне возможно, что некоторое ускоряющее воздействие на динамику цен в сентябре (а может, и в начале октября) окажет ослабление курса рубля, произошедшее в середине августа (на 4% к доллару США и на 5% – к евро). Также в ближайшие два месяца мы ожидаем сохранение тенденции снижения цен на продовольствие, и прежде всего это относится к крупам и продуктам из зерновых.