Если вы покупаете виски Chivas Regal 12-летней выдержки в круглосуточном магазинчике в спальном районе, то это, скорее всего, подделка.
Это печально, но факт. Элитный алкоголь, как и любой другой, подделывают, хотя есть и своя специфика, а меры защиты требуют в первую очередь внимательности от самих покупателей. Расскажу подробнее.
Мы живем в мире подделок: оригинальных сумочек Louis Vuitton на рынке едва ли наберется 1%, а сколько человек пользуется Windows без лицензии, вряд ли кто-то сможет сказать точно. Про контрафакт на рынке алкоголя говорят чаще и больше, так как часто его путают с суррогатом и печальными последствиями для организма от его употребления. Но контрафакт – это несколько иное.
Вообще, контрафактной с точки зрения участников рынка можно назвать продукцию, которая выпущена нелегально, не тем производителем, который указан на этикетке, и не по той цене (как правило, ниже), по которой она обычно продается. При этом органолептические свойства продукта не намного ниже (а иногда и на уровне) оригинала. Тут есть ряд нюансов. Во-первых, если какой-то завод может сделать мою торговую марку по более низкой цене и без потери качества, то я просто заключу с ним контракт и отчитаюсь перед акционерами о снижении издержек и себестоимости продукта.
Во-вторых, насколько велика опасность, когда твою продукцию подделывают другие производители? Если органолептические свойства аналогичны твоему продукту, то это, как ни парадоксально, даже выгодно производителю. Да, поначалу ты несколько теряешь в продажах: подделка забирает часть покупателей. Но бутылка сама по себе является составляющей маркетинга компании, и производитель контрафакта делает за тебя часть работы по продвижению бренда: в итоге продажи растут. Если вы думаете, что это специфика только алкогольного рынка, то задайте себе простой вопрос: почему компания Microsoft по-настоящему взялась за распространителей нелегальных версий той же Windows только тогда, когда фактически стала монополистом на рынке?
Ну и третий нюанс – по поводу нелегально произведенной продукции. Ее производство и распространение блокирует государство. Можно долго спорить, задача ли это государства или производители сами должны отслеживать нелегально произведенный алкоголь, но в нашей стране этим занимаются госорганы. Самый важный элемент защиты – госакцизная марка. Она при условии покупки в официальной рознице с 99-процентной вероятностью гарантирует легальность продукта. Государство контролирует всю цепочку производства через нанесение спецмарок и систему ЕГАИС. Важно здесь и то, что в России дистрибьюторы, торговые сети и производители проходят через обязательное лецензирование – мало кто захочет рисковать лицензией ради одной-двух фур с контрафактом.
Однако ситуация кардинально меняется в случае с элитными напитками, ввезенными в Россию из-за рубежа. Если, к примеру, в Польше произвели контрафактный Jameson и поставили его в Россию, то формально в России это уже настоящий Jameson. Что делать в этой ситуации потребителю? Во-первых, тщательно выбирать место, где вы покупаете напиток. Крупные торговые сети работают напрямую с производителями либо с дистрибьюторами, обладающими репутацией на рынке. Ни те, ни другие не будут рисковать даже из-за нескольких вагонов контрафакта – это слишком незначительный объем в обороте и слишком большие риски для репутации. Поэтому если вы не хотите рисковать, то, как я писал выше, не надо покупать элитный алкоголь в круглосуточном ларьке у дома.
Второй способ защититься, который часто советуют, – внимательно смотреть на спецмаркировку бутылок и упаковки. Производители идут на самые разные ухищрения. Бутылка, этикетка, укупорка обязаны быть уникальными – это осложняет подделку, делает ее дороже. Причем, даже если удастся подделать оригинальную бутылку, ее качество будет гораздо ниже оригинала хотя бы потому, что с компаниями, производящими стекло, заключаются очень жесткие договоры, исключающие продажу бутылок на сторону. Суперпремиум бренды даже присваивают каждой бутылке индивидуальный номер, по которому вы можете проверить ее подлинность. Но обратите внимание, что эти средства требуют усилий не только от производителей, но и от самих покупателей, которые должны знать, как выглядит в оригинале напиток, какие средства защиты использует производитель. И тут мы подходим к третьему способу защиты от подделок в элитном сегменте алкоголя.
Элитный напиток нужно знать. Нужно быть по-настоящему лояльным потребителем. Нужно хотя бы раз попробовать его, будучи уверенным, что это оригинал. Желательно покупать его в одном месте, в одной торговой сети, ну и обращать внимание на то, насколько соответствует бутылка и упаковка тому, что вы пили в прошлый раз. Хорошо знать историю и философию напитка, его идею и происхождение – тогда вы по ощущениям сможете отличать оригинал от подделки уже на уровне упаковки.
Конечно, эти способы не дадут стопроцентной гарантии от подделки, но в подавляющем большинстве случаев избавят от неприятных впечатлений от довольно сомнительного удовольствия покупки дорогой подделки.