В отличие от предыдущих лет, на загородном рынке в текущем году было несколько пиков спроса – как предсказуемых, так и неожиданных.
Если в «стандартные» годы основной всплеск интереса к загородной недвижимости приходится на весенние месяцы, то в 2011 году отмечено три пика спроса. Первый пришелся на февраль, затем значительный рост спроса был отмечен в мае, и особенно много сделок заключено в августе и сентябре.
Февраль является традиционным «пиковым» месяцем для загородной недвижимости – начинаются сезонные покупки. В это время заключается наибольшее число сделок, что вполне объяснимо. Впереди сезон, владельцы участков без подряда могут начать строительство, максимально эффективно используя летние месяцы. В этом году рост спроса составил 46% по сравнению с январем.
Покупатели готовых домов предвкушают возможность сделать ремонт и провести лето с семьей на природе. Кроме того, начиная с конца декабря, тратятся бонусы, полученные по итогам года, и эти деньги часто инвестируют именно в покупку недвижимости. В стандартных условиях на период с января по апрель приходится почти половина всех годовых продаж.
После марта продажи постепенно снижаются, поскольку, во-первых, уходит драгоценное время для строительных работ; во-вторых, наступает сезон отпусков, и клиенты предпочитают отдыхать, а не совершать сделки. Однако в 2011 году май и август-сентябрь были совершенно нехарактерными – было заключено большое количество сделок, интерес к загородной недвижимости перешел в реальные покупки. Так, майский спрос на 24% превысил январский, а августовский и вовсе показал рекордные 57% роста.
Я могу объяснить нетрадиционные пики спроса макроэкономическими условиями. Деньги сейчас ведут себя непредсказуемо, как средство вложения это не самый надежный инструмент, фондовые рынки волатильны. Поэтому недвижимость сейчас становится альтернативой золоту, и даже если она и будет обесцениваться, то незначительно. Таким образом, инвестиции в недвижимость сейчас могут спасти средства. Особенно это касается объектов в низких ценовых сегментах – коттеджные поселки экономкласса сейчас продаются активнее всего. При этом клиенты не скрывают, что хотят сберечь свои деньги.