По данным Росстата, прошедший 2008 год в сфере машиностроения в целом завершился с положительными показателями. Рост производства машин и оборудования составил 104% к 2007 году. При этом производство механического оборудования возросло на 16,7 процента. Тракторов за 2008 год произведено 18,7 тыс. штук, что составляет 129% к 2007 году.
Вместе с тем, финансово-экономический кризис, получивший свое основное развитие в IV квартале, внес серьезные коррективы в экономические показатели отечественных предприятий.
По статистическим данным Росстата, в декабре месяце падение промышленного выпуска в России достигло 10,3%, в том числе в обрабатывающих производствах, куда входит машиностроение – на рекордные 13,2%. По прогнозам отраслевых специалистов, промышленный спад к концу первого квартала может достичь 15%.
В IV квартале 2008 года по сравнению с III кварталом 2008 года производство по всем видам выпускаемой промышленной продукции, курируемой Комитетом по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальному и дорожно-строительному машиностроению при Бюро Центрального Совета «СоюзМаш России», упало в среднем на 33,6%.
Наибольшее падение, выпускаемой российскими предприятиями техники, произошло по культиваторам (67,6%), башенным кранам (65,5%), экскаваторам (63,4%), тракторам (55,1%), комбайнам (38,7%), автогрейдерам (38,1%).
По колесным тракторам, зерноуборочным комбайнам, плугам, сеялкам, культиваторам, автогрейдерам производство по сравнению с 2007 годом увеличилось. Однако этот позитивный факт не является показателем благополучия отечественных предприятий. По состоянию на 1 января 2009 года на многих предприятиях скопилось значительное количество нереализованной продукции, составляющей от одной до трех месячных программ производства.
Неплатежеспособность потребителей и отсутствие у промышленных предприятий кредитных средств подточило финансово-экономическое положение российских производителей, многие из которых вынуждены существенно сократить трудовую неделю, производственный персонал, а в некоторых случаях, осуществить полную остановку производственных процессов.
На сегодняшний день банки выдают кредиты под 19-24% годовых, что для машиностроения не приемлемо, так как данная отрасль, в силу длительности производственного цикла и низкой доходности, способна гарантировать рост при процентных ставках не выше 8-11% годовых. В связи с этим многие предприятия пересмотрели свои планы по выпуску техники на 2009 год в сторону уменьшения.
На этом фоне наши конкуренты из ближнего зарубежья (Республика Беларусь) в 2009 году планируют наращивание производства сельскохозяйственной техники и увеличение ее экспорта, в основном в Российскую Федерацию. Поэтому Правительством РФ для поддержки реального сектора экономики предпринят ряд антикризисных мер в сфере защиты отечественного рынка, насыщения отрасли финансовыми ресурсами, формирования потребительского спроса и др. Эти меры по свой сути правильны. Однако в ряде случаев не проработаны в полной мере механизмы реализации, снижена дисциплина исполнения, запаздывает финансовое обеспечение.
В условиях продолжающегося кризиса необходимы дополнительные меры, в том числе обусловленные необходимостью реализации долгосрочных приоритетов. Предпринимаемые на различных уровнях федерального правительства и региональных властей, а также на каждом отдельно взятом предприятии антикризисные меры не могут быть эффективными без единого концептуального подхода, определяющего стратегически важные для страны народно-хозяйственные цепочки.
Кроме того, важно укреплять взаимодействие с зарубежными коллегами, находить новых партнеров, реализуя инвестиционные проекты, создающие хороший задел на будущее, считают представители Союза машиностроителей России.
Также СМР подчеркивает, что без государственной поддержки, протекционистских мер отечественному машиностроению не обойтись. Рассматривая весь комплекс мер нельзя забывать о важности поддержки российских экспортеров промышленной продукции. Для них необходимо упростить процесс предоставления госгарантий.
Необходимо еще раз рассмотреть предложения о снижении ставки НДС для промышленных предприятий с 18 до 12%. Это позволит предприятиям в кризисный период думать не только о выживании, но и о дальнейшем развитии.
По материалам Союза машиностроителей России