В условиях падения объемов грузовых перевозок развитие технологии по формированию и вождению по железным дорогам грузовых поездов массой 8000 тонн и более становится важнейшим ресурсом по сокращению эксплуатационных расходов компании.
В прошедшем году на сети железных дорог ОАО “РЖД” было сформировано 5247 грузовых поездов массой более 8000 тонн, что в три раза больше чем в 2007 году, и проведено 7834 соединенных поезда (рост в 4,6 раза).
В 2008 году средний вес грузового поезда возрос на 37 тонн по отношению к 2007 году, что дало экономический эффект к заданию – 672,8 млн руб.
Ранее движение тяжеловесных поездов организовывалось в рамках отдельных магистралей. В настоящее время завершены подготовительные работы по реализации вождения поездов — тяжеловесов на полигоне нескольких дорог, что позволяет снизить потребность в использовании локомотивов и увеличить пропускную способность сети.
В настоящее время завершены подготовительные работы по реализации вождения тяжеловесных поездов на маршруте от ст.Алтайская (Кузбасс) до ст.Вязьмы. Далее угольные маршруты следуют до Шкиротавы — в порты Балтии. Причем, если ранее на участке от Кузбасса до портов Балтии было возможно использование поездов весом 6,3 тыс. тонн, то теперь инфраструктура Западно-Сибирской, Свердловской, Горьковской и Московской железных дорог готова к движению поездов весом 9 тыс. тонн.
В 2009-2010 годах только на северо-западном направлении планируется внедрить вождение девятитысячников в порт Усть-Луга и на станцию Санкт-Петербург-сортировочный через Свердловскую и Северную железные дороги.