Как это ни печально, но лето подходит к концу, а, значит, ждем увеличения пассажиропотока, следовательно, опять обострятся проблемы с городским транспортом.
О том, что нас ждет в ближайшую осень, мы поговорили с Александром Фадеевым – директором МБУ «Центр организации и контроля пассажироперевозок».
— Тема маршруток уже заезжена, жалобы на них сыплются со всех сторон, да и все их недостатки известны потребителю, допустим, на 28 маршрут постоянно жалуются за раннее завершение работы, а 19 и 24 часто не заходит на Мокрушина, а вот что насчет троллейбусов и трамваев?
— На них жалуются не меньше и проверяют их постоянно. Строительство развязки на 4-ой поликлинике подкосило троллейбусное депо, если вспомнить, во время строительства троллейбусы один за другим ходили по проспекту Ленина, пассажиров везли мало, резко упала выручка, а, следовательно, и зарплата, водители стали уходить. Поэтому и сложилась сейчас такая ситуация, что потребность города в муниципальном транспорте огромная, а водителей нет, пока их найдут, да научат – много воды утечет. Надо еще иметь ввиду, что маршрутник работает на себя и, зачастую, «до упора», в 5:00 вышел из дома, в 23:00 зашел домой, ибо надо зарабатывать. Не все владельцы маршрута следят за тем, чтобы водитель маршрутки отработал положенные часы и ни минутой больше, а вот троллейбусное депо так работать не может. Все водители отрабатывают только положенную смену и, в соответствии с законом, идут отдыхать.
Мы знаем все проблемы маршрутов, вот, например, 19 и 24 маршруты не заезжают на Мокрушина, но ведь не от хорошей жизни и не от вредности так делают, ж/д переезды – головная боль всего города, мучаются и страдают от них все: и пассажиры, и маршрутники, и автомобилисты. Город будет решать эту проблему, вот только как сейчас добираться домой без мучений жителям районов за переездами – вопрос открытый. Разумеется, мы все проверяем и выносим предписания, но ситуация коренным образом изменится лишь при полном разрешении проблемы ж/д переездов, — рассказывает Александр Фадеев.
— Всегда ли жалобы потребителей объективны?
— Да, люди жалуются не всегда объективно, иногда до смешного доходит. Поступает жалоба от человека, который говорит, что маршрутка с таким-то номером мимо остановки проехала, либо «стою на остановке уже 25 минут, а маршрутки все нет и нет», а у нас как раз там контрольная проверка проходит, выездной специалист работает, пишет на видео. Специалист докладывает, что и интервал этим маршрутом соблюдался, и на остановке водитель останавливался. А жалоба есть, по ней надо работать, разбираться, а это все силы, люди, время и деньги, разумеется. А знаете, сколько к нам звонят пожаловаться на маршрутку, а в итоге получается, мы работаем как служба психологической помощи для пожилых людей. Мы все понимаем, конечно, но не наш это профиль, точно.
Водители маршруток – они не ангельского характера, иногда и сорваться могут, наорать. По всем случаям жалоб мы разбираемся, но когда начинаешь разговаривать с водителем, видишь аргументы другой стороны, начинаешь понимать, что и пассажиры, зачастую, ведут себе не очень хорошо, хамят, грубят, считая, что психологическая разрядка тоже входит в стоимость проезда, а ведь это неправильно, — объясняет А. Фадеев.
— Грядут ли какие-нибудь перемены в сфере частных перевозок?
— Маршрутный бизнес ждут перемены, к этому надо готовиться. От идеи «один маршрут – один перевозчик» власть не отказывается, придется меняться. Также есть идея «в нагрузку» к прибыльному маршруту давать убыточный, но как это будет реализовано без особых последствий для бизнеса и пассажиров, пока еще не очень понятно.
И еще, в городе Томске нет маршрутных такси. Все маршрутки – городской пассажирский транспорт, а значит должны останавливаться всегда на всех остановках, и неважно, что нет пассажиров ни на вход, ни на выход. И только на окраинах может быть «остановка по требованию», останавливаться на которой водитель может по просьбе пассажира. Схема остановок с пометками – обязательная часть интерьера салона маршрутки.
Есть и хорошая новость – комитет взялся за строгий контроль экипировки автобусов, чтобы пассажиру уже на остановке было понятно, куда и по какому маршруту идет автобус, а не так – «мы идем туда, но через кудыкину гору по объездному маршруту». Также номера маршрута, в обязательном порядке, появятся и на задних стеклах автобуса.
В последнее время участились жалобы пассажиров на грязь в салоне, и эти жалобы дошли до ушей маршрутников, в городе очередь на пошив чехлов на сидения почти на две недели вперед.
— Давайте поговорим про информационное будущее транспортной сети. Что ждет томичей: электронные табло, электронные билеты, мобильные приложения с расписаниями движения транспорта. Как это повлияет жизнь горожанина?
— Электронное табло – для удобства пассажира, какие маршруты ходят через эту остановку, через какое время приедет следующий автобус – мечта потребителя, как и теплые остановочные пункты. В планах обеспечить такими табло каждую остановку Томска, сейчас такое табло работает в тестовом режиме на остановке ДОСААФ.
Электронное табло – это еще и средство заманивания маршрутников в теплые объятия Навигационно-информационного центра города Томска. Сейчас ситуация такова; по закону, приборами ГЛОНАСС должен быть оборудован весь маршрутный автопарк, и маршрутники, в большинстве своем, эти приборы установили, а вот закона, который бы обязал передавать информацию по движению автобусов в единый центр – нет. Маршрутники слежки за собой не хотят, свобода есть свобода, но вот обменять эту свободу на возможность внесения своего маршрута в расписание электронного табло, на это, некоторая часть перевозчиков, согласна. Тем более, что бюджет берет на себя все вопросы обеспечения интеграции с коммерческими операторами, с которыми маршрутники заключили договора обслуживания. Все это стоит и сил и средств, но возлагать эти расходы на перевозчиков город не планирует.
В планах, НИЦ будет выступать как единый контролирующий центр, в который будет стекаться информация по движению всего городского транспорта, включая машины администрации, спецавтохозяиства и т.д. Какие плюсы от этого контроля? Во-первых, получение информации о заторах, пробках, интервалах движения пассажирского транспорта, а, следовательно, и дальнейшая разработка оптимизации дорожной сети, во-вторых, контроль за расходами и работой муниципальных машин, что тоже выгодно для бюджета.
А электронный билет мы ждем уже осенью 2013 года, т.е совсем скоро. Преимущество электронного проездного билета уже оценили жители Новосибирска, теперь очередь за томичами. 250 единиц муниципального и межмуниципального транспорта будут оборудованы валидаторами, так что скоро проблема размена отпадет сама собой. Естественно, все льготы по проезду сохранятся, а город получит статистику, какими видами транспорта чаще всего пользуются льготники, и льготные деньги пойдут по целевому назначению: кто больше льготников перевез, тот больше денег от бюджета и получил.
— А как в схему бюджетных денег и электронного билета будет встроен маршрутный транспорт? Эта система будет работать в маршрутках?
— Пока маршрутники могут либо присоединяться к этому новшеству, либо нет, но в будущем всех перевозчиков обяжут быть в системе единого электронного проездного билета. Встретят ли это маршрутники с радостью – навряд ли, ведь такая информационная система напрочь перекроет «серую» выручку.
И, напоследок, всем любителям мобильных гаджетов: сейчас мы работаем над мобильным приложением для продвинутых жителей Томска, эта разработка поможет горожанам в реальном времени получать всю информацию и про расписание, и про движение транспорта, и про пробки. Остается только немного подождать.
А еще, А. Фадеев напомнил о необходимости всегда требовать билет за проезд. Зачем? И так хорошо, что довезли… Но, нет: с 1 января 2013, все пассажиры страхуются в обязательном порядке. И не дай Бог, что-то произойдет в поездке, единственным доказательством проезда является билет. Этот же билет нужен и для пересадки в следующий автобус/троллейбус, если тот, в котором вы едете, сломается.