Родители только задремали, как из детской послышался плач, или рыдающее чадо вбежало в комнату, крича, что под ее/его кроватью снова сидит страшный монстр.
Ситуация знакомая многим родителям детей в возрасте от 3 до 7 лет.
«Дело в том, что причин детских страхов достаточно много. Головной мозг дошкольника еще недостаточно сформирован и ему сложно отличать реальность от нереальности. Выдумки – это детский защитный механизм, который является нормальным и естественным. Монстры и чудовища – это проекция эмоционального состояния, которое психике ребенка сложно перенести, а выразить необходимо, так как подавление переживаний приводит к болезням», — комментирует педагог-психолог общеобразовательного детского сада г. Томска Мария Котенко.
В возрасте 5-6 лет актуальность обретает страх смерти, катастроф и других ужасающих событий. Этот возрастной страх, по словам психолога Марии Котенко, связан в первую очередь с информацией, которую ребенок получает из окружающего мира (в том числе посредством телевизора, радио и т.д.), а затем невольно переносит на себя.
Бороться с монстрами под кроватью или в шкафу поможет логика. Необходимо развивать у ребенка логическое мышление, которое поможет ему понять, что многое в этом мире объяснимо и не страшно, а чего-то и вовсе не существует.
Формированию логического мышления в большой степени поможет, конечно же, наука. Почаще посещайте с ребенком различные исторические и естественнонаучные музеи, где он сможет собственными глазами увидеть «монстров» вроде динозавров, узнать, как происходят те или иные явления, или даже поучаствовать в каком-либо опыте.
Так же немаловажны контактные зоопарки, где дитя сможет погладить и подержать на руках внешне страшных, но при этом абсолютно безопасных животных вроде ящериц и т.д.
Победите монстров вместе с ребенком своим воображением. Вместе придумайте героев и нарисуйте комикс, где все весело и легко побеждают злого Бабайку, живущего за креслом.
Побороть боязнь несуществующих чудовищ можно, устроив дома праздник Хэллоуин. Смастерите ребенку костюм монстра и пригласите на костюмированный праздник друзей чада, чтобы они все вместе могли почувствовать себя в роли пугающих, а не напуганных.
Если же приступ страха случился здесь и сейчас, то ждать завтрашнего похода в зоопарк, конечно же, бессмысленно, нужно действовать.
Здесь снова поможет логика и разговор. Нужно расспросить ребенка о монстре: кто он, где прячется, когда приходит, как выглядит.
Например, выясните у ребенка размеры монстра, больше ли он папы. Если больше, то ведите разговор в следующем ключе: спросите, как же такой большой монстр залез под кровать, в шкаф. И чтобы подтвердить, что монстр не смог бы туда поместиться, смело запихивайте папу в шкаф или под кровать, желательно вызывая у ребенка смех.
Можно идти и другой дорогой. Например, рассказать ребенку, что еще утром, вы положили на подоконник чеснок, которого боятся монстры, или сказать, что в вашем городе не водятся чудища («Ведь мы живем в …!»), или убедить ребенка, что монстры приходят только к плохим людям.
«Родителям следует помогать ребенку справиться с эмоциональным переживанием (страхом монстров – прим. автора), играя в него, прорисовывая, представляя себя этим монстром и т.д.; и не заострять на этом слишком много внимания – стараться отвлечься, одновременно не игнорируя чувства и потребности малыша» — заключает психолог Мария Котенко.