Чистая прибыль группы компаний «Аэрофлот» за шесть месяцев 2008 года по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) составила 72,2 млн долл. США, что ниже показателя за 6 месяцев 2007 г. на 55,2% или на 89 млн долл. США, сообщают в пресс-службе авикомпании.
При этом консолидированные доходы группы «Аэрофлот» за шесть месяцев 2008 г. по МСФО по сравнению с соответствующим периодом 2007 года выросли на 28,4% или на 473,1 млн долл. США и составили 2138,4 млн долл. США.
При повышении дохода прибыль не возросла из-за высоких операционных расходов. Они выросли на 42,1% или на 593,1 млн долл. США и составили 2001,6 млн долл. США.
По словам заместителя генерального директора по финансам и планированию ОАО «Аэрофлот» Михаила Полубояринова, снижение чистой прибыли связано с резким ростом цен на авиаГСМ.
Действительно, у многих компаний были проблемы из-за высоких цен на топливо. Сильнее всех пострадал альянс Airunion. Из-за топливных долгов альянс был вынужден отменять и задерживать свои рейсы, из-за чего пострадало много пассажиров. В итоге выполнение рейсов Airunion взяла на себя авиакомпания «Атлант-Союз». В ситуации, развернувшейся вокруг компании, винили ее менеджеров, воровство, желание конкурентов прибрать компанию к рукам. И все же проблемы бы не стояла, будь топливо дешевле.
Так же пострадала авикомпания Sky Express, блокирующим пакетом которой обладал генеральный директор авиакомпании «Красэйра» и акционер других компаний AiRUnion Борис Абрамович. 10 сентября глава Росавиации Евгений Бачурин призвал отозвать у нее лицензию также по причине долгов.
Стоит отметить, что и компании альянса Airunion, и авиакомпания Sky Express позиционировали себя, как low cost перевозчики. Видимо, при низких ценах авиабилеты компании не смогли справиться со стоимостью топлива.
«Основная проблема авиаотрасли — это дорогое авиатопливо. Доля топлива в структуре себестоимости составляет порядка 70%. Соответственно, больше всего страдают перевозчики со старым топливонеэффективным авиапарком. Стоит отметить, что российские самолеты менее экономичные, нежели западные аналоги. Дорогое топливо приводит к снижению рентабельности, и в период спадов в отрасли, которые обычно длятся 3-5 лет, мелкие авиаперевозчики могут прийти к банкротству, что будет стимулировать рынок M&A. Тем не менее, крупные перевозчики, такие как «Аэрофлот», «Сибирь», «Трансаэро», ГТК «Россия» и ряд других переживут этот период с некоторым снижением результативности. Но ничего катастрофичного им не грозит», — сказала Марина Иркли, аналитик ИК «Велес Капитал», во время онлайн конференции, организованной Финам.ru.
В середине сентября правительство обещало способствовать снижению цен на топливо на 10-15%. Поэтому у авиакомпаний появился шанс поправить свою финансовую ситуацию.
Также Минтранс России разработал программу создания системы альтернативных аэропортовых комплексов авиатопливного обеспечения. И «Аэрофлот» стал первой компанией, которая сможет воспользоваться преимуществами демонополизации рынка авиатопливо. Аэропорт Шереметьево, где базируется авикомпания, заключил с «Газпром-нефтью» генеральное соглашение о сотрудничестве в области авиатранспортной деятельности и авиатопливообеспечения. В соответствии с соглашением к 2011 году в аэропорту будет построен новый комплекс авиатопливного обеспечения.
Таким образом, ситуация сложилась так, что «Аэрофлот» в наименьшей степени затронет кризис на авиатопливном рынке и авиакомпания сможет поправить свои финансовые результаты.