Интересное

Старшеклассники более оптимистичны и амбициозны, чем другая молодежь в России. Кризис на них влияет меньше, чем на других, а интересная и высокооплачиваемая работа для них важнее стремительного карьерного роста.

20:17 / 22.05.09
343
Мы в социальных сетях:

Сегодня выпускники многих школ отмечают последний звонок. Им осталось только сдать экзамены и они выйдут во взрослую жизнь. С какими ценностями и установками старшеклассники покинут школу?

Говоря о целях в жизни, школьники 16–17 лет чаще других представителей молодого поколения называют получение образования (59% против 26% в среднем по опросу). Кроме того, для них интерес и прибыльность работы, по данным ФОМа, важнее, чем карьерный рост. Хорошую, высокооплачиваемую, любимую, интересную работу мечтают получить 45% старшеклассников против 35% среди молодежи в целом. При этом о карьере и успехе говорят лишь 8% школьников против 25% среди студентов и 16% среди молодежи в целом. О счастье в личной и семейной жизни школьники также мечтают нечасто (13% против 24% в среднем по молодежи и 29% среди студентов).

Почти три четверти школьников 16-17 лет намерены получить высшее образование (71%). Примерно каждый шестой старшеклассник хотел бы закончить среднее профессиональное учебное заведение: училище, техникум и т. п. (17%).

Заметим, что почти каждый четвертый старшеклассник говорит о том, что экономический кризис повлиял на его планы продолжить образование (22%), причем чаще других об этом сообщают девушки и жители села. Наиболее распространенная причина корректировки планов – возникшие сложности с оплатой образования.

Представления школьников о «работодателях мечты» мало отличаются от устремлений молодежи 16–26 лет в целом. Наибольшим уважением пользуются «Газпром» (19%), Администрация президента (16%), Сбербанк (14%), Газпромбанк (10%), «Лукойл» (9%), «Роснефть» (8%), МВД (8%), РЖД (8%), Первый телеканал (8%). Однако в отличие от более старших представителей молодежи 16-17-летние школьники более ориентированы на такие брендовые компании, как «Майкрософт» (11% против 6% по выборке) и «Адидас» (10% против 4%). Школьники более зависимы от родителей в финансовом плане, поэтому не так сильно ощущают на себе последствия кризиса. Постоянная работа есть только у 1% старшеклассников, еще 15% подрабатывают. Но все же подавляющему большинству материально помогают родители (89% против 47% среди молодежи в целом). Зато им реже помогают другие члены семьи. 11% школьников ощущают поддержку других родственников, в то время как среди молодежи в целом ее ощущают 17% респондентов.

Только 23% школьников ощущают на себе влияние кризиса. Работающая молодежь говорит о пагубном воздействии кризиса чаще всего (55%). Среди студентов 46% заявляет, что на них сказывается экономический кризис. Неудивительно, что старшеклассники также реже говорят о том, что их материальное положение ухудшилось (28% против 45% среди молодежи в целом).

О слабой вовлеченности школьников в кризис также говорят следующие данные: почти половина школьников 16–17 лет сообщили, что за последние 3 месяца они не стали чаще задумываться о сокращении расходов, об экономии (49% против 34% среди всей молодежи 16–26 лет). Только 42% начали экономить, что значительно меньше, чем среди студентов и работающей молодежи (66% и 63% соответственно).

Среди других отличий школьников 16-17 лет от других групп молодежи: они не пытаются найти работу (53% против 31%), чаще называют Родину среди наиболее важных жизненных ценностей (15% против 9%), ощущают себя более комфортно в ситуации жизненных перемен (37% против 26%).

Кроме того, старшеклассники больше любят выделяться из толпы (53% против 41%). Но при этом они чаще принимают участие в молодежных организациях и сообществах по интересам (17% против 10%).

Школьники чаще увлекаются спортом (53% против 34%), танцами (24% против 17%), компьютерными играми (33% против 25%), покупают одежду брендов «Адидас» (40% против 29%), «Найк» (31% против 21%), «Пума» (24% против 14%), не курят (66% против 49%), смотрят телеканалы СТС (54% против 43%), «Муз-ТВ» (37% против 21%), «Спорт» (21% против 18%), MTV (26% против 16%), слушают Love Radio (18% против 10%), Хит FM (14% против 9%), читают журнал «Йес» (11% против 4%).