Пятый сезон аренды электросамокатов в Томске официально завершился накануне, 5 ноября, с приходом первого снега. Пионером аренды кикшерингов в городе стал Whoosh, превратив электросамокаты из технологической диковинки в привычный элемент городского ландшафта и стрит-культуры. Параллельно с ростом популярности в обществе нарастает и дискуссия о правилах использования этих средств передвижения, мерах наказания для самокатчиков и даже полном запрете электросамокатов. Журналист Tomsk.ru изучил итоги пятилетки, обратившись в пресс-службу кикшеринговой компании и УМВД России по Томской области.
«На пятый год работы в городе суммарное число пользователей сервиса за все время присутствия превысило 350 тысяч человек. Это означает, что хотя бы одну поездку на самокатах Whoosh совершило более 60% томичей. Интересно, что по итогам первого сезона в Томске насчитывалось около 42 тысяч пользователей, то есть за пять лет кикшеринг стал популярнее более чем в восемь раз», — рассказали нам в сервисе Whoosh.
В минувшем сезоне почти 90 % поездок подчинялись определенному транспортному сценарию. Средняя продолжительность одной поездки составила 10 минут 57 секунд, а расстояние, которое преодолевают томичи, — приблизительно 4 километра. Наибольшим спросом пользовались маршруты по Красноармейской улице — от корпуса ТУСУРа на площади Южной до пересечения с улицей Сибирской. Также в лидеры вошли поездки по улицам Елизаровых и Усова, проспекту Кирова и Иркутскому тракту в микрорайоне Высотный.
Также в Whoosh заявили о значительном — на 42% — снижении количества аварий с участием своих самокатов в Томске по итогам сезона 2025 года. Отмечается, что положительная динамика отмечалась во всех районах и не зависела от времени суток или наличия специальных зон с автоматическим ограничением скорости.
В пресс-службе сервиса нам также уточнили, что они усилили контроль возрастного ценза. В 2025 году было заблокировано 879 аккаунтов, владельцы которых не достигли 16 лет. Возраст пользователей был установлен в ходе верификации через систему банковского идентификатора. Подавляющее большинство — 830 аккаунтов — принадлежало подросткам 14–15 лет.
«За последние годы в Томске постепенно формируется культура вождения электросамокатов. Благодаря планомерной совместной работе с Госавтоинспекцией и городской администрацией, включающей обучение правилам дорожного движения, контроль за их исполнением и внедрение новых технологий, большинство пользователей знает правила и осознает ответственность за их нарушение. Совместно с ГАИ мы проводим лекции по безопасности в учебных заведениях и организуем Школы вождения в разных частях города», — отмечают в компании.
О росте ответственности свидетельствует и внутренний рейтинг пользователей, который сервис ввел в текущем году. Всего 0,03% клиентов получили понижение из-за неправильной парковки или пересечения проезжей части по пешеходному переходу без спешивания. Еще около 10% пользователей ездят редко или зарегистрировались недавно, и об их поведении пока недостаточно сведений. Свыше 89% обладают высшим рейтингом, что означает безопасное и аккуратное вождение без инцидентов.
Статистика правоохранительных органов в целом подтверждает эту тенденцию. Так, с начала 2025 года по 30 октября включительно в Томске было зарегистрировано 22 ДТП с участием СИМ. Это меньше, чем за аналогичный период 2024 года (37 аварий), но несколько больше, чем в 2023-м (17 аварий). Ранее отдельного учета таких инцидентов не велось. В результате этих происшествий в 2025 году пострадало 5 человек, что также ниже показателя прошлого года (11 человек) и соответствует уровню 2023 года. Об этом редакции Tomsk.ru сообщили в пресс-службе УМВД России по Томской области.
«Электросамокаты с мощностью двигателя от 0,25 до 4 киловатт приравниваются к мопедам. Для управления ими требуется водительское удостоверение категории «М» или любой другой действующей категории. Управление таким устройством в состоянии опьянения влечет административную ответственность по статьям 12.8 и 12.26 КоАП РФ. Повторное нарушение может привести к уголовному делу по статье 264.1 УК РФ. Если мощность электродвигателя не превышает 0,25 киловатта, то в случае управления в нетрезвом виде ответственность наступает по части 3 статьи 12.29 КоАП. Наказание варьируется от штрафа в 800 рублей до 1500 рублей», — напомнили томичам об ответственности за нарушения в региональном ведомстве.
С начала 2025 года по 30 октября сотрудники Госавтоинспекции в Томске привлекли к административной ответственности трех водителей СИМ за управление в состоянии опьянения. В прошлом году за тот же период был зафиксирован один подобный случай.