Интересное

«Мы покупаем тишину»: выпускник ТГУ и директор Хакасского заповедника Виктор Непомнящий – о большой туристической эволюции

19:00 / 29.11.23
3311
Мы в социальных сетях:

Чуть больше 10 лет назад началась новая эпоха в развитии экотуризма – стало возможно массовое посещение национальных парков, ранее ограниченное государством. У руля уникального южно-сибирского заповедника «Хакасский» как раз встал Виктор Непомнящий — молодой ученый-географ, выпускник ТГУ. При нем малоизвестная территория вошла в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Как в становлении помогало образование, что такое «юртинг» и как эволюционировал современный турист, рассказываем в специальном проекте Tomsk.ru и ТГУ «Университет без границ».

Я всегда увлекался природой, с отцом ездил на рыбалку, на сплав, но с точки зрения выбора профессии география была неожиданным поворотом. Я очень сильно хотел учиться в Томском университете! О-о-очень сильно! Для Хакасии это всегда был серьезный, непоколебимый ориентир в образовании.

Времена были непростые — 1990-е, амбиций у всех было много, рейтинговыми специальностями считались две – юрист и экономист. Ну и я такой — из провинциального города, достаточно средне учившийся в школе – тоже поехал поступать, конечно же, на юрфак и эконом! Ни туда, ни туда не взяли. С печальным взглядом вернулся на малую Родину, пошел на гуманитарные дисциплины в Абакане, но не оставил желания учиться в ТГУ. Неудача с поступлением меня, с одной стороны, отрезвила, с другой – закалила: я понял, что если хочу в Томск, надо выбирать что-то по силам.

Готовился целенаправленно в течение года, приняв холодный душ от профессорско-преподавательского состава. Несколько раз ездил к друзьям, уже поступившим в ТГУ. Тогда было возможно свободное посещение, и я помню, как впервые увидел потоковую аудиторию, где читал лекцию профессор юридического института Владимир Волович. Это был культурный шок! Я еще больше убедился в правильности своих намерений. В 1998 году я стал студентом Томского государственного (бывшего императорского, как я всегда подчеркиваю) университета.

«Мы покупаем тишину»: выпускник ТГУ и директор Хакасского заповедника Виктор Непомнящий – о большой туристической эволюции

Для второй попытки я выбрал геолого-географический факультет. В то время только-только начинал развиваться туризм, и на ГГФ открылась новая специальность «туризм и экскурсионное дело». Туда я и стремился. Первая выездная практика у нас была ка раз в республику Хакасия, откуда я родом! В группе было примерно поровну томичей и приезжих, но почти все – из классических «таежно-болотных» регионов. И вот мы приехали к нам… Томичи, увидев первого суслика, просто визжали от восторга! Удивлялись нашим ландшафтам. На свою малую Родину я стал смотреть с еще больше любовью и гордостью.

Первый курс я закончил на одни пятерки (и забегая вперед, скажу, что диплом у меня тоже был красный). Поставил себе задачу, хотя бы это очень не просто: нам давался просто потрясающий пласт информации! Поистине энциклопедические знания! Классический университет – это классическое базовое образование премиум-класса. А география – одна из самых «широких», комплексных наук. Мы должны знать и биологию, и инженерию, и математику, и историю, и экономику, и геологию, и экологию. Например, читает лекции профессор Андрей Ильич Пяк с биолого-почвенного факультета. И ты потом все знаешь о широколиственных лесах, лесах Амазонии! Навсегда запомнил первую лекцию на курсе по геоморфологии у Петра Андреевича Окишева, великолепного гляциолога, впоследствии – моего научного руководителя. Заходит профессор в аудиторию и говорит: «Я перед вами две половины по 45 минут стою. Поэтому будьте добры, поприветствуйте стоя и меня!». Потом он отворачивается к доске и 20 минут молча рисует цветными мелками картину – речную долину с террасами. И все разом становится понятно без слов! Это высший пилотаж!

Приехав домой после первого курса, я уже мог авторитетно рассказать про какие-нибудь куэстовые гряды – типичный ландшафт для Хакасии, когда у гряды один склон крутой, другой – пологий, потому что формы рельефа нам давали очень хорошо. На следующий год все это разнообразие мы смогли посмотреть сами, когда поехали на обзорно-экскурсионно-краеведческую практику. Мы путешествовали по всей Сибири – Томская, Кемеровская, Новосибирская область, Алтайский край, республика Алтай. Как профессиональные «туристы-краеведы», обязательно посещали краеведческий музей и все самые лучшие достопримечательности! Ну просто мечта! Озеро Ая, Мажерок (тогда там еще не было такой плотной застройки), слияние Чуи и Катуни… Это была потрясающая история, которая заканчивалась на базе Томского университета на Алтае, в высокогорье, в ущелье Актру. Сумасшедшая картинка. До сих фото оттуда – мои самые любимые, время от времени их пересматриваю. Именно тогда я понял, что это моя самая любимая и правильно выбранная профессия. 
«Мы покупаем тишину»: выпускник ТГУ и директор Хакасского заповедника Виктор Непомнящий – о большой туристической эволюции

Диплом я защищал по своему родному региону, и мне, кстати, очень повезло. Это редкость в жизни – так прицельно попасть в будущее, но так и должно быть. Тема у меня была по перспективам развития экотурзима в степной части Хакасии, и, конечно, базой исследования был заповедник «Хакасский», где я на 4 курсе прошел практику.  В кандидатской диссертации у меня также одна глава была посвящена хакасскому заповеднику. Тогда понятия не имел, что буду здесь работать.

Закончив аспирантуру, я продолжал свой творческий путь в должности преподавателя. Свободных ставок не было, я читал лекции по часам, и когда освободилась ставка на кафедре географии в ТГПУ, перешел в педагогический. Потом я переехал в Новокузнецк: преподавал в филиале Кузбасского государственного технического университета. Параллельно волонтерил в Хакасском заповеднике:  приезжал, выполнял социологические опросы, исследовательскую работу, подготавливал отчеты, выступал с докладами. Меня здесь хорошо знали, и в 2009 году пригласили на должность заместителя директора по научной работе. Через два года стал руководителем.

Потенциал нашей территории только предстояло раскрыть, ее мало кто знал – в конце концов, закон запрещал туризм в заповедниках. По счастливому стечению обстоятельств, именно в то время наш Президент сказал: невозможно научить любить природу по книжке. После чего началась программа развития экологического туризма в стране, в том числе у нас. В первый наш организованный тур – я удивился! – не было местных жителей вообще, в основном из центральной России. Я спрашивал: «Зачем вы к нам едете так издалека?». Туристы отвечали: «Мы покупаем тишину».  Сегодня наш заповедник — в национальном маршруте «Сибирские каникулы», мы вошли в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, чем я очень горжусь.

«Мы покупаем тишину»: выпускник ТГУ и директор Хакасского заповедника Виктор Непомнящий – о большой туристической эволюции

Все, что есть  в Хакасии с приставкой «самый» — у нас в заповеднике! Самая высокая гора, самый большой водопад, самое глубокое озеро, самое большое биологическое разнообразие, самое крупное скопление петроглифов. Мы не хотим массового туризма – мы хотим качественного. Должна быть создана хорошая инфраструктура для посещения, но при этом она не должна перегружать глаз. Никаких там пестрых синих туалетов на фоне красивой степи! Поэтому не первый год продвигаю наш новый архитектурный стиль – юртинг: визит-центры, гостевые дома, бани, смотровые площадки «Хакасского» – все в виде юрт. Это история, которая органично вписывается в наш традиционный ландшафт. А это, в свою очередь, производные от образовательного процесса: за  время учебы в университете я научился смотреть на ресурсную базу не только с природоохранной и просветительской точки зрения, но и с точки зрения формирования продукта. 

Сейчас я, помимо всего прочего, возглавляю комитет по экологическому туризму в старейшей нашей общественной организации – Российский союз туриндустрии. И с радостью вижу, как россияне начинают узнавать свою страну. Произошла постковидная  трансформация сознания: люди два года сидели дома, и потом рванули в близлежащие места, голодные до впечатлений. Есть у меня фотографии, где десятки тысяч человек в час проходят по узкой тропе! Народу, как в томской маршрутке ранним утром, когда едешь с Южки в университет… Такая популярность, конечно, чревата для многих особо охраняемых природных территорий, кто не готов к большому потоку, но в целом тенденция радует. 

Сам клиент тоже меняется. Многие туристы путешествовали в лучшие заповедники мира, у них другие требования к вопросам безопасности, сервиса. Нам в этом плане предстоит еще много работы, но самое главное – есть понимание, куда идти, и есть ресурс развиваться. Я счастлив на своей работе – мы прививаем любовь к природе, к родному краю. Мы закладываем основы патриотизма, ведь история, родной край и семья – это и есть его главные столпы.
«Мы покупаем тишину»: выпускник ТГУ и директор Хакасского заповедника Виктор Непомнящий – о большой туристической эволюции