Интересное

«Не бизнес, а члены семьи»: как в томской деревне появился хаски-центр

18:03 / 25.10.23
26082

Белоусово, Томский район. 29 км от Томска

Мы в социальных сетях:

Собака в доме — это и хлопоты, и огромная радость. А если их больше 10? Любви и активности столько, что точно не уместятся в рамках даже самой большой семьи. Именно так в деревне Белоусово появилось уникальное пространство — хаски-центр, куда можно приехать пообниматься с пушистиками, поиграть с ними и покататься на собачьих упряжках, как делают настоящие жители севера.

Такое необычное хобби-бизнес организовал Дмитрий Жуковец вместе со своей семьей. О том, как он это сделал и много ли заработаешь на таком увлечении, расскажем в проекте «Хороший малый».

Получить большие возможности для бизнеса можно благодаря нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство», который реализуется по поручению президента РФ. Благодаря нацпроекту предприниматели могут получить как финансовую, так и нефинансовую поддержку в своем регионе.

Как возникла идея

Дмитрий — томич, по образованию — строитель, и сейчас это его основной бизнес. А вот история с собаками началась в армии в 1993 году. Тогда призывника определили в службу розыскных собак. За Дмитрием закрепили 10 собак: за ними нужно было следить, кормить, дрессировать. Так понемногу парень научился азам в плане воспитания собак.

В 2005 году семья впервые попала в деревню Белоусово, когда каталась на снегоходах по лесу. Пейзажи впечатлили.

«Едешь, снег — просто загляденье! Как-то решил искать участок, чтобы перебраться сюда из города, потому что природа красивая, мне она очень понравилась. Купили под маткапитал — и начали строительство. Изначально здесь все было заросшее: вычищали, разгребали, отсыпали грунты, ставили заборы. Позже, когда собаки появились, еще вольеры делали. Считаю, неплохо получилось, есть, где погулять собачкам», — отметил Дмитрий.

Заводчиком собак Дмитрий при этом быть не хотел. Да и езда на упряжках в том виде, в котором есть сейчас, появилась далеко не сразу. Саму идею в соседнем регионе увидела знакомая Дмитрия, Юлия. Она же первой начала развивать под Томском хаски-центр в 2012 году. Чуть позже она предложила войти в это дело и Дмитрию, благодаря Юле в 2017 году у нашего героя появилась первая хаски — белая красавица Ялма. За пару лет хаски в хозяйстве у Дмитрия прибавилось.

«Не бизнес, а члены семьи»: как в томской деревне появился хаски-центр

«Сначала это было чисто для себя. Когда хась один, ему скучно, поэтому стали появляться еще. Тренд на хаски был раньше и прошел мимо нас — даже в то время я понимал, что это — не домашняя собака, ей нужно вольерное содержание, уход, физические нагрузки постоянные, занятия. Чтобы воплощать — ставишь в упряжку и начинаешь ездить, потому что по отдельности со всеми не набегаешься. А отпустить — они просто пойдут по деревне как бродяги. Более-менее мы стали обзаводиться упряжками и кататься на них уже в 2019 году. Приглашали людей: друзей, родственников, катали племянников. Так о нас и стали узнавать», — рассказал Дмитрий.

Летом — на стройках, зимой — с собаками

Сейчас семья держит больше 10 собак: это не только хаски, но также четыре якутские лайки и аляскинский маламут Балу из Волгоградского питомника. Половина собак уже родилась здесь. За «якутами» Дмитрий ездил в Новосибирск. За собаками ухаживает не только Дмитрий, но также супруга и сын Алексей. Парень моет их, выгуливает, также под его присмотром кудрявая лошадка.

«Не бизнес, а члены семьи»: как в томской деревне появился хаски-центр

«Еще до содержания собак я катался на собаках и под большим впечатлением остался, потому что не думал, что собаки бегут долго, быстро, и что это интересно, это экстрим своеобразный. Конечно, для меня неожиданность и такое счастье были, когда отец привез хаски, потом еще и еще. Это кажется, что муторно за ними ухаживать, но по времени на самом деле недолго. С утра лошадь покормить, вывести гулять, выгулять собак, вечером всех покормить, убрать в вольерах. Тем более, что это — удовольствие», — отметил Алексей.
«Не бизнес, а члены семьи»: как в томской деревне появился хаски-центр

Сам Дмитрий в основном летом занимается строительством и находится в городе, а зимой основное внимание уходит на собак. Это становится источником пусть небольшого, но дохода.

«Основным видом бизнеса пока это быть не может. Да и дополнительным источником дохода стало не сразу. Это же члены семьи, друзья. А потом все-таки переросло, когда народ стал ездить, проситься. Потому что, если говорить про бизнес, — это только зима. Приезжают по будням много детей, школьные группы, по выходным — взрослые, все катаются. Мы еще выезжаем на мероприятия, собак возим на специальной телеге», — рассказал Дмитрий.

Основной доход пока все же приносит строительство, и это позволяет содержать собак летом, хотя, по словам Дмитрия, на корм и прививки собаки зарабатывают себе сами. Это же — основные пункты затрат.

«В первую очередь бизнес — для их же кормежки и содержания. Потому что на это уходит много средств. Едят они много. И, если говорить про рацион, раз в неделю минимум — говяжья печень с морковкой, обязательно морская рыба и рубец. Остальные — обрезь. Чисто на корм уходит порядка 30 тысяч. Плюс прививки, глистогонка, обработка от паразитов…  Когда монетизируешь эти моменты и начинаешь считать — минут 200, минус 300 тысяч иногда», — подсчитал Дмитрий.
«Не бизнес, а члены семьи»: как в томской деревне появился хаски-центр

Единственный способ дрессировки — вкусняшки

Дружелюбие к гостям и к хозяевам в каждом из хвостатых питомцев будто заложено самой породой. Однако без грамотного подхода, дрессировки и воспитания центр бы превратился в настоящий хаос. Семья приглашала поработать с собаками профессиональных кинологов, ездили обучаться, также делились опытом на собачьих выставках и соревнованиях.

«Единственный способ дрессировки — это вкусняшки. За них они еще будут что-то делать. Если вкусняшек не будет — они сами по себе. Даже если работают — то недолго, потом начинают баловаться. Это вечно голодные собаки, пока все не съедят — не отойдут. Это вам не овчарка: положишь — поела, отошла», — рассказал Дмитрий.  

У каждой собаки — свои особенности характера и взаимоотношения с сородичами, так что всех вместе их нельзя выпустить. Так же и в упряжках: необходимо четко понимать, кого с кем ставить. Секрет от Дмитрия: во главе упряжки всегда должна бежать самочка, чтобы вести за собой самцов. При этом две девочки в связке — точно к драке. И у каждого из хозяев подход к ним свой. Например, Алексей за годы выбрал для себя путь ласковой дисциплины.

«В первую очередь нужно, чтобы собаки понимали, что можно и нельзя делать. Что ты хозяин. Но никогда нельзя собак бить. Даже если убегают — ласково объяснял, что нельзя. И они реагировали и слушались», — отметил Алексей.
«Не бизнес, а члены семьи»: как в томской деревне появился хаски-центр

Собаки как терапия

Даже при всех трудностях собаки приносят каждому члену семьи огромное удовольствие и любовь. Не зря же канистерапия так распространена в мире. Ее результаты Дмитрий чувствует и на себе, и на тех, кто приезжает в хаски-центр.

«Приезжаешь сюда из города домой — злой, настроения нет. А тут тебя ждет куча животных, все тебе рады, ждут. Собакотерапия — вот она, вся в руках! Конечно, когда приезжают гости, в восторг первыми приходят дети, и здесь все и построено для детей. Взрослые иногда специально привозят деток, которые боятся собак, чтобы преодолеть этот страх.

Много приезжает людей с инвалидностью, детей с аутизмом, общение с собаками им полезно. Бывает, и летом принимаем, просто пообщаться и пообниматься с собачками, всегда идем навстречу. Есть агентства, которые организовывают автобусы к нам. Бывает, и просто активные мамы собирают класс школьников, группы до 40 человек принимали», — рассказал Дмитрий.

Также у центра было много иностранных гостей — студентов, которые приезжали в Томск по обмену и хотели увидеть что-то необычное. Однако поток таких гостей резко сократила пандемия.

«Не бизнес, а члены семьи»: как в томской деревне появился хаски-центр

«Кого у нас только не было: испанцы, португальцы, бразильцы, китайцы… Я даже не знал, что в Томске так много иностранцев. Все радовались взахлеб. Но сказалась пандемия: сразу все просело, руки опустились, потом в 2022 году был новый спад, раз — и нет народа. Но оставить это дело невозможно. Это не просто бизнес, это живые существа, семья. Как бросить? Я даже не задумывался об этом», — отметил Дмитрий. 

Идеально — строить центр за деревней

А можно ли превратить содержание собак в полноценный, всесезонный бизнес? Например, как это делают заводчики. Все щенки, которые появляются у Дмитрия в центре — породистые, для этого семья взаимодействует с заводчиками. При этом разводить собак как вариант бизнеса Дмитрий для себя не рассматривает.

Поводы для развития Дмитрию подкидывают и гости. Например, одна пожилая посетительница сейчас вяжет для центра носки из шерсти хаски. В таких даже на Северном полюсе не замерзнете.

«К нам приехала группа пенсионеров, и одна женщина спрашивает: «А куда шерсть деёте?». А шерсти правда много от собак, мешками возим. И мы стали ей отдавать, Маргарита Георгиевна прядет и вяжет такие носки, в них ноги аж горят!», — рассказал Дмитрий.

Сейчас Дмитрий с семьей катают посетителей на двух упряжках и двух снегоходах, также планируют приобрести еще два для путешествий и прогулок по лесам. Для гостей на территории они оборудовали домик, где можно погреться и провести время. При этом заводить больше собак семья пока не планирует.

«Не бизнес, а члены семьи»: как в томской деревне появился хаски-центр

«Сейчас у меня две полноценные упряжки. Хотелось бы три, чтобы по лесу, по полю еще веселее и захватывающе кататься. В плане развития — по-хорошему надо за населенным пунктом строиться, километрах в двух-трех, как в Кемерове сделали. Потому что все равно от собак большой шум, они убегают, соседям устраивают неприятности. Желание есть, но возможности нет. Варианты в голове прокручиваю. Ну а пока я просто кайфую от этого и от того, что мы приносим удовольствие людям. Сюда все, кто приезжают — уезжают довольные, в хорошем настроении и в шерсти», — отметил Дмитрий. 

Возрастное ограничение – 6+