Интересное

Развивать дело предшественников: как в Бакчаре долгие годы укрепляют ягодный бренд

15:00 / 11.09.23
51286

Бакчар, Бакчарский район. 218 км от Томска

Мы в социальных сетях:

Жизнь в Бакчарском районе идет своим чередом… до начала лета. В это время практически все жители переходят в режим сбора жимолости. Не мудрено: эта (и не только) ягода стала визитной карточкой Бакчара.  За вкусной ягодой и крепкими саженцами стоит целая история, длиной почти в 90 лет. И, конечно, мы не могли не узнать ее и не рассказать вам в проекте «Хороший малый». ОГУП «Бакчарское» – это пример непрерывной работы многих «хороших малых», которые бережно принимали дело предшественников, проходили драматические моменты, рисковали и принимали судьбоносные решения, чтобы двигаться вперед.

Получить большие возможности для бизнеса можно благодаря нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство», который реализуется по поручению президента РФ. Благодаря нацпроекту предприниматели могут получить как финансовую, так и нефинансовую поддержку в своем регионе.

От нарымских болот к цветущим садам

Представьте: 1934 год, остроги Васюганских болот в 250 км к северо-западу от Томска. Неужели в таком месте можно что-то вырастить? Чтобы выяснить это, здесь появилось учебно-опытное плодово-ягодное хозяйство, которое возглавил Василий Гвоздев. Ранее он заведовал отделом земледелия и животноводства Ленобласти, но в 30-е годы ученого, как и многих деятелей науки, сослали в Сибирь. Спустя пару лет после приезда Гвоздев попал в первый набор курсантов по подготовке специалистов по садоводству и овощеводству. Они и стали основателями хозяйства: раскорчевали тайгу и заложили первый в Нарыме бакчарский сад. Начали с яблок, первые 30 кг получили спустя два года с закладки сада. Еще через два года появился полноценный плодово-ягодный питомник. А к 1940 году в сад пригласили работать ученого-агронома со стороны — Надежду Борейшис.

Суровые зимы, нет нормальных дорог и не хватает специалистов. Даже в таких условиях Гвоздев и другие агрономы смогли развивать сад, к весне 45 года бакчарцы вывели 138 сортов яблони, 250 сортов овощей и 223 цветов. Лучшие экземпляры распространяли по всей Томской области и за ее пределами. Лично Гвоздев вывел новые сорта томата, морозостойких арбуза и дыни, картофеля. К 1950 году хозяйство обжило уже больше 25 га, готовило специалистов, а также благодаря своим умениям и саженцам делало садоводство популярным и среди населения.

К концу 50-х у Гвоздева ухудшилось зрение. На посту его сменили несколько директоров: Юрий Бурый, Мартын Литвинчук, Наталья Воробьева, семь лет директором был Павел Шипарев. А затем — Иван Карпович Гидзюк, который принес с собой тяжелые перемены, подарившие хозяйству жимолость и второе дыхание.

Когда появилась жимолость: риск, который сыграл на руку

Иван Карпович работал на предприятии научным сотрудником и занимался селекцией синей жимолости. Однако, чтобы начать ее выращивать, пришлось принять тяжелое решение. О нем рассказал нынешний руководитель предприятия Роман Пушкин.

Развивать дело предшественников: как в Бакчаре долгие годы укрепляют ягодный бренд

«Раньше сад был преимущественно плодовым, однако со временем яблоки стали пользоваться меньшим спросом: где-то их завозили с юга, где-то люди выращивали свои. И тогда Иван Карпович решил раскорчевать сад. Это стало известно, потому что момент озвучивания решения застал один корреспондент, которого Гидзюк пригласил на поля. Корреспондент приехал чуть раньше и попал на утреннюю планерку. Там Иван Карпович, весь бледный, собрал всех специалистов, чтобы решить, что делать с садом. Представьте, как люди были подавлены: они столько труда вложили, выращивая этот сад. Бригадир даже ушёл. И если бы расчет на жимолость был не верен – какая была бы проблема? И все-таки это был правильный риск», – рассказывает Роман Пушкин.

Иван Карпович провел у руля предприятия 15 лет, обучал агрономов работе с жимолостью, создал сорта «Томичка», «Бакчарская», «Васюганская», «Роксана» и другие. Наряду с жимолостью началась селекция калины, черёмухи, клюквы, флокса, новых сортов домашних ягод. Нынешние ученые продолжили дело Ивана Карповича и сегодня количество бакчарских сортов, включенных в реестр селекционных достижений России, перевалило за двадцать. 

Дело Ивана Карповича после его смерти взял в свои руки его брат Владимир Карпович. При нем питомник стал крупнейшим производителем саженцев жимолости в стране. К тому же, Владимир Карпович не дал предприятию обанкротиться в сложные 90-е и не позволил разворовать хозяйство.

«С Владимиром Карповичем я был знаком лично. Это настоящий мужик-хозяин, который знал, что делать. Он вставал рано утром, объезжал все земли хозяйства, приезжал к планерке и говорил: вот это надо сделать здесь, вот это здесь», – отмечает Роман Пушкин.

В 2005 году Владимира Карповича сменил Петр Николаевич Мищук, который дал предприятию новый толчок. В это же время в компанию пришел Роман: молодой специалист вернулся с учебы в ТГАСУ с дипломом менеджера в строительстве, про сад знал с детства. В итоге через много лет он станет директором Областного государственного унитарного предприятия «Бакчарское».

Развивать дело предшественников: как в Бакчаре долгие годы укрепляют ягодный бренд

«Все коренные бакчарцы так или иначе сталкиваются с бакчарским садом – либо сотрудничая, либо просто лакомясь ягодой. Я тоже в детстве участвовал в сборе жимолости с родителями. Июль, самая интересная пора для детей – а вас заставляют ехать на сбор. Но я это запомнил. Когда вернулся с учёбы, мне предложили попробовать себя в качестве бухгалтера на освободившуюся должность. Через год я стал главным бухгалтером и был им больше девяти лет, осваивая азы бухгалтерии, выращивания и сбора ягод. Потом судьба поменяла мое направление на работу в органах полиции. А в 2019 году мне предложили возглавить предприятие, когда из федерального оно стало областным», – отметил Роман.

Чем предприятие живет сейчас?

Сейчас все земли Бакчарского хозяйства это 200 га с питомниками, плодоносящим садом, теплицами, производственными и  административным зданиями. Здесь выращивают ежегодно до 300 тысяч саженцев – цветов, декоративных растений, плодовых и ягодных культур. Заявки приходят со всей России, самые дальние бакчарцы получали из Владивостока и Краснодара. Помимо любителей-садоводов заявки поступают и от тех, кто закладывает у себя промышленные сады. Например, работу в этом направлении в текущем году активно начал Татарстан и центральная часть России. А в Томской области в 2019 году появился Северный сад, который с бакчарским посадочным материалом заложил порядка 30 га. Сейчас он разросся втрое и стал одним из крупнейших в России по производству жимолости.

Благодаря «правильным» методам выращивания бакчарских саженцев и ягод жимолости, без использования ядохимикатов и удобрений, два года назад ОГУП «Бакчарское» получило статус органического производства!

В хозяйстве используется каждый клочок земли: старые постройки нашли свое применение под склады или места для черенкования. Несмотря на близость реки, несколько десятков лет назад сотрудники сделали пруд рядом с теплицами, еще один выкапывают рядом с питомником, чтобы предохранить себя от засухи. Ягоды после сбора хранят в специальных холодильниках. Самый большой вмещает 25 тонн ягоды.

«В 2022 году у нас был максимальный урожай жимолости, мы собрали почти 60 тонн. В этом году из-за засухи в начале весны мы собрали значительно меньше ягод. Чтобы расширяться, переходим в качество, а не в количество: выбираем более урожайные сорта, корчуем старые, засаживая новыми», – рассказал директор.
Развивать дело предшественников: как в Бакчаре долгие годы укрепляют ягодный бренд

По словам Романа, жимолость набрала популярность в России не так давно: ей начали интересоваться лет 15 назад. И поэтому ежегодный праздник жимолости в Бакчаре, становится все более долгожданным для многих томичей и гостей региона.

«Это очень вкусная и полезная ягода. У нас в регионе она к тому же самая первая. Разные сорта жимолости имеют свои особенности. Наши — крупные, сладкие. А  Барнаульский институт больше ценит в своих сортах жимолости горчинку. Вообще это очень заразительная культура. Если идет сбор – ты съел одну, вторую, уже не хочешь больше – а рука все равно тянется. Потому что разные сорта отличаются по вкусу, и их просто даже интересно пробовать», –  отметил Роман Пушкин.

Несмотря на то, что это областное унитарное предприятие, оно полностью находится на хозрасчете и само зарабатывает себе на зарплаты, инвестиции в оборудование. Ежегодно силами предприятия закладывается порядка восьми гектаров новых насаждений.

«Если говорим о федерации – от них никакой финансовой помощи не было, они еще и брали процент от нашей прибыли. Сейчас этот же процент мы отдаем области, но нам помогают в компенсации расходов на закладку насаждений, приобретение техники, поддержку молодых специалистов, обучение», – поделился Роман.

От подростков до людей со стажем 40 лет

Сейчас в штате хозяйства работают 23 постоянных сотрудника. Каждый из специалистов, не считая молодых, работает здесь много лет и знает свою работу на 100%. Именно они – это та сила, которая позволяет предприятию работать много лет с прибылью. Отдельно есть научный отдел: две девушки-ученые, которые занимаются селекцией. Привлечь молодых специалистов помогли меры поддержки, а удержать – опытные наставники.

Развивать дело предшественников: как в Бакчаре долгие годы укрепляют ягодный бренд

«Очень важно передать накопленный опыт и знания, тех людей, которые внесли огромный вклад в развитие предприятия. Так наш заслуженный работник и старший научный сотрудник по жимолости Надежда Викторовна стала наставником для двух молодых сотрудниц, с одной она отработала-обучала два года, с другой год. Работа больше творческая, чем техническая: выбрать сорта, которые подходят для климата, потом более пяти лет наблюдать, как они себя ведут в росте, опылении и плодоношении. Областные власти помогли: девочек обеспечили жильем, дали подъемные и прибавку к зарплате», – рассказал Роман Пушкин.

А вот с сезонными работниками проблема нарастает уже несколько лет подряд. Ежегодно 50 человек привлекают на прополку, высадку или сбор ягоды. Да, часть работников выходят на поля ежегодно, в них Роман уверен. Тяжелее ситуация с новенькими.

«Первая зарплата отсеивает часть работников. Работают неохотно, те же пособия позволяют сидеть дома, да и труд тяжелый. Кроме того, на некоторые работы (черенкование, скажем) привлекаем и подростков от 14 лет, если хотят заработать. Ответственных присматриваем на сборе ягод, если видим серьезное отношение – человек наш. Помочь с кадрами может механизация производства, поэтому мы уже не первый год двигаемся в этом направлении», – поделился управленец.

Что оставить после себя?

Как и руководители до него, Роман хочет развить предприятие и привнести в него что-то новое.

«Вообще послушаешь о руководителях до тебя – каждый много сделал для предприятия. Сейчас цель в том, чтобы механизировать производство, в том числе и уборку урожая ягод. Потихоньку к этому шел, создавая холодильные комплексы, проводя мероприятия по подрезке и подготовке сада. В этом году попробовали ягодоуборочный комбайн – к нам приехал опытный образец из Ставрополя, проехал по полям – очень чисто собирает. Другой вопрос – куда ягоду сбывать? Несмотря на высокий спрос на ту же жимолость, сейчас растет и производство ягоды, к тому же к нам на рынок заходит дешевая китайская ягода. Да, у нас вкуснее, крупнее, производство экологичное. Но стороннему переработчику все равно: сладкая или нет, все равно для джема», – отметил Роман

Именно поэтому еще одна цель нынешнего директора – создать на предприятие цех по первичной переработке ягоды. Сейчас Роман изучает технологии производства и рынки для сбыта.

«Перед тобой каждый день встает какой-то выбор. Кажется, что все процессы за столько лет уже налажены: пришел, руководишь. Но на деле, все сложнее – решение проблем «здесь и сейчас», выбор правильного направления «сегодня, завтра и послезавтра», получение положительного и отрицательного опыта и т.д. И это как раз очень интересно», – поделился Роман Пушкин.
Развивать дело предшественников: как в Бакчаре долгие годы укрепляют ягодный бренд

Возрастное ограничение – 6+