Эксперт томского фестиваля «Речь» Анастасия Дешевицына поделилась с Tomsk.ru пятью советами для успешного публичного выступления. А основатель фестиваля Александра Сагеева рассказала о развитии проекта в 2025 году, концепции фестиваля и зачем томичи ходят на его лекции.
Впервые фестиваль «Речь» прошел в Томске в 2024 году, второй сезон состоялся с 19 по 21 сентября 2025 года и собрал больше 800 гостей в «Точке кипения». В официальных соцсетях фестиваль описан как событие с образовательными лекциями, мастер-классами, тренингами и паблик-токами. Все они направлены на раскрепощение речевого аппарата, «прокачку» навыков публичных выступлений, преодоление чувства скованности и зажатости при разговоре, изучение современных тенденций в развитии русского языка и искусства.

Основательница «Речи» Александра Сагеева, выпускница Института искусств и культуры Томского государственного университета, говорит, что цель проекта шире, чем просто поработать над навыками речи, ведь за три дня выучиться говорить по-другому невозможно. Александре хотелось показать, что речь — это не только «говорение», что в наше время важно развивать свои коммуникативные навыки и для этого есть множество способов.

«Я человек, вышедший из университета. Мне всегда было важно получать проверенную, научную, доказательную информацию. И если я делаю какие-то проекты, то чтобы она была такой же. Поэтому, когда задумывался фестиваль «Речь», я сразу определила, что это будет научно-популярный формат образовательного толка. Главная цель фестиваля — ни в коем случае не научить людей за три дня правильно разговаривать или поставить голос. Это совершенно бесполезно в рамках трех дней. Мы показываем, насколько важны наша речь, то, как мы говорим и, в целом, как мы коммуницируем: и в представлении себя, и в общении с другими людьми, и в том, как мы ощущаем себя по жизни, как понимаем этот мир», — поделилась организатор фестиваля.
В первом сезоне «фишкой» стали сессии по психологии, актерскому мастерству, речевым навыкам, лекции по живописи и литературе. Во втором сезоне тематику расширили, зашли в медиа пространство: эксперты рассказывали, как общаться с подписчиками в соцсетях, как не следовать просто за блогерами, а выбирать свою нишу, как создать свой подкаст и как брать интервью.

«В первом сезоне «Речи» я прощупывала формат, узнавала насколько людям интересно говорить о речи. Подобных фестивалей в Томске раньше не проводили – именно о коммуникациях и о речи. Есть отдельные частные курсы по речевым практикам, проходит тотальный диктант. Но чего-то такого масштабного и всеобъемлющего не было», — добавила Александра.

На второй фестиваль приходили гости первого сезона и уже приводили своих знакомых. В 2025 году традиционно прошел танцевально-речевой перформанс, мастер-классы по кастомайзингу, впервые прошло выступление стендап-комика и филолога Марии Васюкевич, которая в юмористической форме преподнесла научную информацию. Также в рамках фестиваля прошло филологическое расследование в стиле тру-крайм.

«Каждый спикер нашего фестиваля определяет по-разному «Что такое речь?», в зависимости от своей сферы. Для меня это способ взаимодействия с самим собой. Многие участники отвечали, что этот фестиваль помог ответить на свои вопросы. Некоторые приходят с определенным запросом: я хочу узнать то, я хочу «прокачать» это. В рамках фестиваля это попытка ответить на вопросы», — рассказала основательница «Речи».
Она приводит в пример гостей первого сезона, школьников 11 класса, которые пришли на мастер-класс по актерскому мастерству к завотделению театрального творчества Губернаторского колледжа культуры Андрею Колемасову. Подростков увлекло занятие, и они поступили в колледж в мастерскую к Колемасову.

«Для меня было удивлением, гости конспектируют наши лекции, значит сами считают это полезной информацией. В этом году после лекции по продюсированию Артема Сагеева (томского режиссера и продюсера), ему писали наши гости, которые захотели работать в его команде. Другая участница написала, что очень хотела создать свой подкаст и ей было очень интересно слушать об этом лекцию Кристины Прошкиной, директора онлайн-журнала «Постер»», — поделилась наблюдениями Александра Сагеева.

По ее словам, в комментарии в соцсетях гости фестиваля пишут, что ждут продолжение, третий сезон в следующем году. Александра же еще думает над тематикой будущего сезона и над расширением команды: нужен человек с опытом организации подобных мероприятий.
«Два сезона проведены благодаря гранту «Росмолодежи». Я не стараюсь из фестиваля сделать всероссийский формат, мирового масштаба, чтобы каждый второй знал о нем. Это действительно научпоп, образовательный формат, я прекрасно понимаю, что он далеко не всем будет интересен. Это нормально. Мне нравится, что наш фестиваль, он такой нишевого формата, возможно, он самобытный, он аутентичный», — рассказала собеседница редакции.
Спокойно и уверенно: 5 рекомендаций эксперта для публичных выступлений
Анастасия Дешевицына – переводчик, линвист, билингвальный логопед, диктор и преподаватель. На фестивале «Речь» в 2025 году она выступила с лекцией «Гигиена голоса». А для редакции Tomsk.ru подготовила пять ключевых рекомендаций, которые помогут голосу звучать мощно, убедительно и свободно в самый ответственный момент.
1. Вода — ваш лучший союзник.
Представьте, что голосовые связки — это струны скрипки. Чтобы они звучали чисто и не терлись друг о друга как наждак, им нужна влага. Самое простое и эффективное правило — обильное питье.
Идеальный выбор: чистая теплая вода комнатной температуры.
За сколько начать? Не за час до выхода на сцену, а как минимум за 24 часа. Носите с собой бутылку воды и делайте несколько глотков каждые 15-20 минут.
Чего избегать? Кофе, черный чай и алкоголь обезвоживают организм. Газированные напитки могут вызывать отрыжку и дискомфорт. Холодные напитки вызывают спазм сосудов и «охлаждают» связки.

2. Разогревайтесь, как спортсмен.
Вы не стали бы бежать марафон без разминки. Голосовой аппарат — это тоже мышцы, и их нужно разогреть. Потратьте 5-7 минут утром в день выступления и прямо перед выходом на публику.
Простая разминка:
«Виброгимнастика»: расслабленно подуйте сквозь сомкнутые губы, чтобы они вибрировали (звук, похожий на «тпрууу» или детское «бррр»). Это прекрасно расслабляет гортань.
«Скольжение»: начните с низкой ноты на звуке «м» и плавно «поднимитесь» до высокой, как сирена, и так же плавно спуститесь вниз.
3. Молчите, чтобы набраться сил.
Самый ценный совет для дня выступления: берегите силы. Если вам предстоит многочасовая лекция, сведите разговоры к минимуму за несколько часов до старта.
Правило тишины:
· Избегайте долгих телефонных разговоров, криков в транспорте и оживленных дискуссий в курилке.
· Если нужно что-то сказать, говорите спокойным, ровным голосом, не переходя на шепот. Парадоксально, но шепот напрягает связки даже сильнее, чем обычная речь.

4. Дышите «животом». Найдите опору для звука.
Сила голоса рождается не в горле, а в диафрагме — мощной мышце, которая работает как кузнечные мехи. Когда вы дышите грудью, связкам приходится брать на себя всю нагрузку, что быстро приводит к усталости и хрипоте.
Упражнение за 1 минуту:
Сядьте или встаньте ровно. Положите ладонь на живот. Медленно вдохните через нос, чувствуя, как живот надувается, как шарик. Затем так же медленно выдохните через чуть приоткрытый рот, ощущая, как живот мягко втягивается. Всего 5-10 таких вдохов-выдохов перед выходом на сцену помогут успокоить нервы и дадут голосу надежную опору.

5. Создайте комфортную среду. Избегайте «врагов» голоса.
Окружающая среда может быть вашим помощником или скрытым вредителем. На что обратить внимание:
· Сухой воздух: кондиционеры и центральное отопление — главные враги. Если есть возможность, включите увлажнитель воздуха в помещении, где вы находитесь перед выступлением. Или просто проветрите комнату.
· Питание: откажитесь от слишком острой, соленой или кислой пищи, которая может вызвать изжогу или раздражение слизистой. Молочные продукты перед выступлением могут способствовать образованию излишней слизи в горле.
· Стресс: волнение зажимает мышцы, в том числе и гортани. Глубокое диафрагмальное дыхание (смотрите пункт 4) — ваш лучший способ борьбы со стрессом.