Интересное

Старинные тракты, затерянные города: выпускник ТГУ Алексей Гапонов о том, какие географические открытия еще можно совершать в Сибири

18:09 / 26.06.24
7600
Мы в социальных сетях:

К 40 миллионам приближаются просмотры YouTube-канала «Экспедиции Geography Trophy» выпускника Томского госуниверситета, путешественника Алексея Гапонова. Свои фильмы он снимает в основном о Сибири. Почему людей так интересуют староверы, старинные тракты и  Васюганские болота и как географическое образование помогло сделать историческое открытие – в новом выпуске специального проекта Tomsk.ru и ТГУ «Университет без границ».

«Я родился в Томске, учился в 29-й гимназии, которой тогда руководил Геннадий Сокуров. В начале 1990-х он сумел каким-то образом привлечь для преподавания к нашему историко-филологическому классу профессоров из ТГУ. И эти люди — этнографы, археологи — читали нам историю Востока, Древней Руси. Конечно, мы все грезили приключениями Жюля Верна и славой Генриха Шлимана. Но в итоге за два года я слегка переел истории и поступил на географию — мне были интересны полевые исследования. Палатка, романтика, открытия… 

Но первый курс я очень сильно скучал. Это был 1995 год, легендарных географических практик не было, никто никого никуда не вывозил, время было голодное, большинство преподавателей выгорели… Я взял себе индивидуальный план обучения и стал учиться на ландшафтоведа. Как раз в это время у Вадима Валерьевича Хромых появился новый курс по цифровизации карт. Это был толчок для нашей специализации — те, кто владел геоинформационными системами, оказались дико востребованы во всех организациях. Начались, наконец, и практики — алтайская поисково-съемочная экспедиция на золоторудные месторождения, потом — «ТомскНИПИнефти».

Старинные тракты, затерянные города: выпускник ТГУ Алексей Гапонов о том, какие географические открытия еще можно совершать в Сибири

Ландшафтовед — это специалист, который строит ландшафтные карты. Они включают в себя три слоя — почву, растительность, рельеф. Соответственно, ты знаешь и геологию этой территории, и климат. Любые месторождения описываются как раз географом. В НИПИнефти меня позвали еще студентом: сначала на практику, потом по договору. Там работали аспиранты — ботаники, почвоведы. А я был над ними — обобщал их материал. Я изучал устойчивость геосистем Средней Сибири к техногенному воздействию. Это была крутая профессиональная история. 

География — это вообще очень комплексная наука, междисциплинарная. Кроме того, есть физическая география — про природу, а есть экономическая. На физические реалии — реки, горы, озера, климат — накладывается экономика. Почему русские пошли в Сибирь? Почему именно по рекам? Где строили города? Как устанавливались границы? Географ хорош тем, что смотрит на мир очень широко. И второй Кетский острог я открыл именно как географ — видел, что этот город нельзя было построить в другом месте, только это подходило. 

Но именно по специальности мне не очень хотелось работать. Работа эта на самом деле скучная. Когда ты читаешь Жюля Верна или Арсеньева, тебя вдохновляет, что герои идут первыми, открывают новые географические объекты, называют их своим именем. А от профессионального географа открытий никто не ждет — ждут нудную ежедневную работу по снятию показаний датчиков. Поэтому, закончив университет в 2000 году, я сразу пошел в коммерцию — зарабатывать деньги. Но это оказалось скучно. Поняв, что за три года со мной вообще ничего интересного не произошло, я параллельно поступил в аспирантуру. Но и там быстро осознал, что система, когда ты подчинен теме своей диссертации, не позволяет раскрыться потенциалу исследователя. Ты не можешь сам выбирать маршруты. А для меня это критично. 

Между тем мой бизнес рос. И он позволил мне путешествовать. Я увлекся джиппингом. Сначала это были соревнования, затем — длительные экспедиции по бездорожью, в основном в Монголии — с 2006 года был в этой стране, наверное, раз 25. Пейзажами она похожа на Тибет, но высота там ниже — соответственно, физически чувствуешь себя гораздо комфортнее, и нет (китайских) блокпостов через каждые 200 километров. Едь, куда хочешь, останавливает только твой здравый смысл… И для географа это рай — сплошные белые пятна! До сих пор за что не возьмешься — никто этого не изучал. Или почти никто. А все дело в труднодоступности: дорог тогда не было никаких, да и сейчас не сильно лучше. Антропогенная нагрузка минимальная. 

Старинные тракты, затерянные города: выпускник ТГУ Алексей Гапонов о том, какие географические открытия еще можно совершать в Сибири

Все джипперы «эволюционируют» одинаково — сначала ставят большие колеса, потом огромные колеса, потом гигантские.  А потом джип не идет — надо делать вездеход. Мои товарищи этим и занялись. И вот сидим мы однажды, я открыл гугл-карту: куда бы поехать? Как раз случился ковид, границы закрыты… К северу-востоку от Томска есть село Тегульдет, в него можно попасть по альтернативному пути — так называемому Сусловскому тракту. Это историческая дорога длиной 160 километров, введенная в строй в 1916 году, по ней доставляли грузы и людей к Транссибу из Томского Причулымья. В общем, сижу, разглядываю этот тракт, вдруг палец соскользнул и карта «поехала». Остановилась, смотрю — какая-то речка. Думаю, сейчас посмотрю название деревни и пойму, что за речка. Иду-иду по речке — никаких деревень! Уменьшаю карту — Кеть! Там, где Томская область кончается, последние населенные пункты — Белый Яр, Степановка, Катайга. И дальше долго ничего нет. «Добираюсь» по карте до ближайшей деревни — Маковская. Крупная такая. Забиваю в интернете — и на меня обрушивается (вместе со стыдом, что я этого не знаю) информация про Маковский острог, старинный городок, 100 километров до Енисейска по болотам.  Там еще батюшка живет, 102 года, бывший игумен Енисейского монастыря… 

Я подумал: а если нам с Маковского на Катайгу?.. Летом 2020 года мы отправились в первое путешествие по Кети. Это была шикарная история! Доехали до Енисейска, вездеходами дотащили лодки до болотам до Маковского — целая проблема была! Остальную часть пути шли по реке. Единственный сухопутный участок —  Маковский волок длиной 80 километров. Про него мы потом сняли несколько фильмов. Самое интересное, что это — часть старинного торгового пути из Европы в Китай. Послы западных страны шли в Пекин именно по Кети: от Тобольска по Иртышу и Оби до Нарыма, далее по Кети мимо Кетского острога до Маковского волока, далее 80 километров пешего пути до Енисейска. А оттуда — через Ангару и Байкал до Верхнеудинска (современный Улан-Удэ). Таков был самый старый путь для перевозки больших грузов, достаточно комфортный, хотя путешествие и длилось полгода. 

Для контроля этого пути в 700 километров западнее от Нарыма был построен Кетский острог, он чуть-чуть старше Томска. Это затерянный город — по разным причинам он переносился три раза. 

Старинные тракты, затерянные города: выпускник ТГУ Алексей Гапонов о том, какие географические открытия еще можно совершать в Сибири

Старинный город — это не про масштабы, а про административно  обозначенную функцию. Кетский острог был небольшой крепостью 50Х50 метров, но записан в книгах именно как город, там был воевода. Чтобы найти его, мы специально поехали ранней весной, когда все затоплено. Для города важно, чтобы река подходила близко к сухому месту. Сухое место — это обычно пойменная терраса, которую в половодье часто затапливает. Но в некоторых местах река приближается именно к коренному берегу, и только там можно было построить город. А подобных мест на Кети — раз-два и обчелся. Мы приехали на одно из них, к устью реки Орловки, и сразу нашли артефакты. Фильм по итогам экспедиции посмотрели почти семь миллионов раз! Моя задача — именно рассказать о находке. А раскопками пусть занимаются дальше археологи. Я с удовольствием покажу в своих фильмах, что они при этом найдут, какие выводы сделают. И образование позволяет мне рассказывать про это не с точки зрения хайпа, как у многих моих коллег-блогеров, а с более научной точки зрения. Аспирантура, даже не оконченная, даром не проходит!

Когда я начал ездить в такие путешествия, то подумал — мне кайфово это все узнавать, и наверняка найдется куча людей, которым тоже будет интересно. Решил, что круто сделать какую-то кинематографичную историю в стиле Сенкевича (которого я в детстве обожал!). Сначала возил тележурналистов, потом стали снимать своими силами. И это всегда оказывалось популярным у зрителей, например, фильм про красноярских староверов из таежной деревеньки Никулино только на нашем канале посмотрело 6 миллионов человек! Я задавал себе вопрос: почему так залетело? А просто нашим людям хочется знать свою историю не только с точки зрения «Бог придумал рай, а черт —Нарымский край». На Васюгане, в Нарымском крае деревни появились гораздо раньше, чем они стали известны как места ссылки. Люди сюда приезжали и за одно поколение становились очень богатыми благодаря дарам Сибири. Среди них было много старообрядцев, так вот, старообрядцы до сих пор живут в тайге очень богато. Беден будет только тот, кто руки опустил.

Старинные тракты, затерянные города: выпускник ТГУ Алексей Гапонов о том, какие географические открытия еще можно совершать в Сибири

В Белом Яру меня уже на улицах узнают. Сейчас я делаю проект сторожевой башни в Белом Яру, чтобы появилось памятное место в райцентре, которое бы напоминало о достижениях края, а не только о его бедах. 

Посмотрев фильмы, люди загораются — оказывается, у нас такая интересная история! Мне пишет огромное количество людей: «Алексей, огромное спасибо! Мы ничего этого не знали и по-новому открыли свой край! Смотрим вместе с детьми, им тоже интересно!». Мне также важно поддерживать и самих ученых. Например, весной я вывозил Вадима Валерьевича Хромых и его студентов на Васюганское болото на вездеходах — им нужно было составить ландшафтную карту отдаленных мест заповедника «Васюганский». Сняли про эту экспедицию фильм. В нем, помимо прекрасных природных мест, показали полевую работу ученых. За месяц у видео несколько сот тысяч просмотров. Наш вклад в популяризацию и науки, и Томской области, и родного университета!