Истории

Так «исторически» сложилось: томская разведчица Елена Вавилова об образовании, службе и нетворкинге

11:40 / 05.06.25
1829
Мы в социальных сетях:

Поступая на исторический факультет ТГУ, томичка Елена Вавилова и представить не могла, что после третьего курса ее жизнь кардинально изменится, но полученные знания помогут в самой нетривиальной для советской студентки работе и, в конечном итоге, станут вкладом в сохранение безопасности страны. Сегодня Елена — полковник Службы внешней разведки в отставке, писательница, общественный деятель и лектор общества «Знание».

Каково это — прожить под чужим именем 23 года, не только не потерять, но и обрести себя — в профессии, в жизни, в понимании, как все устроено, — читайте в новом выпуске совместного проекта ТГУ и Tomsk.ru «Университет без границ».

Я училась на историческом факультете Томского государственного университета, и поступать именно в этот вуз было абсолютно логичным решением для меня, коренной томички. Хотя я сделала несколько попыток поступить в другие учебные заведения: ездила в театральное училище в Москве, но не прошла по конкурсу, потом на факультет искусствоведения в тогда еще Ленинграде — там конкурс тоже оказался слишком большим. И буквально за неделю до окончания подачи документов вернулась в Томск. Понимая, что душа лежит к гуманитарным наукам, не раздумывая, подала документы на исторический факультет. Поступила и начала учиться. Был 1980 год.

«Образование, которое получила в Томском госуниверситете, стало основой для всех моих знаний и, в общем-то, дальнейшего пути в жизни».

В семье такой выбор одобрили. Родители видели мои склонности к гуманитарным наукам, хоть сами по образованию и были людьми скорее технических специальностей. Отец — физик, исследователь. Мама окончила институт по специальности «Радиоэлектроника, основы электротехники». Потом оба преподавали, папа работал в НИИ.

Так «исторически» сложилось: томская разведчица Елена Вавилова об образовании, службе и нетворкинге

А я влюбилась в историю, мне нравилось изучать процессы, которые происходят в обществе, понимать, как меняется жизнь людей в историческом плане. И учиться поэтому тоже было интересно. С удовольствием ходила на все лекции, изучала древнюю историю, археологию и даже латынь.

«Томский государственный университет носил в то время имя Куйбышева, считался главным вузом в городе, и поступить туда было престижно. Уже в школе я понимала, что учиться надо успешно — считалось, что человек с хорошим образованием имеет большие перспективы в жизни, поэтому и студенткой старалась быть добросовестной».

Я сразу включилась в общественную работу — была корреспондентом университетской газеты «За советскую науку». И на первом курсе стала участницей ансамбля скрипачей, который был создан за год до этого. Ранее я окончила музыкальную школу № 2 по направлению «Скрипка», поэтому, когда оказалось, что в вузе есть возможность продолжить играть, я была рада ею воспользоваться. 

Так «исторически» сложилось: томская разведчица Елена Вавилова об образовании, службе и нетворкинге

Студенческая жизнь была насыщенной, и времени на все остальное оставалось не так много. Но, конечно, мы все общались, у меня было много друзей. И на историческом же факультете я встретила своего будущего супруга — Андрея Безрукова. В группе он был не с самого начала, а перевелся с факультета прикладной математики, и первое впечатление на всех нас произвел во время семинара по этнографии: он как-то интересно подошел к изучению одного поселения и схематично это изобразил. В общем, сразу стало понятно, что это умный и незаурядный человек, с неординарным подходом к вещам. Мы начали дружить, а позже завязались и романтические отношения. 

Так «исторически» сложилось: томская разведчица Елена Вавилова об образовании, службе и нетворкинге

Кроме учебы было много различных мероприятий. Как все студенты, мы ездили осенью «на картошку» и «на капусту», помогали собирать урожай. Это были интересные поездки, когда, несмотря на не самые комфортные условия, мы все равно жили насыщенной жизнью и общались. Запомнились летние этнографические экспедиции, когда нужно было ехать в небольшие поселения, изучать быт людей. Все это расширяло мой кругозор, и я могу с уверенностью сказать, что учеба в университете заложила основу моего характера, подхода к жизни и к тому, как следует обращаться с информацией. Потому что история — это та наука, которая помогает человеку осознать, что происходит в мире, в обществе, что все исторические процессы хоть и цикличны, тем не менее влияют на последующие события, поэтому знать о них нужно. Учеба в университете научила меня быть ответственной, трудолюбивой и вовремя выполнять все работы. Все эти качества мне потом очень сильно помогли. 

«У нас тогда преподавали настоящие корифеи исторической науки: Борис Георгиевич Могильницкий, Израиль Менделеевич Разгон, Людмила Григорьевна Сухотина, Татьяна Терентьевна Бурова, Юрий Васильевич Куперт. Всех этих людей я вспоминала, когда жила за границей». 

На третьем курсе на меня обратили внимание люди, которые искали кандидатов для работы в разведку. После некоторого общения сотрудник Комитета государственной безопасности предложил мне стать разведчиком-нелегалом — человеком, который отправляется в другую страну и работает там долгое время под чужим именем. Предложение было неожиданным, но я считала, что очень важно в жизни сделать что-то для общества, и мне показалось, что работа в разведке — как раз то, что может быть полезно стране, всем людям. К тому же я знала историю Великой Отечественной войны и, по рассказам ветеранов, понимала, что эта работа может помочь предотвратить еще одну кровопролитную войну. Я согласилась.

Для подготовки надо было уезжать в Москву, а это значило, что с Андреем мы должны были расстаться. Я уже было примирилась с этой мыслью. Но оказалось, что ему тоже сделали такое предложение. Он согласился, и это позволило нам вдвоем пройти путь разведчиков, вместе готовиться и работать за рубежом. 

Ради подготовки нам пришлось уехать в Москву, и в течение двух последних лет в университете я училась заочно, приезжая только для сдачи экзаменов. Хоть и вдалеке, но я продолжала увлеченно изучать все предметы, написала дипломную работу на кафедре истории древнего мира и средних веков. Моим руководителем стал известный историк Борис Георгиевич Могильницкий, а дипломная работа «Филипп Арьес как представитель французской истории умонастроений» была связана с историографией и изучением французского исследователя Арьеса. Название хоть и звучит сложно, но на самом деле я изучала, как в Средние века люди относились к вопросам детства, воспитания, смерти и многому другому. Прекрасно защитилась и, в итоге, успешно окончила вуз с дипломом историка, преподавателя обществоведения. 

«Мне уже тогда было интересно работать на стыке истории и психологии. В последующем деятельность в разведке тоже оказалась связана с пониманием людей, их психологии».

Андрей тоже оканчивал университет заочно. В Томске мы успели пожениться. После третьего курса я проходила практику в пионерском лагере, на несколько дней приехала в город, чтобы расписаться и отметить свадьбу, а затем вернулась обратно. 

После этого наши сокурсники потеряли нас из виду. И только спустя много лет, когда мы вернулись, наши друзья узнали, чем мы занимались все эти годы. 

Так «исторически» сложилось: томская разведчица Елена Вавилова об образовании, службе и нетворкинге

После подготовки мы отправились за границу с особой миссией, которая продлилась 23 года. Уехали в конце 80-х, еще до развала Советского Союза, лишь изредка возвращаясь навестить родителей. 

«В дни короткого отпуска в Томске я обязательно шла в Университетскую рощу, потому что воспоминания юности и учебы были связаны именно с этим местом, которое создавало какой-то особый настрой. Я очень любила Научную библиотеку, заходила, чтобы окунуться в ее атмосферу, видела, как все меняется, как уходили стеллажи и появлялись электронные книги, а мы, студенты 80-х, знали только картотеку, где нужно было найти карточку, а потом запросить книгу. Жизнь менялась, и было удивительно за этим наблюдать».

Но такие посещения были очень редкими. Работая за рубежом, мы должны были находить важную информацию для нашей страны, выдавая себя за канадцев Трейси и Дональда, — чтобы завуалировать любую связь с Россией. Это позволяло хорошо войти в общество и работать без подозрений.

Так «исторически» сложилось: томская разведчица Елена Вавилова об образовании, службе и нетворкинге

Также нам пришлось выучиться и в иностранных вузах. Для меня это был канадский университет Макгилл (McGill University — прим.). Андрей, в дополнение к Томскому государственному, окончил три университета: в Канаде, во Франции и Гарвардский — в США. В Америке мы прожили дольше всего, и там же в 2010 году очень неожиданно оборвалась наша карьера. Случилось так, что в среде Службы внешней разведки, к которой мы принадлежали, появился предатель — он знал нас и наших коллег в США. Нас арестовали. Несмотря на то, что мы сами не совершали ошибок, этот инцидент положил конец нашей работе.

Благодаря переговорам между странами, нас включили в политический обмен, и в 2010 году мы вернулись в Россию. Но не одни. В Канаде у нас родились дети, и только когда в результате ареста открылась правда, они в возрасте 16 и 20 лет узнали, кто их родители на самом деле. Что все это время мы работали на благо России.

Так «исторически» сложилось: томская разведчица Елена Вавилова об образовании, службе и нетворкинге

Это происшествие наложило большой отпечаток на всю нашу семью. В России нам пришлось, прежде всего, помогать детям адаптироваться, учить русский язык, да и самим после такого длительного отсутствия нужно было обустраиваться, заводить новых друзей. Именно тогда я возобновила связь и стала наводить мостики с бывшими сокурсниками в Томске. Нашла многих, а главное — свою самую близкую тогда подругу. И, конечно, для них было полным сюрпризом, чем мы занимались все эти годы.

«В июле 2025 года мы встречаемся в Томске, чтобы отметить 40 лет со дня окончания университета».

Все годы работы в другой стране воспоминания, когда они были, в большинстве своем касались студенческого времени: мероприятия, демонстрации, работа в студгазете. Конечно, лекции и то, как, с одной стороны, учиться было трудно, потому что нужно было много читать, запоминать, но с другой — это все способствовало тому, что каждый из нас насыщался информацией. И когда человек потом начинает работать, неважно, в какой профессии, он все равно этот багаж знаний использует.

Я считаю это преимуществом советской системы, когда из нас, молодых ребят, делали людей широко образованных. Мы знали не только историю — затрагивали искусство и даже технические науки. У нас был такой предмет, как «Логика», на мой взгляд, очень важный для жизни. Благодаря этим знаниям я всегда ощущала себя человеком культурным, образованным и готовым к любым испытаниям.  

После возвращения необходимо было все переосмыслить и найти новое занятие. Я увлеклась творчеством и написала несколько романов о службе в разведке. Мне хотелось как-то передать накопленные знания, поделиться ощущениями и рассказать, как человек чувствует себя в этой профессии. Также у нас с мужем вышла совместная книга «Нетворкинг для разведчиков». В ней мы максимально постарались обобщить наш опыт работы с людьми. Хотя азы этих знаний были заложены еще в университете: когда нужно было прийти в незнакомый коллектив, найти там друзей, научиться общаться с преподавателями, правильно задавать вопросы и находить, чем можно заинтересовать других. Тогда это было началом нашего длительного пути, в котором мы продолжили совершенствовать навыки коммуникации, и это нашло отражение в книге, которая может помочь современным молодым людям правильно выстроить карьеру и межличностное общение.

«Помимо того, что университет стал для меня ступенью, которая позволила идти по жизни с большой уверенностью и применять полученные знания, он навсегда останется хорошим воспоминанием с долей романтики молодости, познаний и вопросов — зачем человек живет, каково его предназначение. На все эти вопросы я постепенно находила ответы в самой жизни».

Для себя я нашла смысл в том, что служила своей стране, и считаю, что профессия, в которой оказалась, даже не мечтая об этом, — а мечтала я быть преподавателем, историком, исследователем, — дала мне очень много в плане познания других культур, изучения языков. И весь этот опыт в совокупности с моим «историческим» образованием невероятно ценен.

Так «исторически» сложилось: томская разведчица Елена Вавилова об образовании, службе и нетворкинге