Томск. История

Томские речники «на мели: кто «слил» навигацию?

09:10 / 10.04.25
1668
Мы в социальных сетях:

Стартуем проект «80 лет назад: Томск» о жизни простых томичей в преддверии Великой Победы с выпуска «Красного Знамени» от 10 апреля 1945 года № 71.

На первой странице в двух колонках развернулась настоящая драма: томский речной флот на пороге пятой военной навигации, но готово далеко не все. Судоремонтные заводы работают вразнобой — одни совершают трудовые подвиги, другие — срывают сроки. Пустые склады, нехватка топлива и хаос с погрузкой того и гляди обернутся провалом перевозок. Пока команды пароходов «Карл Маркс» и «Большевик» бросают вызов железнодорожникам в «модных» тогда соцсоревнованиях, партийные кураторы бьют тревогу: если срочно не навести порядок, важнейшие грузы для фронта и тыла останутся на берегу. 

Встретить навигацию в полной готовности

Томские речники — накануне пятой военной навигации. В этом году им предстоит большая работа. В жизни молодой Томской области речной флот имеет важнейшее значение. По водным путям должно быть перевезено огромное количество леса, сельскохозяйственных продуктов, рыбы, строительных материалов. Государственное задание по перевозкам — непреложный закон для речников, приказ Родины. Вместе с этим они должны с честью выполнить план местных перевозок.

С первых дней навигации для всех работников водного транспорта наступит горячая пора, когда не только каждый день, но и каждый час, каждая минута будут подчинены графику. Четкая, слаженная работа потребуется от всех звеньев водного транспорта, от всех командиров и рядовых работников.

Чтобы достойно встретить навигацию, требуется образцово завершить подготовку к ней, привести в боевую готовность все виды транспорта, пристани, причалы.

Надо критически вникнуть в деятельность каждого звена речного хозяйства, иметь полную уверенность в бесперебойной работе каждого участка на весь период навигации.

Томские речники «на мели: кто «слил» навигацию?

Сознавая свой долг перед Родиной, коллектив Самусьского судоремонтного завода (директор тов. Флейшман) досрочно и высококачественно к 27 марта закончил ремонт судов. Но чувство ответственности перед государством заставило коллектив завода и команды пароходов еще и еще раз проверить — все ли сделано, не упущено ли что-нибудь. Здесь по-настоящему организовали общественный смотр качества ремонта, провели взаимопроверку на каждом участке.

Именно так, по-государственному, надо проверить готовность всех видов речного флота и, пока еще есть время, устранить недоделки. Каждое судно должно встретить навигацию в отличном техническом состоянии — такова одна из главных задач.

Не все судоремонтные предприятия нашей области по-большевистски готовятся к встрече навигации. Моряковский судоремонтный завод (директор тов. Бойко, секретарь парторганизации тов. Есаулов) брал обязательство — досрочно закончить судоремонт. Но борьбы за выполнение этого обязательства не организовали. В результате завод отстает от графика Наркомречфлота. Дело чести партийной и профсоюзной организаций Моряковского завода в ближайшие дни закончить с позорным отставанием.

Необходимо образцово завершить ремонт транспортного и путевого флота при безукоризненном качестве. Нельзя допускать таких фактов, какие были в прошлом году, когда некоторые суда в первые же дни навигации возвращались на повторный ремонт. Надо также привести в полный порядок доки с тем, чтобы в навигацию они работали круглосуточно.

Томские речники «на мели: кто «слил» навигацию?

Успех перевозок в большой степени зависит от полноценного использования барж. В прошлые годы техническому состоянию их не было уделено должного внимания, и это снижало показатели работы. Сейчас надо обеспечить отличную подготовку каждой баржи.

Правительство одобрило ценный почин передовых речников, начавших внедрять лунинско-киселевские методы*. Эти методы нашли распространение на Самусьском заводе. Здесь в зимнее время команд судов активно участвовали в ремонте флота и помогли досрочно завершить его.

Государственный Комитет Обороны поставил перед работниками водного транспорта задачу — широко распространить на судах лунинско-киселевские методы в период навигации. А для этого уже сейчас надо вести повседневную работу среди судовых команд, помогать им овладевать передовыми методами, обеспечить всем необходимым инструментом, материалами, запасными деталями, оборудованием.

Пристани и причалы —  важнейшие звенья речного транспортного конвейера. Они во многом решают успешное выполнение плана перевозок. В прошлом году на причалах пристаней и клиентуры были допущены большие простои судов сверх установленного времени. Это срывало график, мешало использовать флот на полную мощность. Достаточно указать, что по Томской пристани общее число простоев флота под выгрузкой сверх нормативного времени равняется простою шести барж грузоподъемностью по тысяче тонн каждая.

Основная причина больших простоев в том, что директора предприятий не уделяли повседневного внимания правильной организации погрузки и выгрузки, мало интересовались работой кадров, занятых на этом важнейшем участке, слабо внедряли механизацию погрузочных и разгрузочных работ. Такое положение было на причалах лесоперевалочного комбината (директор тов. Фомин), фабрики карандашной дощечки (директор тов. Кречмер), треста Томлес (директор тов. Мельков) и дорожной базы НКПС.

Простои судов по вине клиентуры мешают культурной работе речного флота по графику и техническому плану, не дают возможности полностью использовать его мощность. Тысячи тонн груза могли бы дополнительно перевезти речники, если бы не было сверхнормативных простоев. Надо решительно покончить с такой антигосударственной практикой. График на водном транспорте должен стать нерушимым законом как для речников, так и для клиентуры.

Томские речники «на мели: кто «слил» навигацию?

Быстрее доставлять грузы в пункты назначения — такова важнейшая задача работников речного флота. Для этого требуется настойчиво внедрять такие мероприятия, как маршрутизацию, организацию безостановочного движения судов, максимально использовать грузоподъемность флота с первых дней навигации.

Между тем некоторые руководители хозяйственных и торговых организаций по-прежнему проявляют недопустимую беспечность. На Томской пристани должно быть к первому рейсу 1,312 тонн грузов, а имеется на ее складах всего лишь 76 тонн. Не доставили грузы такие организации, как сельхозснаб — 100 тонн, облпромкооперация — 300 тонн, Томская база «Главсахар» — 225 тонн и другие.

Весной и летом должно быть перевезено водным путем большое количество строительных материалов для улучшения городского хозяйства и благоустройства Томска. Но горжилснаб до сих пор не заключил договор на перевозки. Не заключили договоры и другие хозяйственные организации. Такое положение не дает возможности правильно планировать работу речного флота.

Руководители предприятий и хозяйственных организаций должны помнить, что за выполнение плана перевозок они также несут ответственность перед государством. С них строго спросится, если они не примут всех мер для своевременной доставки своих грузов.

На весь период навигации речной флот должен быть обеспечен топливом. Своевременная заготовка и подвозка топлива к местам погрузки должна находиться под повседневным контролем районных партийных и советских организаций области, Александровский район полностью выполнил план заготовок топлива для речного транспорта. Однако еще многие районы отстают. Неудовлетворительно идет заготовка топлива в Парабельском, Каргасокском, Пышкино-Троицком и Шегарском районах. А время не ждет. К открытию навигации все суда должны быть безусловно обеспечены топливом.

Местные партийные и советские организации обязаны повседневно вникать в работу речного транспорта. В прошлую навигацию на ряде участков была низкая трудовая дисциплина. Для того, чтобы не допустить подобного положения в этом году, необходимо организовать постоянную массовую политическую работу с командами судов, на пристанях и причалах с тем, чтобы каждый работник речного флота был проникнут высоким сознанием своего долга перед Родиной. Необходимо лучше организовать культурное обслуживание речников, оборудовать красные уголки, обеспечить их всем необходимым.

Сейчас по инициативе команд пароходов «Карл Маркс», «Большевик», «А. Серов», «П. Щетинкин», «Литва» развернулось социалистическое соревнование между работниками речного флота и железнодорожниками Томского узла. Надо ширить это соревнование.

Пятая военная навигация является серьезным экзаменом для работников речного флота. Дело чести каждого из них — успешно выдержать этот экзамен.

*Лунинско-Киселевские методы — это подход, когда команды сами ухаживают за судами и ремонтируют портовые механизмы во время навигации без вывода из эксплуатации, когда создаются сквозные диспетчерские смены в пароходстве и используются скоростные методы погрузочно-разгрузочных работ, а также вводится поточный метод в судостроении.