Актуальное

В Томске обсудили вызовы и возможности в формировании личности в современном обществе

17:38 / 12.11.25
267
Мы в социальных сетях:

В Томске прошел ключевой этап XVIII Макариевских образовательных чтений — Парламентские встречи на тему «Формирование личности: вызовы и возможности». Мероприятие организовали Законодательная Дума Томской области совместно с Томской епархией Русской Православной Церкви. В нем приняли участие депутаты, педагоги, представители вузов, общественных организаций и духовенства.

Участники дискуссии искали ответы на вопросы, порожденные стремительной цифровизацией мира и растущей потребностью людей в духовности.

Главные темы 

Проблемы формирования личности и воспитания человека в условиях цифровизации и нестабильности ценностей, стали главными вопросами в дискуссии об ответственности поколений, роли наставничества, смыслах и содержании образования. В центре внимания — дети и молодежь, и задача, как помочь им сформироваться в сложной информационной среде. 

Оксана Козловская, председатель Законодательной Думы Томской области, открывая Парламентские встречи, обозначила три ключевых вызова современности, требующих ответа. Это ценностно-смысловой разрыв между поколениями, огромное влияние цифровой среды на детей и молодежь, проблемы выбора приоритетов и ценностей у молодых людей: «Карьера или семья?», подчеркнув, что перечень подобных острых тем и вызовов можно продолжать.

Спикер подчеркнула, что решение этих проблем зависит от совместной работы власти, общества и религиозных конфессий, в первую очередь — Русской православной церкви. 

«80 процентов всего населения Томской области — это люди православные, и мы очень благодарны нашей митрополии, владыке, за то, что много лет мы эту тему не просто рассматриваем на площадке Законодательной думы, но делаем конкретные шаги», — отметила она. 

Оксана Козловская также выразила надежду, что итогом встреч станет создание совместного рабочего органа из представителей исполнительной и законодательной власти, университетов, а также митрополии для системного поиска ответов на обозначенные вызовы.

Позиция Церкви

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав подчеркнул духовный ракурс вопроса развития личности.

«На протяжении всей истории человечество неизбежно сталкивается с вызовами. Ключ к их разрешению, как свидетельствует опыт, заключается в возвращении человека к своим духовно-нравственным корням. Когда человек отрывается от них, проблемы умножаются. Когда возвращается — многие из них начинают разрешаться сами собой», — заявил владыка.

Отвечая на вопрос о выборе между семьей и карьерой, митрополит дал однозначный ответ, основанный на позиции Церкви.

«Для Церкви это однозначно: семья — основа государства и общества. Как-то подобный вопрос задали святейшему патриарху Кириллу, и он сказал, что счастье государства напрямую зависит от того, насколько много у нас счастливых семей. Будут счастливые семьи — будет счастливым государство, а значит, у людей будет благословение Божие и в карьере, и в развитии экономики. Поэтому основа всего — это семья благословенная, крепкая, счастливая», — отметил он.

Цифры и факты

Наталия Киселева, заместитель губернатора по образованию, молодежной политике и цифровому развитию, привела впечатляющие цифры о предпочтениях школьников в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Так, в этом году 64% школьников области выбрали для изучения именно основы православия. По некоторым районам охват составил 100%. При этом, как отметила Киселева, ранее выбор основ православия в рамках курса составлял от 13 до 17 процентов.

«Мы понимаем, что это совместная работа, выстроенная за последние два года между митрополией и системой образования, и эта работа находит отклик у родителей. Задача, которую мы взяли, — этих 64% не только вовлечь в обучение основам православия, показать культуру, но и дальше сопроводить их в 5 классе. В следующем году вводится обязательный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Он будет введен для пятиклассников и шестиклассников», — отметила замгубернатора.

Наталия Киселева также подчеркнула необходимость смещения акцента в сторону воспитания, формирования и вовлечения в этот процесс родительской общественности. Она пояснила, что причина — в высокой степени тревожности среди родителей, которые зачастую не понимают жизнь своих детей, существующих одновременно в реальной и виртуальной среде. Замгубернатора призвала сделать верными помощниками в преодолении этой тревожности через доверительные беседы представителей духовенства.

Статистика показала

Александр Малыхин, начальник департамента молодежной политики региона, подтвердил ключевые вызовы в молодежной среде данными статистики и обозначил основные проблемы.

Он отметил, что, согласно исследованию ВЦИОМ 2024 года, в топ-3 ценностей современной молодежи входят человеческая жизнь, справедливость, права и свободы, которые можно охарактеризовать как индивидуалистические. При этом коллективистские ценности — коллективизм, служение Отечеству и патриотизм — находятся в конце списка приоритетов.

Малыхин выделил несколько ключевых проблем, вытекающих из этой ценностной картины:

  • Поколенческий разрыв. Он усугубляется разницей в ценностях между поколениями и влиянием западного контента и социальных сетей.
  • Проблемы патриотического воспитания. Главными препятствиями здесь являются инфантилизм молодого поколения и формализм в организации мероприятий.
  • Низкая вовлеченность в добровольчество. 66% молодых людей не имеют системного опыта волонтерства. Задача — вовлекать их в добровольческие организации на постоянной основе.
  • Демографический кризис. По данным докладчика, лишь 5% студентов планируют родительство, а 57% не собираются создавать семью в ближайшие 3-5 лет.
  • Работа в информационном пространстве. Более 70% свободного времени молодежь проводит в интернете, а основной площадкой стал Telegram. Именно там сосредоточено 90% выявляемых деструктивных пабликов и сообществ.

«Очень мало инструментов, которые мы используем в работе с молодежью, вызывают у них интерес. Молодому человеку непонятно, зачем приходить на патриотическое мероприятие, если перед этим ему не объяснили, почему эта дата памятная и как себя там вести. Здесь вопрос в том, что необходимо перестраиваться под новые, игровые форматы, отходить от формализма и разговаривать с молодежью, чтобы они понимали, для чего участвуют», – отметил Малыхин. 

Мнение из Москвы

Депутат Госдумы, председатель правления организации «Российские студенческие отряды» Михаил Киселев, отвечая на вопрос корреспондента Tomsk.ru о роли бизнеса в формировании молодого поколения, заявил, что это одна из ключевых опор наряду с государством, общественными организациями и СМИ.

«Мое убеждение, что все может развиваться на четырех столпах: это бизнес, общественные организации, государственные структуры и средства массовой информации. Когда они находятся в синергии, можно транслировать смыслы и мягко, и нежно», — отметил Киселев.

Он подчеркнул, что бизнес играет важную роль в передаче ценностей через корпоративную культуру, социальную ответственность и поддержку конкретных инициатив.

«Молодые люди могут участвовать в добровольческих мероприятиях бизнеса — будь то экология или помощь ветеранам. Все это — трансляция тех ценностных идей, которые есть в обществе. Роль бизнеса, как и всех остальных, абсолютно важна», — заявил депутат.

Почему это важно для региона

Регион обладает педагогическим, культурным и духовным потенциалом — и Парламентские встречи показали, что необходимо встроить его в системную работу. Участники мероприятия отметили, что внутренние и внешние вызовы (цифровые проблемы, информационная перегрузка, поколенческая разница) требуют решений не только на уровне отдельных школ или приходов, но через взаимодействие государства, общества и религиозных институтов.

«Такой формат встреч дает возможность услышать тех, кто работает с молодежью, волонтеров, педагогов и общественников, — сформировать ответственность за ценности, которые мы передаем будущим поколениям», — резюмировала Оксана Козловская.

По итогам чтений будет подготовлен отчет с рекомендациями по работе с молодыми людьми — от школьных классов до вузов. Были намечены следующие шаги: создание совместной рабочей группы с представителями власти, епархии и образования, запуск для школьников и студентов ряда проектов и мероприятий, направленных на укрепление духовно-нравственных ценностей, а также публикация материалов дискуссии на сайте Законодательной Думы Томской области.