Авторские материалы

Женщина непростой судьбы

14:15 / 08.03.15
8987
Мы в социальных сетях:

23 февраля 2015 года состоялась премьера фильма «Батальон смерти». Фильм породил в обществе очередную волну споров по вопросу женского движения в годы Первой мировой войны. Несмотря на то, что  тема эта достаточно изучена, а все возможные оценочные суждения от «русской Жанны д’Арк», «бесстрашной амазонки» до «бочкаревских дур» и «проституток» уже озвучены, дискуссии не утихают.

Из 21 века многим очевидно, что Мария Бочкарева не могла изменить ход истории и повлиять на события, и что создание женских батальонов есть не более чем пропагандистская акция. Они, перекрикивая друг друга убеждают в этом…. Кого?

 Все это было очевидно и тогда, в 1917 году. Настолько очевидно, что М.А. Рычкова в своих воспоминаниях пишет о готовности командира послать своих солдат на верную гибель ради «обращения внимания».  Но именно это, замечает она, и вызывало восторг и благоговение. Женщины не собирались заменить собой мужчин на войне, они готовы были принести себя в жертву для того, чтобы поднять в бой мужчин. Не все. Кто-то шел покрасоваться, попримерять форму, кто-то в надежде заработать или найти приключение. Все они были отсеяны в процессе отбора. Остались лишь те, кто готов был принять смерть. Глупо? Ну не менее глупо, чем умереть от руки мужа-пьяницы, который от злобы и скуки мог забить жену до смерти. Вероятно, в самопожертвовании для России эти женщины видели больше смысла и пользы.

Такой рост женского самосознания связан в том числе и с тем, что к 1917 году 50%  горожанок работали, имели профессию и расширяли сферу приложения своих сил. Женщины говорили, что сражение – это не самая не приятная и тяжелая  работа, которую им приходилось делать на фабрике или в поле. 

Считается, что героиня Первой мировой войны Мария Леонтьевна Бочкарева, в девичестве Фролкова (1889-1920), в 1919 году проживала в Томске в Горшковском переулке в доме № 20.  Государственный архив Томской области не смог подтвердить эту информацию. Документально подтвержденными являются лишь два факта — о первоначальном месте жительства Фролковых в Томской губернии и о венчании Марии Фролковой с Афанасием Бочкаревым.

Мария родилась в июле 1889 года в семье Леонтия Семеновича и Ольги Илиазаровны  Фролковых, в селе Никольское Кирилловского уезда Новгородской губернии, третьей дочерью в семье. Когда Марии исполнилось шесть лет, ее семья решает переехать в Сибирь, где правительство давало крестьянам бесплатно большие наделы земли. Мария вспоминает, что ее семью распределили в село  Кусково неподалеку от Томска. Однако архивные данные указывают, что первоначальным местом жительства Фролковых в Томской губернии стало село Ксеньевка (ныне город Асино). Пережив на новом месте тяжелую зиму, семья переезжает в Томск, остановившись в какой-то «убогой ночлежке».  В возрасте восьми лет Мария вынуждена пойти в услужение. За харчи и восемьдесят пять копеек в месяц она берется присматривать за пятилетним ребенком. Карьера няньки у Марии не складывается, через короткое время она сбегает от хозяев и попадает в прислуги  к владелице бакалейной лавки Настасье Леонтьевне Фуксман. Там она учится  всему, что положено знать в торговле и в работе по дому. Кроме этого, каждое воскресенье хозяйка оплачивает Марии посещение театра. Мария вспоминает, что ее очень интересовала игра актеров, их необычные жесты и то, как они говорят. Театр будил ее воображение, ей хотелось вырваться за пределы своего ограниченного мирка в тот мир, который она видела на сцене. «Мне хотелось красиво одеваться, ходить на гулянки, наслаждаться удовольствиями жизни. Хотелось учиться, иметь деньги, чтобы навсегда избавить родителей от нищеты и голода. Хотелось хотя бы денек пожить беспечной жизнью, а не вставать с солнцем, чтобы скрести полы или стирать одежду», — вспоминает Мария. Жизнь батрачки кажется ей унылой и бесцельной.

Когда началась русско-японская война, в городе сняла комнаты семья Лазовых – братьев-офицеров, один из которых женат. Мария переходит служить в дом Лазовых. Молодой неженатый Василий начинает ухаживать за Марией, соблазняет ее обещанием жениться. В ту пору Марии пятнадцать с половиной лет. Протест против беспросветного существования вполне созрел и оформился. Мария представляет, что замужество сделает ее свободной, независимой, состоятельной, и она соглашается сожительствовать с Василием. Свое обещание жениться Василий не исполнил, а получив приказ переехать в другую воинскую часть, бросил Марию, оставив ее с деньгами, множеством подарков и разбитым сердцем.

 Мария вынуждена вернуться  в комнату родителей в подвале. Отец, к тому времени много пивший, стал регулярно избивать Марию и пытавшуюся заступаться за нее мать. Мария не забросила свои мечты  о замужестве. Наоборот, замужество становится для нее символом независимой жизни и свободы. Потому, когда к ней посватался Афанасий Бочкарев, мужик, сыпавший неприличными словами, она согласилась, не раздумывая. Венчание состоялось в Вознесенской церкви города Томска, о чем свидетельствует запись в метрической книге, сделанная 22 января 1906 года. Поспешный брак не был удачным. Не имея средств к существованию, Мария и Афанасий оба работали. Нанимались поденщиками, грузили баржи с лесом, устраивались в контору по кладке асфальта. Мария не боялась тяжелой работы. Но Афанасий был умственно неразвит, уходил в тяжелые запои и избивал жену. Женщина решается уйти от мужа. Ей, хоть и не без сложностей, удается это сделать.

Вскоре она знакомится с Яковом Буком и живет с ним по гражданскому согласию, без церковного благословления. Мария открыто называет себя его гражданской женой. Вместе с Яковом они открывают мясную лавку, где Мария становится первой женщиной-мясником в округе. Кажется, что Мария вполне счастлива в браке, она много работает, но возможность быть полезной приносит ей радость.

В мае 1912 года Яков Бук был арестован. Мария добровольно следует за ним в ссылку, в Якутск. Там она отправляется к якутскому губернатору И. Крафту, с прошением, чтобы Якова не выслали дальше, в Колымск. Крафт насилует Бочкареву, выпускает Бука из тюрьмы и требует новой встречи с Бочкаревой. Бочкарева тяжело переживает случившееся, пытается отравиться, а потом рассказывает все Буку. Бук предпринимает неудачную попытку убить губернатора, но его арестовывают и высылают в якутское поселение Амга.

В ссылке Яков изводит Марию ревностью, несколько раз пытается ее убить. Мария долго не решается оставить его. Ей кажется немыслимым покинуть Якова ради собственного блага. Но с началом  Первой мировой войны у нее  возникает идея пойти на фронт «во имя  бескорыстного самопожертвования». Мария бежит от Якова в Томск, чтобы записаться в армию солдатом и уйти на фронт. Сначала Мария мечтала проявить себя на фронте, а потом обратиться к царю с прошением о помиловании Якова. Но война затянулась и разрушила мечты: Яша перестал интересовать ее, а потом и вовсе был забыт.

В ноябре 1914 года прибыв в Томск, Бочкарева обращается к командиру 25-го резервного батальона с просьбой зачислить ее на военную службу солдатом. Но женщин в солдаты не брали. Командир предложил Бочкаревой обратиться с просьбой к царю. Заняв у матери восемь рублей, Бочкарева посылает телеграмму царю, и ее зачисляют в солдаты его милостью.

В феврале 1915 года сформированный в Сибири полк получил назначение под Молодечно, во вторую армию. Бочкарева попала на передний край пятого армейского корпуса, в 28-й Полоцкий полк седьмой дивизии.  На вопрос сослуживцев, как ее называть, Мария ответила: «Яшка».

Яшка оказалась хорошим, прямо героическим солдатом: ходила в штыковые атаки, вытаскивала раненых с поля боя, сама несколько раз была ранена. За время пребывания на фронте получила все четыре степени Георгиевских крестов и ряд медалей. Ей были присвоены звания младшего унтер-офицера и старшего унтер-офицера.

Весть о Февральской революции первоначально радует Яшку. «Свершилось чудо! Царизм, порабощавший нас и процветавший на крови и поте тружеников, пал. Свобода, Равенство и Братство! Как сладко звучали для нас эти слова…».

Но когда вслед за этим солдаты перестали воевать и увлеклись  пустой говорильней, митингами  и ораторством, Яшка не может с этим смириться. Ей невыносима мысль о мире и братании с врагом.

Познакомившись с председателем IV Государственной думы М.В. Родзянко, Яшка предлагает ему взять на военную службу женщин и сделать их примером для армии, чтобы пробудить в солдатах боевой дух. Так возникает идея о создании женских батальонов. Бочкарева обсуждает свой проект с генералом А.А. Брусиловым, получает аудиенцию у А.Ф. Керенского. Идея находит одобрение и поддержку. Решение о формировании «Первого русского женского Батальона смерти» — принято.

Мария выступает с агитацией на митингах и собраниях. Призывает женщин показать пример самопожертвования для того, чтобы мужчины осознали свой долг и исполнили его. Газетчики тиражируют ее призывы, журналисты готовят специальные репортажи, рассказывающие о целях и задачах женских батальонов. Женщин, желающих завербоваться в армию, очень много, для них выделяют дополнительное помещение. В результате жесткого медицинского и дисциплинарного отбора Мария оставляет лишь 300 человек.

Женщина непростой судьбы

Женщина непростой судьбы

21 июня женскому батальону смерти было вручено знамя.

Женщина непростой судьбы

Генерал Л.Г. Корнилов от фронтового командования преподнес Марии револьвер и саблю с золотым эфесом, Керенский зачитал приказ о производстве ее в прапорщики. 23 июня  300 женщин  отправились на передовые позиции, получив назначение в 172-ю дивизию первого Сибирского корпуса.

Женское движение не у всех вызывало восхищение. Многие желание женщин умереть в бою воспринимали как глупость. Русская армия, по воспоминаниям Бочкаревой, была разрушена и деморализована. Солдаты умирать не собирались, воевать тоже. Вместо славы женщин ждало разочарование. Женский батальон был встречен насмешливо и даже враждебно.

8 июля 1917 года женский батальон участвовал в бою. Когда началось наступление, женский батальон доблестно пошел в атаку, неподдержанный «русскими богатырями». Бочкарева была контужена и отправлена в петроградский госпиталь.

Женщина непростой судьбы

Женщина непростой судьбы

Женщина непростой судьбы

 Лодыри в армии, которым женщины согласились показать пример воинской дисциплины, оказались небоеспособными. Фронт разваливался, становился неуправляемым и слабым. Бочкарева винила в этом систему комитетов солдатских депутатов, разлагающих воинскую дисциплину. Вместо активных действий солдаты занимались «говорильней» и пьянством.

После свержения  Временного правительства осенью 1917 года женский батальон был расформирован. Сама Мария прибыла в Петроград, где была арестована. Ей было сделано предложение  о сотрудничестве  с Советской властью, от которого она отказалась.  После освобождения Мария отправилась к родителям в Томскую губернию. В конце 1917 года Мария посещает Москву, ее вновь арестовывают и отпускают. 

В 1918 году Бочкарева совершает агитационную поездку в США и в Великобританию, чтобы помочь собрать деньги для борьбы с большевиками. Она пользуется большой популярностью: ею восхищаются и интересуются. Ее тепло принимают президент США В. Вильсон и английский король Георг V. 

27 августа  1918 года Мария Бочкарева прибывает в Архангельск. 28 августа устраивает митинг, но здесь ей не рады. Не найдя  поддержки, Мария отправляется в занятый белыми Шенкурский уезд, но там ее вновь ждет разочарование. Местные крестьяне не желают воевать и отпускать жен в «бабий» батальон. Жители настроены агрессивно и даже угрожают Бочкаревой убийством, если она явится вторично.

Тем не менее, в апреле 1919 года временное правительство Северной области постановляет зачислить Бочкареву в резерв с окладом 750 рублей в месяц и с разрешением носить офицерскую форму.

10 августа 1919 года Мария в составе морской экспедиции в Сибирь покидает Архангельск, отправляясь в село Тутальское Томской губернии, куда переехали ее родители. Экспедиция завершается 19 октября. Застав родителей в бедственном положении, Бочкарева решает поехать к адмиралу Колчаку, просить отставки и пенсии. 10 ноября в Омске она встречается с Колчаком. Вместо отставки Колчак предложил Бочкаревой сформировать добровольческий женский санитарный отряд. Мария согласилась и с воодушевлением принялась за дело.

В городе появляются афиши, сообщающие о том, что приехала известная организаторша добровольческих отрядов поручик Бочкарева из Архангельска. Бочкарева  выступает с призывами к женщинам о формировании женского добровольческого санитарного отряда.  За два дня она привлекла в отряд сто семьдесят женщин и тридцать мужчин. Но наступающие части Красной армии не позволили довести дело до конца. Набранных санитаров Бочкарева передала в оставшийся в Омске военный лазарет, а сама вернулась  к родителям в Томскую губернию.

С приходом советской власти на томскую землю Бочкарева в декабре 1919 года явилась к коменданту города, сдала ему револьвер и предложила свои услуги. Комендант, отказавшись от ее предложения, взял с нее подписку о невыезде и отпустил домой. «…Меня отпустили, сказали, что арестовывать не будут. Я жила дома, скинула военную форму, надела женское платье и решила больше ничего не делать, шить на солдат шинели…».  7 января 1920 года Мария  была арестована и посажена в тюрьму, откуда в марте переведена в Красноярск. 15 мая 1920 года было принято решение Бочкареву расстрелять. 16 мая приговор приведен в исполнение.

Елена Трофимова