Авторские материалы

Катастрофа в Майковской протоке. Вопросы без ответов

19:30 / 17.09.15
12380
Мы в социальных сетях:

В ночь на 13 сентября в Майковской протоке на территории Колпашевского района затонул буксирный теплоход «Костромич-313», тянувший по Оби две баржи с бутаном и пропаном. При крушении спастись удалось лишь троим из четырех членов экипажа.

Катастрофа в Майковской протоке. Вопросы без ответов

Ночной маневр

Вымокших, замерзших и испуганных моряков, спасшихся с затонувшего «Костромича», первыми заметили рыбаки. Сколько потом мужчины ни искали четвертого, обнаружить его не смогли. Тело 42-летнего моториста на буксире обнаружили на следующий день, 14 сентября, когда подняли «Костромич» со дна реки: тело мужчины находилось в рубке теплохода.

Западно-Сибирское следственное управление на транспорте СК РФ уже возбудило уголовное дело по факту этого происшествия, сотрудники ведомства работают на месте затопления катера и изучают отбуксированное судно. К расследованию присоединилась и транспортная прокуратура, но пока и у того, и у другого правоохранительного органа вопросов больше, чем ответов.

«Предстоит большой комплекс следственных действий. Сейчас сотрудники следственного комитета изымают документацию фирмы, которой принадлежало судно, беседуют с членами экипажа. Кроме того, экспертам предстоит установить причину смерти погибшего мужчины, выяснить, почему он остался в рубке. Также будут проанализированы обстоятельства затопления судна», — рассказали tomsk.ru в пресс-службе Западно-Сибирского cледственного управления на транспорте СК РФ.

Как рассказали корреспонденту tomsk.ru в томской транспортной прокуратуре, уже известно, что судно, скорее всего, натолкнулось на топляк. Но вот обстоятельства крушения более чем странные — «Костромич» буксировал баржи с газом ночью, перед крушением сошел с судоходного маршрута и заплыл в протоку, где нет навигационных знаков, что сделало неожиданный ночной маневр еще и опасным. Кроме того, оказалось, что буксир вообще не имел права осуществлять этот маршрут.

«Выяснилось, что в 2011 году, когда компания «ВодТрансСевер», которой принадлежат судна, подавала заявки на получение лицензий на перевозки опасных грузов, на получение лицензии были заявлены обе баржи, перевозившие газ, а вот буксировочный теплоход «Костромич» в списке заявлен не был. Соответственно, у судна не было лицензии  на перевозку опасных грузов, что является грубейшим нарушением. В случае повреждения барж с опасным грузом на Оби могли бы возникнуть экологические проблемы», — рассказал tomsk.ru томский транспортный прокурор Виктор Детков.

Сотрудники транспортной прокуратуры намерены в ближайшее время привлечь и фирму, которой принадлежало судно, и руководителя фирмы к административной ответственности за перевозку опасных грузов без лицензии (штраф для должностного лица — до 75 тысяч рублей, для юридического лица — до 200 тысяч рублей).

Катастрофа в Майковской протоке. Вопросы без ответов

Странный груз

Чтобы узнать, насколько велика была вероятность повреждения барж с газом и ущерба для экологии, мы обратились в МЧС, чьи специалисты принимали участие в устранении последствий крушения катера. Однако, как рассказали tomsk.ru в пресс-службе областного управления МЧС, большинство работ по «спасению» барж с ценным грузом, а затем — по подъему со дна и буксировке затонувшего судна выполняли специалисты компании, находящейся под руководством собственника утонувшего судна, руководителя «ВодТрансСервера» Владимира Зенина.

Корреспонденту tomsk.ru так и не удалось узнать у Зенина, ни как проходила спасательная операция, ни какова была вероятность повреждения барж, ни то, собирается ли компания как-то помогать семье погибшего речника: сославшись за занятость (пригласили в следственный комитет на допрос) Евгений Зенин пообещал дать комментарий позже, но отвечать на звонки перестал.

Не получив информации от перевозчика груза, мы попросили оценить ситуацию известного томского эколога Сергея Жабина. Ответ получился неожиданным.

«Большой беды для экологии реки даже при разгерметизации барж со сжиженным газом не было бы. Да, немного бы отравило воду и атмосферу, но по масштабам такую аварию с разливом нефтепродуктов не сравнить, — прокомментировал tomsk.ru ситуацию эколог Сергей Жабин. — Вопрос в другом: кто и куда ночью переправлял опасный и дорогой груз? В моей практике был случай, когда жители села Мельниково начали жаловаться на запах нефтепродуктов. Мы приехали, выяснилось, что неподалеку было устроено тайное хранилище нефтепродуктов, которые тайно по реке сплавляли с севера области. А когда в ситуации начали разбираться правоохранители, выяснилось, что топливо было ворованным, а водный путь его доставки показался преступникам самым безопасным: на воде нет инспекторов ДПС, да и река почти несудоходная. Вези — не хочу! Думаю, и в этом случае следствию нужно сначала выяснить, что везли, кому везли, почему ночью, да еще и не по судоходному пути».

По мнению Сергея Жабина, проблемой для Томской области является не единичный эпизод с затоплением баржи, пусть из-за этого и погиб человек, а отсутствие должного контроля за перевозкой грузов, из-за чего у потенциальных нарушителей появляется масса возможностей переправлять опасный для экологии реки товар, не имея лицензии или нанимая неквалифицированную команду.

Катастрофа в Майковской протоке. Вопросы без ответов

Судно с историей

Утонувшее судно, буксирный теплоход «Костромич», попало в сводки происшествий не в первый раз. В 2007 году, когда на Оби в Каргасокском районе начала тонуть баржа с дизельным топливом, именно буксир «Костромич» пришел на помощь. Как только тонущее судно подало сигнал бествия, из порта Каргаска вышел «Костромич» с наливной баржей, в которую потом перекачали топливо.

Однако несколькими годами позже, судно № 313 компании «ВодТрансСевер» фигурирует уже не в сводках МЧС в качестве «спасителя», а в судебном приговоре. В декабре 2012 года Колпашевский городской суд признал законными требования томской транспортной прокуратуры, которая обвинила ООО «ВодТрансСевер» в эксплуатации ряда судов без прохождения освидетельствования Российским речным регистром. 

«Таким образом, указанные суда не отвечают требованиям безопасности, эксплуатируются с нарушениями норм действующего законодательства, тем самым могут повлечь за собой возникновение транспортного происшествия, причинение вреда жизни, здоровью людей, а также вред окружающей среде», — говорится в приговоре суда.

Представитель «ВодТрансСевер» требования прокуратуры признал.

Впрочем, как рассказал tomsk.ru источник в правоохранительных органах и подтвердили в канцелярии суда Кривошеинского района, летом этого года суд вынес оправдательный приговор по еще одному угловному делу, которое касалось деятельности компании «ВодТрансСевер». Ответчиком на суде был Евгений Зенин. Следствие обвиняло компанию в незаконном использовании, без получения лицензии и с целью наживы, нескольких теплоходов для перевозки опасных грузов — газа и нефтепродуктов. При этом сторона обвинения настаивала, что перевозка опасных грузов без лицензии может нанести вред неограниченному кругу лиц и иметь плохие последствия для экологии.

Представителям компании удалось доказать на суде свою невиновность, и в начале августа, почти за полтора месяца до крушения «Костромича» в Маяковской протоке, оправдательный приговор по делу о нелицензированном предпринимателькой деятельности в сфере перевозок опасных грузов вступил в законную силу.

Екатерина Бухтиярова

Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора