Авторские материалы

Долговой протест

13:11 / 21.10.15
7232
Мы в социальных сетях:

На днях «Российская газета» написала, что большинство россиян недовольны не только тарифами за коммуналку, но и качеством оказываемых услуг. В третьем квартале 2015 года, по данным НП «ЖКХ Контроль», число недовольных цифрами в квитанциях приблизилось к 25 процентам. На втором месте в негативном рейтинге — качество управления многоквартирными домами и неудовлетворительное состояние этих самых домов. Проблема капремонта, занимавшая второе место в начале года, сейчас занимает четвертую строчку. Замыкает пятерку самых острых тем качество коммунальных услуг.

Часть томичей свой протест против цен и качества услуг выражают просто — отказываются платить. По данным мэрии, общая сумма долгов за ЖКХ, которые накопили томичи к концу второго квартала 2015 года, составила почти 1,5 миллиарда рублей.

По словам томского адвоката Владимира Фурсина, ведущего дела по теме ЖКХ, именно протест часто является причиной возникновения долгов за коммунальные услуги.

«Это неправильный подход. Если жилец недоволен услугами управляющей организации, нужно провести собрание, принять соответствующее решение о взаимоотношениях с УК, составить акт, направить его в данную организацию. Совет дома должен контролировать деятельность УК. Иначе оплату за услуги все равно взыщут. Если актов нет, суд не обращает внимания на аргументы должника», — пояснил адвокат.

Большинство управляющих организаций ситуации с возникновением такого рода долгов стараются решить в досудебном порядке. Как правило, это беседы с жильцами и попытки объяснить им законность начисления платежей по тем или иным статьям.

«Мы стареемся объяснить собственнику, расшифровываем тариф, — говорит юрист управляющей компании «Центральная» Андрей Троицкий. — Если собственник говорит, что работы не сделаны, объясняем, что именно было сделано, что только запланировано, и что за это надо заплатить. Обычно жильцы понимают, что все суммы обоснованы. У нас все тарифы прозрачны, информация есть на сайте, нарушений не выявляется. Все документы, в том числе заключения проверок прокуратуры, мы предоставляем. Если работы все же не были выполнены, собственники собираются инициативной группой, вызывают инженера, составляют акт, и делается перерасчет на основании акта. Но в основном таких проблем у нас нет».

Есть у неплательщиков и такой аргумент: не пользуемся общим имуществом, значит и платить не обязаны.  

С таким подходом часто сталкивается председатель ТСЖ «Северное» Наталья Овсянникова.

«Бывает, что люди, не живущие в квартирах, говорят, что не должны платить за мусор и лифт. В таких случаях мы показываем им закон, где говорится, что это общее имущество, и, несмотря на то, что вы сейчас не проживаете в этой квартире и не пользуетесь им, вы все равно как собственник должны платить за это», — рассказала Наталья.

Еще одна причина, по которой жители Томска копят долги за коммуналку, — низкая платежеспособность. Управляющая компания «Центральная», например, в таких случаях старается наладить диалог с собственниками, предлагает им рассрочку в оплате долга — за определенный срок равными платежами.  Если же дело дошло до суда, взыскиванием долга занимается служба судебных приставов. По словам помощника руководителя томского управления службы Татьяны Томрачевой, долги по ЖКХ взыскиваются точно так же, как и любые другие — путем ареста банковских счетов и имущества. Однако управляющая или снабжающая организация от взыскания долгов в этом случае не всегда отстраняется.

«Насколько нам известно, должник всегда может найти компромис со взыскателем, — говорит Татьяна Томрачева. — Например, можно составить график погашения задолженности и погасить ее в рамках этого графика». 

Но бывают случаи и принудительного взыскания по инициативе управляющей организации. Многие томичи видели плакат с фотографией должницы на проспекте Комсомольском около остановки «Енисейская». Он висит там уже больше двух лет. Разместить фотографию задолжавшей горожанки попросила приставов снабжающая организация. У многих возникли сомнения в законности такого размещения. Однако Татьяна Томрачева пояснила, что еще в июне 2012 года Роскомнадзор разъяснил эту ситуацию со ссылкой на закон о персональных данных.

«Судебные приставы в рамках исполнительных производств по принудительному исполнению судебных актов вправе осуществлять обработку, в том числе распространять биометрические персональные данные (фотографию должника-гражданина) без его согласия», — объяснила Томрачева.

Еще одна причина возникновения порой довольно крупных долгов — графа «общедомовые нужды». Многие коммунальные долги по этой статье бывают надуманными, поясняет адвокат Владимир Фурсин.

«ОДН — тема больная, это проблема, созданнная искусственно в результате бездействия органов местного самоуправления, — уверен адвокат. — Снабжающие организации такие дела выигрывают, только если гражданин сам себя пытается защитить. Если граждане нанимают юриста, который разбирается в этих вопросах, высока вероятность того, что потребитель окажется ничего не должен, либо должен небольшую сумму. Надо проверять расчеты, часто бывают случаи, когда неясно за что сделано начисление. У меня в практике был случай, когда сначала 333 тысячи рублей долга пытались взыскать — 309 тысяч плюс проценты. Суд установил, что вместо долга есть переплата в 60 тысяч рублей, и только за несвоевременность платежей жильцам начислили пеню в 900 рублей».

Впрочем, опрос, проведенный недавно на портале pogodavtomske.ru, показывает: большинство томичей все-таки предпочитают не копить долги за услуги ЖКХ. Так, из 2 196 участников опроса лишь восемь процентов признались, что имеют большой долг. О некрупных долгах сообщили 18 процентов читателей. Еще десять процентов ответили, что пока долгов не имеют, но подозревают, что они скоро появятся. А вот 63 процента участников опроса — 1 394 человека — уверяют, что всегда платят за ЖКХ вовремя. Так и тянет спросить: откуда тогда у томичей взялся долг в полтора миллиарда рублей? 

Наталья Чалык