Честные платят за нарушителей всегда, зато нарушители платят за все, случись что…

По статистике, в среднем каждый томский автомобиль попадает в ДТП раз в три года. Чаще это происходит с молодыми водителями и летом, реже - с опытными и зимой. Суммарный ущерб от аварий, по данным страховщиков, составляет около 2,5 миллиарда рублей в год. При этом после повышения тарифов на ОСАГО примерно каждый десятый томский автолюбитель думает, что именно его «дорожные войны» обойдут стороной, и либо не покупает полис ОСАГО, либо приобретает его у сомнительных компаний, стремясь сэкономить.

В ГИБДД утверждают, что за десять месяцев 2015 года в ходе проверок у пяти тысяч водителей вообще не было полисов, а у двух тысяч они не соответствовали действительности: просрочены, или за рулем сидел не указанный в полисе водитель. Штраф за такое нарушение - всего 800 рублей, и никаких штрафстоянок.

Самая минимальная цена полиса ОСАГО в Томске с учетом 50 % скидки за десять лет безаварийного вождения - четыре тысячи рублей. Так что у огромного большинства водителей есть соблазн - сэкономить, ездить без полиса, а случись чего, заплатить небольшой штраф ГИБДД.

Однако, как говорят преферансисты, жадность всегда приводит к бедности. При наступлении серьезного ДТП без страхового полиса, по словам председателя совета директоров страховой компании Вадима Чмуха, «виновник возвращается на 12 лет назад в «доосаговское» время, когда на дороге можно было безвозвратно потерять не только движимое, но и недвижимое имущество». В его страховой компании, правда, клиентам еженедельно выплачивают от 300 тысяч до 800 тысяч рублей за ущербы, понесенные в ДТП, где у второго участника полиса ОСАГО просто не было. А могли бы просто отправлять клиента в суд.

Средняя выплата по ОСАГО сегодня составляет 40-45 тысяч рублей. Рубль дешевеет, автомобили, а особенно иномарки, дорожают, как и их ремонт. Но все равно страховщики уверены, что октябрьское повышение тарифов на ОСАГО было необходимо. Сегодня страховые компании не бегают от клиентов, как это было годом раньше, когда они, кроме убытков, от ОСАГО ничего не видели, а спокойно получают прибыль от этого вида страхования. С некоторым трудом, но внедряют новые способы получения услуги. Например, электронный полис ОСАГО. Воспользовались этой услугой в Томске пока единицы. Не особо доверяют электронной базе данных полисов ОСАГО в ГИБДД.

Традиционалисты-страховщики указывают на то, что машину невозможно осмотреть перед тем, как застраховать. Но интернет шагает по планете и, видимо, количество электронных полисов будет возрастать.

Гораздо хуже обстоят дела в Томске с европротоколами. Это упрощенное оформление ДТП самими участниками, если их не больше двух, и никто не пострадал в результате. Эксперты связывают это с оперативной работой аварийных комиссаров, которых в Томске и звать не надо на место ДТП, они сами появляются в считанные минуты. Второй фактор, мешающий широкому внедрению европротоколов, - природное неумение российского человека признать себя виновным. Как говорят страховщики, фраза «Я виноват в ДТП» - самая редко звучащая в их офисах. Почти всегда говорят: «Меня признали виновным», что как бы подразумевает неправедность решения и следующий вопрос - «А судьи кто?».

Поэтому даже в легких авариях участники предпочитают дождаться аварийных комиссаров, а лучше - бесплатных сотрудников ГИБДД, которыми и оформляются 90 % ДТП в Томской области.

При этом новые штрафы за блокировку дорожного трафика более чем на полчаса в случае несерьезных аварий в Томской области пока не практикуются. «Люди должны привыкнуть, - соглашаются и страховщики, и инспекторы ГИБДД, - что оставление места мелкого ДТП, если нет пострадавших, и всем все понятно, не является тяжким преступлением, как нас учили когда-то».

Еще немного наблюдений от страховщиков: мужчины и женщины попадают в ДТП с одинаковой частотой, а плохие дороги, хоть и увеличивают частоту аварий, зато снижают скорость транспорта, а, следовательно, - и объемы ущерба, который приходится выплачивать. Это значит, товарищи водители, что надо покупать хороший полис ОСАГО и не спрашивать, когда в России будет хорошие дороги.

P.S. Ответ «Когда все купят КАСКО» - неправильный. 

Андрей Остров