Авторские материалы

Священные узы

14:14 / 17.11.15
11390
Мы в социальных сетях:

Священник — это тоже работа, только более духовная. Здесь, как и в любой другой работе, есть свои требования. Например, за исключением редких случаев, священник обязательно должен быть женат. Будущие священники выбирают жену очень тщательно, хотя и женятся довольно рано, в отличие от представителей других профессий. Разводиться им нельзя.

Выпускнику Томской православной духовной семинарии Денису Киселеву 22 года. И он очень хочет быть священником. Денис окончил учебу несколько месяцев назад, но принять священный сан пока не может — нет ни жены, ни невесты. Все его сокурсники уже связаны узами брака, у некоторых есть дети.

Священные узы

Семинария

Денис, как ты принял решение пойти по духовному пути?

Я родился в Казахстане, в поселке Качиры Павлодарской области. Моя семья — это мама, папа и старшая сестра. Мама работает в школе учителем математики и геометрии, папа — инженер. Старшая сестра у меня врач.

Крестился я с мамой здесь, в Томской области, в Колпашеве. Мы были здесь в гостях у моих родственников в 2001 году, и приняли здесь крещение. Я помнил процесс крещения, но нельзя сказать, что именно тогда я загорелся желанием ходить в церковь. Классе в седьмом я один раз пришел в храм. Меня позвал друг, это вышло как-то случайно. А через неделю, когда я опять пришел в храм, наш священник позвал меня помогать ему — свечку подавать, кадило разжечь, ладан подсыпать. У нас церковь небольшая, народу было немного. Он увидел мальчика-семиклассника, просто так зашедшего в храм. Он привлек меня к такому послушанию, и меня это очень зацепило. Я стал каждое воскресенье ходить в церковь, через пару недель я выучил весь процесс богослужения. Мне очень нравился сам процесс службы. Может быть, я именно ради него ходил.

Потом, когда я начал взрослеть, узнал о более глубоких духовных вещах и начал вплетать их в сам процесс службы. И вот так постепенно во мне зародилось желание пойти учиться в семинарию. Я в интернете читал про семинарии, сам священник, который меня воспитывал духовно, рассказывал мне про ту семинарию, в которой учился. Так что в девятом классе я уже точно хотел поступить в семинарию, а в конце 11-го начал было передумывать. Я хорошо учился, окончил школу без троек. И я так подумал, что я мог бы поступить в любой другой вуз.

Помню, неделю перед поступлением, когда я уже приехал в Томск, я ужасно не хотел поступать в семинарию. Тогда я готов был сделать все, чтобы только не поступать. Но когда я подал документы, заехал в семинарское общежитие, на следующий день я успокоился. Я понял, что я попал туда, куда надо.

Чем семинария отличается от других учебных заведений?

Семинария — это режимное заведение, где все подчинено четкому графику – обед, занятия в определенное время, ужин, молитва вечерняя и утренняя. Все по правилам, и каждый семинарист обязан быть на всех этих мероприятиях. Если он прогуливает и не приходит, за это ему предъявляется взыскание. Это может быть предупреждение, назначение на послушания — например, зимой снег чистить на территории собора, где-то полы помыть.

Священные узы

Тебя назначали на такие послушания?

Меня часто наказывали. Пару раз на вечерних занятиях, когда мы самостоятельно готовимся к будущему дню, я смотрел на ноутбуке фильмы. За это у меня забирали ноутбук на пару недель. Еще однажды ночью, месяца за четыре до моего выпуска из семинарии, мы с другом в семинарии играли в World of Tanks. И тут в комнату зашел дежурный помощник. Самым большим наказанием для меня был его взгляд, это было для меня так тяжело!

Расскажи немного о самой семинарии.

В семинарию зайти можно совершенно любому человеку, двери всегда открыты. В холле семинарии сидит дежурный студент, который должен там находиться с 8 утра до 11 вечера. Он может там читать книжку, делать уроки. Он встречает гостей, спрашивает, по какому поводу пришли. Еще у нас есть актовый зал, где проходят разные собрания, в том числе и молодежного клуба. На первом этаже также находятся административные кабинеты: дежурного помощника инспектора, проректора по воспитательной работе, канцелярия семинарии, учительская, столовая семинарии. В столовую, естественно, вход закрыт для посторонних.

На втором этаже находятся четыре учебных аудитории и, через небольшой переход, — два длинных жилых этажа с 24-мя комнатами. Мне всегда нравилось, что они такие длинные. Раньше семинаристы жили по трое в комнате, теперь по двое. Я был против этого. Я привык жить втроем, хотя вдвоем тоже довольно интересно. Когда ты живешь втроем, и с одним человеком что-то не поделил, можно сдружиться с другим. А если жить вдвоем в одной комнате, и вы что-то не поделили, это может быть катастрофическим.

Какие предметы изучают в семинарии?

В основном церковные. Это история церкви, России, Сибири, философия, логика, предметы практического плана, как литургика — предмет, который объясняет сам процесс службы, практическое руководство для пастырей, пастырское богословие, катехизис, церковное право об отношениях между людьми в церкви, документоведение. Еще есть богословские предметы: апологетика, основное богословие, нравственное богословие, сравнительное богословие. Есть и языки — русский, английский, древнегреческий, латынь. Были у нас и педагогика, психология, но психологии было мало, всего один семестр.

Лично для меня самым сложным и самым интересным предметом была литургика. Его преподает замечательный преподаватель. Он не просто рассказывает о том, как правильно надо вести службу, в его лекциях очень хорошо видна вся духовная подоплека. Нельзя сказать, что у меня всегда были хорошие оценки, но этот предмет я всегда любил. Сложнее всего было на третьем курсе, когда я получил за год «тройку». Мы тогда изучали постовые службы — те, которые служатся в Великий пост. Это на самом деле сложно. Хотя сейчас я их уже очень хорошо помню.

Священные узы

Каким для тебя было прощание с семинарией?

Уже на первом курсе я понял, что очень сильно привык к семинарии. Но ближе к пятому курсу я стал задумываться: а смогу ли я после окончания семинарии жить вне ее стен? Но потом, когда закончилась семинария, я сдал экзамены, переехал к себе домой, поставил вещи, лег на диван, полежал полчасика, и подумал: пожалуй, я смогу. Как же классно, что не нужно никуда идти, что ужин не в восемь часов, а когда я захочу. Эта свобода была для меня небольшим шоком.

Потом после этого друзья меня позвали в кино. Я согласился, и они мне говорят: в 11 вечера встречаемся возле кинотеатра. Я сначала опешил, а потом подумал: «Люди же ходят в 11 вечера в кино. Наверное». И мы пошли в кино на сеанс, который шел в полночь.

Пока я учился в семинарии, я ходил в кино, но не ночью. Это было обычно в воскресенье, очень заранее запланировано, договорено. В воскресенье утром проходит служба, потом обед, и теоретически у семинариста примерно с часу до пяти вечера — самый большой отрезок за всю неделю, когда можно отдохнуть. Но все планы может расстроить дежурный помощник, который зимой может заставить чистить снег, летом поручить какое-то другое послушание нести. Иногда я вставал с утра пораньше, договаривался с дежурным помощником, и утром усиленно чистил снег или еще что-то делал.

Мне понадобилось время, чтобы освоиться в жизни вне стен семинарии. Первые недели я даже не знал, что мне надеть, когда шел куда-то в гости – в семинарии мы всегда носили китель или подрясник. Были моменты, когда я не знал, о чем разговаривать с людьми, которые не относятся к православию.

Священные узы

Работа священником

Зачем тебе быть священником?

Мне это нравится. Мне очень нравится само священствование. С детства наложился отпечаток от тех священников, с которыми я общался, в частности, самый первый священник, который провел серьезное воспитание со мной. И потом уже, когда я встречал священников, служивших давно, еще в советское время, слушая их, нашего Владыку, его слова, я очень загорелся этим. Это как хотеть пить. Нельзя же сказать, почему ты хочешь пить — хочешь и все. Так же и я хочу.

Все ли семинаристы становятся священниками?

Не все находят в семинарии то, что искали. Я видел, как люди ломаются в семинарии, начинают осмыслять, но зачастую до конца семинарии они не доучиваются. Взять даже наш курс. В 2010 году нас поступало 13 человек, окончили семеро. И это нормально. Нельзя сказать, что они плохие, потому что бросили. Если человек чувствует, что это не его, то зачем мучить себя и окружающих. Лучше как можно раньше понять, что это не твое. И очень хорошо, когда человек еще до семинарии это понял. Бывает, человек перестает учиться в семинарии, но не перестает быть христианином: он все также посещает храм и даже несет какое-то послушание. Но он просто понял, что священником быть не хочет. Не все же обязаны хотеть быть священниками. Можно часто встретить примеры священников, которые стали ими через силу, не по призванию. И это печально.

Священные узы

Какие требования предъявляются к человеку, который хочет быть священником?

Священником должен быть мужчина, достигший совершеннолетнего возраста, православный, крещенный, верующий. Он должен быть единожды женат, либо быть монахом. На священнике не должно быть никаких видимых телесных пороков, он не должен страдать никакими отклонениям. Руки, ноги, пальцы, глаза — все должно быть на месте. У него должна быть безукоризненная репутация, которую должна бдеть, в том числе, и жена.

Часто можно услышать истории о священниках, которые ведут себя неподобающим образом. Это как-то преследуется, наказывается?

Я уже говорил, что молодому человеку, когда он выбирает свой путь, нужно как можно раньше определиться. Порой мы видим такие инциденты, когда священники на дорогих машинах врезаются в остановку. Это как раз результат того, что где-то человек неправильно себя проанализировал и пошел не по тому пути. Конечно, это преследуется, и сурово. Самое серьезное наказание, какое священник может получить, и от которого у многих священников перехватывает дыхание, — это низвержение из сана. Это когда священник перестает быть священником безвозвратно. Он может быть мирянином, приходить в церковь, но священником он не может быть никогда.

Сейчас среди православных часто встречается и обратная сторона — активисты, фанатики. В интернете даже появился термин для таких людей — ПГМ, «православие головного мозга». Сталкиваешься ли ты с ними?

В последнее время появилось много активных личностей, которые, не будучи священниками, занимают активную церковную и общественную позицию. Собирают народ за отмену каких-то концертов, где-то иногда рукоприкладствуют. Своим поведением они вызывают вопрос: что, все православные такие? Нет, не все православные такие, не у всех есть качества, которые есть у этих людей. Они могут быть очень харизматичными, общительными, но растрачивают эти качества на такие действия. Я не рискну судить о пользе такого поведения.

Священные узы

У многих людей вызывает вопросы полнота некоторых священников. Они же постятся, в чем тут дело?

Дело в том, что у священника каждое утро служба, а перед ней есть нельзя. Служба идет до обеда, потом еще какие-то дела. В итоге в течение дня священник может только на ходу что-то «перехватывать». А вечером приходит домой, а там жена, которая по нему соскучилась за день и наготовила ему много всего. Вот и получается, что священник ест всего один раз в день, но много. И это влияет на обмен веществ.

Сейчас ты уже окончил семинарию, но пока еще не стал священником. Чем конкретно ты занимаешься в епархии?

Я сейчас занимаю должность иподиакона — то есть я тот человек, который на службах, где служит Владыка Ростислав, организовывает моменты, где он участвует. У нас есть команда из шести человек. В нее могут попасть не только семинаристы, но и юноши из прихожан. Моя работа это все организовать, чтобы каждый знал, что он должен делать. Мы готовим облачение, гладим его, готовим свечи, кадило. После службы все чистим, убираем и раскладываем по своим местам. Люди, которые исполняют эти обязанности, всегда на виду. Если проследить епархиальный сайт, на всех поездках Владыки рядом с ним можно увидеть одну и ту же команду молодых людей, которые занимаются иподиаконством. 

Кроме того, я молодежный работник Богоявленского кафедрального собора. Сейчас почти при каждом храме есть молодежный клуб. Клуб при Богоявленском соборе существует уже много лет. Его участники собираются каждое воскресенье в 14.30 в актовом зале духовной семинарии. На эти встречи ходят человек 10-15. На собраниях мы обсуждаем разные моменты, связанные с церковной жизнью, говорим о Священном Писании, о Евангелии, о каких-то практических церковных моментах. Но не только об этом. Допустим, недавно мы молодежным клубом ходили кататься на коньках. Но на такие встречи народу приходит мало, гораздо больше ходят на собрания со священниками. Мы просто общаемся, задаем друг другу вопросы. У нас есть парень, который учит всех играть на гитаре. Еще мы смотрим фильмы, обсуждаем их, проводим акции, посвященные разным праздникам — Дню любви, семьи и верности, Дню народного единства, Новому году, Рождеству. Коллектив у нас дружный, с удовольствием принимаем новых людей. Каждый может найти возможности для развития в рамках клуба.

Священные узы

Личная жизнь

Как строится жизнь семинаристов вне семинарии?

В основном эти развлечения довольно культурные. Например, в музей сходить. Хотя не так часто нам удавалось собираться большими компаниями. Частенько регентское отделение нашей семинарии, где учатся девушки, устраивало вечера, они приглашали нас попить чай, попеть песни под пианино. Но я там был только на первом курсе, потом перестал приходить. Семинаристы, конечно, ищут себе невест среди студенток регентского отделения.

Ты сейчас ищешь невесту?

Ну как можно ходить и искать ее? Это так же, как искать потерянные деньги на полу. Никто же не ходит, не ищет. Я знакомлюсь с девушками, но не так уж часто. На самом деле, у меня полно и других дел. Я не веду статистики знакомств. Веду тихую и спокойную жизнь, никого стараюсь не трогать. Хотя в последнее время, если сравнить с семинарскими годами, я в каком-то плане активизировался, стал посещать разные мероприятия, связанные с работой нашего молодежного клуба. И там знакомлюсь со многими людьми.

Ты сказал, что священник обязательно должен быть женат. Значит, пока холост, священником ты стать не можешь. Какие требования предъявляются к жене священника?

Она не должна быть разведенной, у нее не должно быть детей. Когда она выходит замуж за будущего священника, она должна понимать что это значит. Быть женой священника — это большая ответственность, которая ложится и на ее плечи тоже. Пожалуй, это самое главное.

Священные узы

Какие правила поведения есть для жены священника — например, длинная коса, только юбку носить, с мужчинами не говорить?

В плане одежды в церковной традиции не принято женщинам носить мужскую одежду, как и мужчинам — женскую. Практически всегда складывается так, что матушка выступает в роли певчей. Не зря у нас есть регентское отделение — оно готовит будущих регентов, которые будут хорошо петь, будут хорошими женами для священников. Многие матушки несут и другие послушания, связанные с церковью. Сайтом заведуют, фотографируют, пишут статьи в православные газеты, преподают. Ограничений на общение с мужчинами у них нет. Разве само общение с мужчинами несет какую-то негативную подоплеку?

Кого ты ждешь — любимую или жену для карьеры?

Я говорил про мой любимый предмет, литургику, и ее преподавателя. Он очень много говорил про поиски спутницы жизни. Он служит очень давно, и на его глазах происходили многие вещи, и не все назовешь благополучными, и браки распадались у священников. Но искать жену ради карьеры — жить потом всю жизнь с этим человеком, при том, что разводиться нельзя. Если ты разводишься, ты говоришь «прощай» священному сану. А искать любовь — это идеал, где ж его найдешь. Я понял, что жена должна быть хорошим другом — тем человеком, который будет тебя поддерживать, понимать, которому ты сможешь рассказать все, и ничего не утаивать. Сейчас я ставлю это во главу угла. Хорошим другом должна быть моя будущая жена. Я даже рассматриваю такой вариант, что, женившись, я не стану священником, всяко бывает. Я буду трудиться в другой сфере, но если жена будет мне другом, я буду доволен. Может, и не полезно мне быть священником. Но если у меня будет жена, которая меня будет понимать, любить, уважать… На венчании говорится: «Муж да любит свою жену, а жена да убоится своего мужа». Под «боится» подразумевается «уважает». 

Беседу вела Наталья Чалык

Фото: Оксана Луговая; из личного архива Дениса Киселева