Авторские материалы

Маршрутные войны

09:45 / 26.02.16
10244
Мы в социальных сетях:

Вчера, 25 февраля, в бизнес-центре «Рубин» состоялся форум работников автомобильного транспорта Томской области. На момент начала мероприятия в качестве участников встречи было зарегистрировано 250 представителей от перевозчиков. Главным вопросом повестки дня стала разработка новой городской маршрутной сети.

Схема в стиле «лишь бы принять»

Проект новой городской маршрутной сети вызвал большой резонанс еще в конце прошлого года и споры о ней не утихают до сих пор. К слову, негативных откликов о ней гораздо больше, чем положительных со стороны перевозчиков, пассажиров, общественников, депутатов и чиновников.

На встрече с перевозчиками свое негодование работой городской администрации высказал депутат законодательной думы Томской области, член партии КПРФ Алексей Федоров.

«В июле 2015 года был принят федеральный закон «Об организации регулярных перевозок», он настолько всех взбудоражил, что нам в КПРФ стали поступать обращения от перевозчиков с целью разъяснения положений закона, – рассказал Федоров. – Кроме того, после проведенных в ноябре общественных слушаний большое количество обращений стало поступать и от пассажиров, непонимающих, как будет меняться сеть, и недовольных изменением маршрутной сети города.

С помощью юристов нами был проведен анализ положений указанного федерального закона, и он, конечно, расходится с тем, что заявляет мэрия. При формировании позиций поддержки предпринимателей мы сегодня готовим ряд предложений, в том числе по изменению этого закона, и в мэрию потому что, судя по тому, как они дают комментарии, они воспринимают его не так.

Как известно, положением 220-го закона полномочия по управлению отнесены к субъекту, то есть Томской области и Томску. Изменения должны пройти после того как будет утвержден документ планирования регулярных перевозок, и, к сожалению, даже мы не знали, что такие изменения происходят, что пермская фирма «Радар» выиграла конкурс и формирует какую-то новую маршрутную сеть у нас в городе. Гласности при принятии этого решения не было.

Со своей стороны, побывав на ряде общественных слушаний, мы полагаем, что принятие новой схемы, которая проводится в таком реформаторском стиле «лишь бы ее принять», приведет к ломке годами устоявшейся системы, которая есть в городе. Я считаю, что вы правильно сделали, что активизировались. Если бы вы не объединились, вас никто не стал бы слушать, было бы нарушено законодательство при проведении конкурсов, и транспортный коллапс, связанный с перевозками в Томске точно бы был», – высказался депутат.

Кроме того, Алексей Федоров отметил, что внедрение предложенной маршрутной сети  приведет к перегруженности большинства улиц, появятся еще большие пробки, урезание маршрутов и проведение конкурсных процедур автоматически приведет к сокращению рабочих мест. Депутат также отметил, что в соответствии с разработанными картами маршрутов не учитываются автобусы, находящиеся в отстое. Следовательно, порядка 150 автобусов будут простаивать, и их механизм выхода на рейс не предусмотрен.

«Что мы предлагаем. С целью адаптации бизнеса к новым условиям 220-ый закон предусматривает, что без изменения схемы перевозок конкурс можно провести в течение пяти лет, это тоже мэрия должна была предусмотреть и, может быть, как раз и растянуть проведение этого конкурса, – добавил Алексей Федоров. – При этом со стороны администрации будет разумным отодвинуть проведение конкурсных процедур на максимально долгий срок, что позволит участникам маршрутного бизнеса эффективно подготовить к конкурсным процедурам. На уровне города и области должна быть сформирована долгосрочная концепция в области регулярных пассажирских перевозок, где были бы понятны правила игры и для власти, и для перевозчиков».

Перевозчиков просят прислушаться к пассажирам

От лица пассажиров перед перевозчиками выступил председатель ТОС улицы Дзержинского Андрей Иванов.

«На состоявшемся позавчера комитете городского хозяйства заммэра Хан признал, что, судя по всему, схема останется практически той же, – рассказал Иванов. – Надо, правда, постараться, чтобы так было. Самый главный вопрос, который волновал пассажиров это, естественно, транспортная схема. Посмотрим, чем все это закончится, но пока все идет к тому, что она, соре всего, подвергаться изменению не будет.

Схема смены перевозчиков не нова, если помните, еще Николайчук пытался ее провернуть. Мы тогда проводили публичные мероприятия, писали в СМИ, и тогда нам маршруты удалось отстоять. Еще тогда я говорил о необходимости объединить перевозчиков в товарищества, чтобы я как пассажир мог прийти к Сидорову и спросить: «Почему твой водитель сделал то-то и то-то?» Вы взяли паузу в четыре года и сделали это только месяц назад. Лично мне не хотелось бы, чтобы в город пришел какой-то мордовский предприниматель и скупил бы целиком весь маршрутный бизнес. Я понимаю, что к товарищу Сидорову я могу обратиться, а к товарищу из какого-то отдаленного региона у меня не будет возможности предъявить претензии по поводу работы маршруток. Именно поэтому я за то, чтобы сохранить существующее положение дел.

Я думаю, что если прозвучит какое-то коллективное обращение перевозчиков и мэрии будет предложено какое-то соглашение по переходу на какие-то новые договоренности, то тогда пассажиры будут видеть перевозчиков лицо в лицо, и они пойдут навстречу пожеланиям пассажиров.

Продолжайте объединяться дальше. Да будет ГЛОНАСС, будут кондукторы, пассажирам будет лучше, вы, возможно, потеряете какую-то копеечку, но вы останетесь на этом рынке», – подытожил свое выступление председатель ТОС улицы Дзержинского Андрей Иванов.

Общественники выступают на стороне перевозчиков

С критикой работы городской администрации выступил от лица общественных организаций города Александр Остроушко, обвинив мэрию в привлечении псевдообщественников и «подсадных» бабушек.

«Руководство мэрии не ожидало такой реакции. На мероприятиях, на которых я не был, были псевдообщественники, как, например, было раз в Советском районе, когда никто из нас о встрече не знал. Да, там все послушали Свахину, там похлопали в ладоши, попили чай с печеньем и сказали: «Как здорово, что будет новая транспортная сеть!» Но где был хотя бы один представитель общественности, тогда удавалось обсудить проблему с разных сторон, – высказался Остроушко. – Начиная с первой встречи в Кировской администрации, там было более 300 человек в зале, и когда мы предложили голосование, из 300 человек только три проголосовало за новую транспортную сеть. Учитывая, что полный автобус привезли «подсадных» бабушек, которым сказали обязательно проголосовать за новую сеть. Даже из их числа только трое. В Ленинском районе было три встречи с руководителями ТОС, ТСЖ и с общественным советом района вообще ни разу ни один пассажир, ни один гражданин города не высказался за эту новую транспортную сеть. Даже замглавы Ленинского района однозначно сказал: «Не трогайте сеть. Мы ее много лет вместе с перевозчиками оттачивали, она сейчас такая, какая должна быть. Если ее нужно будет немного изменить, мы решим этот вопрос в рабочем порядке». В Советском районе у нас вообще только один человек из 71 проголосовал за новую сеть, – рассказал Остроушко.

Представитель общественников призвал перевозчиков активизироваться в период обсуждения вопросов. Он рассказал о том, что многие общественные организации Томска принимают резолюции, в которых выступают против внедрения новой маршрутной сети и предлагают администрации объявить переходный период, голосуют за то, чтобы среди перевозчиков не проводились конкурсные процедуры и не внедрялся проезд по единым социальным проездным билетам.

«Если кто-то видел проект, который подготовила администрация к новому проекту, там четко прописано, что сейчас после конкурса все городские перевозчики, как и областные, будут обязаны возить по ЕСПБ. Но в городе денег нет, в области денег нет, а обязать 

обяжут. Вы просто разоритесь в течение года, – отметил Александр Остроушко. – Сегодня руководство ТТУ говорит, что перевозит 13 % пассажиров по единому социальному проездному билету, то есть они не платят вообще перевозчику, им потом компенсируют. А объявите сегодня, что все маршрутчики перевозят по ЕСПБ, завтра 70 % населения по этим ЕСПБ поедет, и все, бизнес закончится.

Хан, когда выступал по телевидению, объявил, что у нас большинство населения за новую транспортную сеть. А 80 % перевозчиков за проведение конкурсных процедур. Где наша позиция? Вы где-нибудь писали, что перевозчики-то не за конкурсы. Сегодня у нас идет форум, если мы в резолюции не примем, что мы против конкурсов, значит мы оставляем Хану возможность сказать, что вот они собирались на форум и не сказали, что они против.

Вчера собирался совет старейшин, депутаты, представители общественной палаты, мы смогли их убедить, что транспортную сеть менять не нужно. Свахину, вроде бы, удалось убедить, что третий маршрут нужно вернуть, но она пока не согласилась с утверждением пути следования», – поделился достижениями общественник.

Александр Остроушко призвал перевозчиков подготовить для мэрии соглашение, в котором было бы четко прописано, на какие уступки перевозчики готовы пойти, а с чем они категорически не согласны.

Назад в 90-е?

Выступая перед собравшимися, директор диспетчерской службы Ольга Романова рассказала о том, к чему может привести внедрение новой маршрутной сети, что теряют перевозчики и работники сферы общественного транспорта.

«На сегодняшний день около пяти-шести категорий граждан, которые имеют льготы, провозятся бесплатно и за это ни из федерального, ни из местного бюджета наши перевозчики ничего не получают, – поделилась Ольга Романова. – Большим толчком для изменения организационного характера послужил 220-ый закон. Мало того, что перевозчикам пришлось объединиться в большие субъекты для включения в реестр, так еще и встал вопрос об изменении транспортной маршрутной сети. На сегодняшний день получается повторение 90-х годов, когда были разорены многие ПАТП, были распроданы, обанкротились. Сейчас получается при любом сокращении маршрутов сокращение рабочих мест, куда входят и диспетчеры, и водители. У многих есть кредиты, и получается, что многие просто разорятся, скажется это и на семьях работников транспортной сферы. Если на маршруте работает 15-25 предпринимателей и 150-170 водителей, то около полутора тысяч человек останутся без работы».

По мнению руководителя диспетчерской службы, разработка новой маршрутной сети строится на недобросовестной конкуренции, потому что все ее прогнозирование идет с учетом развития ТТУ.

«ТТУ получает бюджетные деньги, за счет которых они развиваются, а предприниматели – это участники рынка, на развитие бизнеса которых не требуются инвестиции со стороны города и области. На наш взгляд, в городе работает удобная маршрутная сеть шаговой доступности. У нас есть хорошая интервальность движения, не плохое качество обслуживания. Говорить о том, что маршрутная сеть не справляется с перевозками на сегодняшний день просто нельзя. Ее можно немного откорректировать, на что перевозчики согласны, не ломая то, что есть, не ломая экономику предпринимателей, которые только немного встали на ноги и начали развиваться», – подытожила Романова.

Все для пассажиров

Стоит отметить, что не все участники встречи были настроены столь категорично. Так депутат городской думы Махир Рустамов попытался убедить собравшихся в том, что никто в городе не пытается подмять под себя маршрутный бизнес, а наоборот делает все для того, чтобы рядовому томичу стало лучше. Депутат также отметил, что в действующей работе перевозчиков не все так гладко, как хотелось бы.

«Думой города Томска создана постоянная действующая комиссия по транспорту. На работу этой комиссии мы приглашаем абсолютно всех 

перевозчиков. Полномочия по изменению маршрутной сети лежат на городской администрации, но дума города подготовит свое видение на это решение, обязательно отправит его как рекомендацию мэру города, – заверил Рустамов. – Основной задачей работы комиссии является обеспечение безопасности перевозки пассажиров. Важно так же не потерять пассажира, и не ломать жизнь пассажиру, чтобы при изменении с завтрашнего дня человек не стал платить в два раза больше, забыл привычный путь, которым он как-то передвигался, а максимально облегчить, не усложнять.

Город развивается, увеличивается, соответственно, в жизнь вносятся коррективы и надо на это реагировать. Коррективы со временем будут вноситься, но они должны не ухудшать, а улучшать. Не нужно думать, что то, что было разработано в 90-е будет работать сейчас. Меняется город, меняемся мы, и город должен реагировать на все это.

В городе нет задачи подмять транспортный бизнес под себя, но есть другой вопрос. Каждый день после восьми вечера огромное количество населения жалуется, что очень сложно уехать с одного конца города на другой. Есть эти гонки автобусов. Население задает вопросы, и власть более жестко реагирует на это.

Со стороны власти требуется определить четкие правила игры, со стороны бизнеса – подготовить соответствующий ответ. И все это должно быть направлено на улучшение жизни пассажиров», – резюмировал депутат.

Ни шагу назад

Слова депутата городской думы оказались не очень убедительными, поэтому конечный текст резолюции, которую по итогам форума приняли перевозчики, выражал решительный настрой отстоять свою позицию.

Участники форума требуют признать проект новой маршрутной сети города Томска не отвечающей современным требованиям, ухудшающей транспортную доступность пассажиров, негативно влияющей на финансовое состояние перевозчиков и прекратить дальнейшее ее рассмотрение. Также перевозчики требуют установление и изменение действующих регулярных маршрутов осуществлять согласно федеральному закону и проводить конкурсы только на вновь открываемые маршруты и на те маршруты, от которых перевозчик сам отказался.

В случае непринятия мер по резолюции перевозчики готовы рассмотреть иные меры по защите своих интересов и интересов пассажиров.

Приведут ли нововведения городской администрации к открытому конфликту, или же мэрия найдет общий язык с перевозчиками пока не понятно. Работа по данному вопросу продолжается.

Валентина Бейкова