Авторские материалы

Неверным маршрутом идете, товарищи…

16:56 / 27.06.16
9592
Мы в социальных сетях:

Никогда такого не было, и вот опять.

Сколько встреч уже было между маршрутчиками и администрацией — со счету сбиться можно. И кажется, никогда это не закончится…

Утром минувшего четверга к администрации Октябрьского района стекались десятки перевозчиков, превращаясь в сотни. Занимая места в актовом зале — самом вместительном из всех районноадминистративных в Томске, готовились к очередному разговору с властями. «Уже не знаешь, чего ждать от них», — говорили между собой. Развеять сомнения взялся начальник управления муниципального заказа и тарифной политики Андрей Комогорцев. Ни мэра, ни его первого зама Александра Цымбалюка, ранее лично общавшихся с маршрутчиками, на собрании не было. Огонь на себя взяли Комогорцев и председатель комитета по транспорту и организации дорожного движения Ольга Свахина.    

Неверным маршрутом идете, товарищи...Неверным маршрутом идете, товарищи...Неверным маршрутом идете, товарищи...Неверным маршрутом идете, товарищи...Неверным маршрутом идете, товарищи...

«Как вы знаете, заказчиком принято решение об отмене аукционов, — начал Комогорцев. — Но это не значит, что они не состоятся. Они будут размещены в конце июня — начале июля. С 4-го по 8-е число точно объявим. Чтобы не было никаких кривотолков и спекуляций, расскажу, с чем это связано. При проверке приложений к муниципальным контрактам было установлено, что не все остановочные пункты есть в списках. А нет остановки — вы не имеете права там останавливаться. Вот чтобы вы работали спокойно, и было принято решение выверить всю документацию. Другие требования по новым аукционам не изменятся. Понятно, что при новых аукционах мы уже не сможем дать вам месяц на подачу заявок. Это будет десять дней максимум. Но у большинства из вас уже подготовлены документы, так что сложностей не должно возникнуть. Главное: проверьте документы внимательно и не держите свои заявки до последнего момента. На сайте будет указан последний день приема заявок — допустим, 24 июля в 10.00. Это не значит, что 24 июля в 09.55 вы можете начинать «подаваться» — не успеете», — дал советы Андрей Комогорцев.

Заодно стало известно: практически на каждый маршрут по аукционам, объявленным ранее, от томских маршрутчиков уже были поданы заявки. При этом были у них и вопросы: в частности, участники аукционов интересовались тарифами. Еще из новостей: к работе победители аукционов приступят не 1 декабря 2016 года, как планировали власти, а позже.

«Проект муниципального контракта предусматривает изменение стоимости проезда раз в год, как этого требует законодательство. У нас это предусмотрено в декабре 2016 года. Забегая вперед, могу сказать, что начало исполнения муниципального контракта теперь будет не 1 декабря, а 1 января. В декабре мы спокойно проведем тарифную комиссию, рассмотрим вопрос о повышении тарифов с 1 января. И с 1 января поставщики услуг по перевозке пассажиров будут с новыми тарифами», — прокомментировал Андрей Комогорцев.

Неверным маршрутом идете, товарищи...Неверным маршрутом идете, товарищи...Неверным маршрутом идете, товарищи...Неверным маршрутом идете, товарищи...

Еще одна деталь: отправляя разъяснения на вопросы перевозчиков, власти не заметили среди них иногородних участников аукционов, которых с тревогой ждут местные предприниматели. Все вопросы были от томичей. Что, впрочем, ничего не означает, и собравшиеся в зале тут же заявили: среди регистрировавшихся абсолютно точно есть «варяги», и не один. Поднялся шум.

«Пока не пройдут торги, и не откроется электронная площадка, я не буду видеть и знать, кто из вас участвует в торгах, если там два и более участника, — развел руками представитель мэрии. — Это конфиденциальная информация». — «А потом кто попало будет людей возить!», — завозмущался зал. — «Это неправильная позиция. Не кто попало, а тот, с кем будет заключен контракт. Ну, придет к нам какой-то гипотетический иногородний. С ним будет заключен контракт. Но должно подойти время, когда контракт вступит в законную силу и начнет исполняться, то есть 1 января. Победитель должен будет предоставить автобусы и так далее. Сроки предоставления автобусов останутся минимальными — за 15 дней, кажется, до 1 января это нужно будет сделать. У иногородних — я прямо говорю — нет таких возможностей, они есть только у вас», — попытался успокоить зал Комогорцев. Но последние слова лишь распалили перевозчиков. — «А если он не выполнит все требования, которые есть, он будет включен в список недобросовестных поставщиков, и со вторым  участником будет заключен контракт!», — пытался перекричать чиновник маршрутчиков. Тщетно. Пришлось заявлять «Уважаемые коллеги, я в полемику с вами вступать не хочу. На отвлеченные темы вопросы не ко мне».

«Вы обещали, что два аукциона одновременно проводиться не будут», — озвучили перевозчики вопрос по адресу. — «Да». — «Но там разница в пять минут!». — «Ну, смотрите. Два аукциона в одно время — это значит маршрут № 4 и № 2, например, начинают торговаться в 10.00. Такого не будет, аукционы будут начинаться с определенным перерывом — пусть и в пять минут. Если кто-то пожелает участвовать в торгах не на один маршрут, а, например, на два — это технически возможно. Вы будете все видеть». —  «А можно так сделать: один маршрут — один день? Это будет всем удобно. Просто электронная площадка выставляет время аукциона в зависимости от того, когда вы его размещаете. Если вы разместите, скажем, сегодня один, завтра другой — не будет пятиминутных интервалов между ними. Это от вас зависит». — «Мы рассмотрим ваше предложение», — пообещал Комогорцев.  

На предстоящих аукционах у участников будет возможность на свое усмотрение двигаться, отталкиваясь от начальной цены контракта в три тысячи рублей, максимальным шагом — в 150 рублей или минимальным — в 15 рублей. Собственно, от этого зависит то, сколько продлятся торги, что тоже интересовало перевозчиков.

«Сколько будут длиться торги — зависит от участников. Может, пять минут, может, сутки и более. Если участники решат идти до последнего, чтобы стать победителем, то вечером, если к 18.00 не закончатся торги, площадка объявит, что они будут продолжены на следующий день. Однозначно, никто круглосуточно сидеть за компьютерами не будет. Трудовое законодательство действует как для сотрудников электронной площадки, так и для нас с вами», — разъяснил Андрей Комогорцев. — «А обеденный перерыв будет?», — разрядила атмосферу шутка. Но ненадолго. — «Так и три месяца можно торговаться, — зашумел снова зал. — «Потолка» цены у вас не будет?». — «У нас потолок 100 миллионов, но его никто не достигнет, конечно».

«Вы собираетесь отредактировать невыполнимые условия контракта? Например, про кондукторов. Где федеральный закон этого требует?», — перешли собравшиеся к еще одной серьезной теме. — «Данный вопрос не ко мне. Но проект муниципального контракта наличие кондуктора предусматривает. Это правила техники безопасности пассажироперевозок — чтобы водитель не отвлекался во время езды». «Да вы понимаете, что есть федеральный закон, в котором сказано: или касса-копилка, или кондуктор. И вы понимаете, что возить кондукторов — это нереально?!», — шумел зал. — «Ваш вопрос услышан. У нас есть представитель заказчика непосредственный. Как окончательную редакцию проекта нам принесут, мы его выверим окончательно на соответствие действующему законодательству», — не гарантировал отмены кондукторов, но все же несколько успокоил перевозчиков начальник управления.

Был на этой встрече и председатель областного профсоюза предпринимателей, а «по совместительству» пассажир Александр Остроушко.     

«Почему вы скрываете, что качество перевозок ухудшится, так как количество автобусов уменьшится в два раза?», — по своему обыкновению задал провокационный вопрос Остроушко. — На 10-м маршруте 34 автобуса работает сегодня, у вас написано, что их будет 16. По остальным маршрутам так же примерно». — «Это ваша чисто субъективная позиция, что уменьшение количества автобусов на маршруте как-то повлияет на качество перевозок. Все расчеты произведены. Все пассажиры будут увозиться», — не согласился Комогорцев. — «Уж если сейчас есть жалобы от пассажиров, что долго ждать автобус приходится, то что будет потом!», — поддержали перевозчики своего общественного заступника. — «Жалоб не будет, это однозначно», — отрезал их оппонент, рассмешив зал. — «А, у вас сломается приемка жалоб, понятно», — сострил профсоюзный лидер.

«Давайте я поясню, — вмешалась Ольга Свахина. — В контракте указано только то количество автобусов, которые в течение дня должны быть на линии. Количество автобусов, имеющихся у предприятия в принципе, перевозчик может не ограничивать и купить себе дополнительно столько автобусов, сколько захочет, чтобы обеспечить запас возможностей при проведении техосмотров. Расчеты, которые вы видите в документации, сделаны исходя из времени оборотного рейса, разделенного на интервал. Так мы получаем количество автобусов, которые должны быть на маршруте. Двигаясь от остановки до остановки за три-пять минут, они обеспечат всех пассажиров транспортом». — «А пробки вы постановлением отмените?», — зашумели маршрутчики.

Срыв расписания из-за пробок стал продолжением разговора. Перевозчики настаивали: пусть в контрактах будет прописано, что за такие случаи с ними не расторгнут договоры. Представители администрации пытались заверить: не расторгнут и без прописанных условий: «У нас будут передаваться данные по системе ГЛОНАСС в пункт организации и контроля пассажироперевозок. Диспетчер увидит, что автобус стоит на улице Мокрушина, и все поймут, что это переезд закрыт. Это обстоятельство непреодолимой силы. Естественно, никто не будет расторгать договор из-за такого». — «Это вы сейчас говорите. А придет кто-то другой на ваше место, как нам потом доказывать эту «непреодолимую силу», — не стихал зал.

Неверным маршрутом идете, товарищи...

Неверным маршрутом идете, товарищи...Неверным маршрутом идете, товарищи...

«Читал, что прокуратура признала: 85 % томских остановок не соответствуют нормативам. Как вы тогда нас заставляете проходить аукционы? Сначала с остановками наведите порядок», — прозвучал следующий вопрос из зала. — «Замечания по остановкам, которые были выявлены, внесены в две муниципальные программы: о развитии пассажироперевозок и о безопасности. Туда включены обустройство карманов и пешеходных переходов, установка остановочных павильонов, дорожных знаков, освещения и так далее — все это предусмотрено и при финансировании выполняется», — ответила Ольга Свахина. — «А когда это все будет сделано?». — «Все программы рассчитаны до 2020 года». — «Так давайте и аукционы не проводить до 2020 года», — еще сильнее зашумели перевозчики. — «Уважаемые коллеги, — прервал их Андрей Комогорцев, — решение о проведении аукционов принято, давайте этот вопрос больше не будем поднимать и обсуждать. Аукционы будут объявлены. И вообще я не могу понять, откуда ветер дует. Кто вам сказал, что с вами заключат муниципальный контракт и тут же начнут безбожно налево-направо расторгать отношения в одностороннем порядке? Для этого вы должны совершить два и более нарушения. При этом согласно действующего законодательства вы письменно будете уведомлять нас о нарушении, с вами будут вести разговоры, потом только будет приниматься решение о расторжении. И то если вы в течение десяти дней устраните нарушение, на которое указано, то оснований для расторжения с вами договора не будет. Это закон. Да и сами подумайте: зачем мы будем заключать с вами контракт на три года, чтобы потом его расторгнуть? («Так это же деньги. Сначала один вам заплатит за право работать, потом другой — бюджету выгодно», — прокомментировал с места один из предпринимателей. Но в «президиуме» его не расслышали.) Не заинтересована в этом администрация. Мы тогда должны будем заново проводить процедуры, а нам это надо? Кто вам говорит, что да, тот лукавит».

«Вот недавно уполномоченный по защите прав предпринимателей Титов приезжал. Поддержал, что не надо сейчас отменять пэт-тару. И депутаты соглашаются: кризис, говорят. Почему же в нашей сфере не придержат нововведения? У пивзавода кризис, а у нас не кризис?, — провели аналогию маршрутчики. — Мы что, в другой стране живем? Во многих городах есть пятилетний переходный период, почему у нас такого нет?». — «Аукционы по России идут в различные сроки. У нас вот такое решение принято, мы его будем исполнять. Зачем нам другие города», — был дан им ответ.

Но тут встал и вышел в центр зала бригадир 36/37 маршрутов Вячеслав Карпов. «Я уже на котором собрании бываю. Меня поражает ваше отношение к нам. За что? Что мы не так сделали в свое время? Где вы были, когда город встал, когда все развалилось, когда люди начали продавать свои квартиры и покупать автобусы, накатывать маршруты? Где вы были?! Сейчас придет человек, который выиграет аукцион. Скажет нам: у меня есть свои 20 автобусов, а вы идите отсюда. А у нас всех кредиты. У всех семьи. Вы об этом думали? Нет, вы вообще не думаете о нас, как мы думали о городе в свое время!», — высказал Карпов все, что думает. Это выступление сорвало аплодисменты всего зала. Ну, кроме той его части, которую занимали представители властей. «Подождите, пожалуйста! Вас собрали здесь, чтобы…», — начал кто-то из них, но чиновников не стали дослушивать. Предприниматели, водители, кондукторы — они просто встали и двинулись к выходу. И ушли. И вот такого, пожалуй, действительно еще не было. 

Неверным маршрутом идете, товарищи...Неверным маршрутом идете, товарищи...Неверным маршрутом идете, товарищи...Неверным маршрутом идете, товарищи...Неверным маршрутом идете, товарищи...

Неверным маршрутом идете, товарищи...Неверным маршрутом идете, товарищи...Неверным маршрутом идете, товарищи...Неверным маршрутом идете, товарищи...Неверным маршрутом идете, товарищи...Неверным маршрутом идете, товарищи...Неверным маршрутом идете, товарищи...

Ирина Костина