Авторские материалы

Инкассаторы: «Случайных людей здесь нет»

21:54 / 01.08.16
8806
Мы в социальных сетях:

1 августа отмечают свой профессиональный праздник сотрудники инкассации, в простонародье — инкассаторы. В этот день 77 лет назад при Госбанке СССР была создана служба инкассации. Работа в этой службе по уровню опасности приравнивается к работе в правоохранительных органах, а вес денег, которые переносят инкассаторы, настолько велик, что им позавидовали бы даже тяжелоатлеты. В преддверии праздника мы встретились с сотрудниками Кассово-инкассаторского центра Томского отделения ПАО Сбербанк Игорем Сарыковым и Павлом Жуковым, чтобы выяснить, что входит в обязанности инкассатора, что значит большие деньги, и почему инкассаторам запрещено носить с собой мобильные телефоны.

Расскажите, как давно вы работаете инкассаторами, как сюда попали?

Игорь: Случайных людей здесь нет. Многие приходят сюда по рекомендации. Я в этой службе работаю почти десять лет. Здесь в свое время работал  армейский товарищ, с которым мы вместе служили. Он  меня и позвал. А до этого я служил в рядах Советской Армии. Большинство здесь почти, как я, работают давно. Хотя сейчас уже постепенно перспективную молодежь принимают. 

Инкассаторы: «Случайных людей здесь нет»

Павел: Я здесь работаю 12 с половиной лет. До этого работал структуре в МВД, в отделе вневедомственной охраны. Здесь у меня много друзей, знакомых, с некоторыми  раньше работал в милиции.

Почему именно инкассатор? Что вас привлекло в этой профессии?

Павел: Работа здесь, конечно, опасная. Но отличается от  службы в правоохранительных органах.  Лично для меня здесь интересно общаться с клиентами — мы видим, как на наших глазах растут и развиваются местные компании. В банке хорошая социальная поддержка: зарплата меня, например, полностью устраивает.

И никаких минусов? Или все-таки есть?

Павел: Главный «минус» — возможная  опасность на любом маршруте.

Игорь: Мы работаем с такими составляющими, как деньги и оружие. Само по себе это сочетание несет в себе потенциальную опасность, привлекает криминогенный слой населения.. Да и физически тяжело переносить большие объемы наличности.

Павел: Наши клиенты — это юридические лица, торговые центры и банкоматы, которые представлены практически во всех торговых центрах, остановочных комплексах. И, чтобы они полноценно работали, были доступны для наших клиентов, мы должны своевременно, быстро и качественно реагировать, когда там заканчиваются деньги.

Опасность вашей профессии — это серьезный фактор. После трагического нападения на инкассаторов, которое случилась в «Ленте»,  управляющий  Томским отделением Сбербанка заявил, что будут усилены меры безопасности. Так в чем же это усиление проявляется?

Павел: Например, ввели в работу спецконтейнеры. Это современное средство для переноса денег,  его просто так не открыть. При несанкционированном открытии он взрывается и  заложенная в нем краска пачкает купюры. Так что использовать эти деньги больше невозможно.

Игорь: Особое внимание уделяется профессиональной подготовке — физической и огневой. У нас есть свой лазерный тир, где мы постоянно можем совершенствоваться. И спортзал у нас прекрасный.

К этим вышеописанным мерам безопасности когда-нибудь прибегать приходилось?

Павел: Мы всегда должны находиться в полной готовности.  К применению огневого оружия прибегать, к счастью не приходилось, и надеемся, что никогда не придется. Как говорят, сапер ошибается один раз. У нас, наверное, то же самое.

Инкассаторы: «Случайных людей здесь нет»

Тем не менее, какие-то экстренные ситуации в вашей работе случались, когда была реальная угроза  жизни?

Павел: К сожалению, наша работа привлекает внимание, как я уже говорил выше, определенных личностей. Когда мы работаем с банкоматами, некоторые люди не понимают, что подходить нельзя, и сознательно грубят, хамят,  пытаются мешать нам работать. Но это часть нашей работы, и всегда надо быть готовыми к любой ситуации.

Игорь: В прошлом году, когда я на маршруте был, неадекватный мужчина пытался к нам в машину попасть. Сдали его в органы внутренних дел.

Павел: К сожалению, у нас много молодежи, которая считает, что им все дозволено.. Многие же сейчас снимают на телефон провокации. Кто-то один ходит, так скажем, наезжает, а другой снимает. Стараемся избегать этого, но все равно бывает.

А оружие в каких случаях инкассаторам можно применять?

Игорь: На общих основаниях. Согласно Закону об оружии Российской Федерации. Никакой отдельной специфики для инкассаторов нет.

Про отрицательные стороны профессии все понятно. Но есть же и что-то позитивное в вашей работе? Может, какие-то курьезные моменты?

Игорь: Конечно, бывают. Сплоченный  мужской коллектив — как тут без шуток и юмора? Но на маршруте нам не до смеха. Задача каждого в бригаде — постоянное внимание. Все внимание направлено только на работу. Но вот после рабочей смены на базе можно и пошутить, и посмеяться — снять напряжение. Плюс у нас и спортивные мероприятия совместные проводятся. В волейбол играем, даже со спортивными разрядами ребята есть. Кто-то многоборьем занимается.

Есть ли такие вещи, которые инкассаторам запрещено делать по должностной инструкции?

Игорь: Ну конечно, есть вещи, которые нам запрещены. Есть такие понятия как банковская и коммерческая тайна, вся специфика нашей работы — это тема не для обсуждения. Даже наши самые близкие люди не знают деталей и тонкостей нашей работы. 

На маршруте запрещено курить, слушать радио, музыку, что либо читать. Например, запрещено брать с собой мобильный телефон.  Использование любых личных гаджетов   запрещено. Даже личные деньги в кармане перевозить нельзя. Перед каждым выездом нам руководитель проводит четкий и конкретный инструктаж.

А как тогда с семьей связаться, если вдруг что произойдет?

Игорь: Моя жена и дети знают телефон дежурного. Могут всегда туда позвонить.

Павел: Мы же, как военные почти. Наши семьи уже привыкли.

Можете рассказать в целом о работе инкассаторов? Чем вы занимаетесь, что делаете на выездах, как проходит рабочий день?

Игорь: Накануне вечером я узнаю, как и с кем, я работаю в бригаде. Каждый раз напарники меняются. Рабочий день в Кассово-инкассаторском центре Томский начинается с пяти утра и заканчивается поздним вечером.  

Мы — обслуживающая, сервисная организация. Наша задача — чтобы всем нашим клиентам было хорошо. Название нашей организации — Кассово-инкассаторский центр Томский. И у нас две составляющие. Есть кассиры, формирующие наличность, которую потом вывозят инкассаторы. Мы либо везем деньги клиентам, либо забираем у них. Практически 80 % всех торговых точек и вообще клиентов, которые работают с денежной наличностью и принимают ее от населения, обслуживается у нас. И мы едем к ним, забираем в указанное ими время.

Павел: Также мы обеспечиваем доступность устройств самообслуживания, банкоматов. Наша задача — привезти деньги, загрузить их, включить банкомат, починить его и так далее.

Только мужчины инкассаторами у вас работают? Женщин не берете?

Павел: Пока нет. Все-таки это очень тяжелый физически труд. Мы перетаскиваем килограммы денег, а если умножить на количество смен, то будут и тонны.  Но кассиры у нас, в основном, женщины. Они пересчитывают наличность и зачисляют на счета.

А любой мужчина может прийти устроиться инкассатором? Или нужны какие-то определенные навыки и знания?

Игорь: Во-первых,  должна быть кристально чистая репутация. Желательно иметь за плечами службу в вооруженных силах Российской Федерации,  обязательно умение обращаться с огнестрельных оружием и хорошая физическая форма. Конечно, еще нужно пройти отбор при собеседовании с руководителем и службой безопасности. В общем, люди отбираются тщательно. 

Очень важен психологический настрой в вашей работе. Вы ведь ежедневно имеете дело с крупными суммами, а это большой соблазн…

Павел: Деньги — это когда они на моей личной банковской карте. А то, что мы перевозим — работа. Еще раз повторю, инкассатор должен быть кристально честным человеком.

Давайте теперь о технической части дела поговорим. Вот если ломаются банкоматы — это вы их ремонтируете?

Игорь: У нас в составе есть инженеры-инкассаторы, которые занимаются устранением небольших поломок, не требующих замены определенных запчастей. Например, карту захватил банкомат, бумага или деньги кончились, завис банкомат, деньги замялись и так далее.

Почему такие сбои происходят?

Игорь: Часто люди вставляют пачку денег, а между ними, например, троллейбусный билет, скрепка. Человек, может, сам этого не знает. А эта бумажка раз — и остановила всю эту большую махину. Некоторые подростки специально толкают в банкоматы спички, монетки, камушки. Наши инженеры потом едут, все это устраняют.

Инкассаторы: «Случайных людей здесь нет»

Часто появляются новости о том, что где-то взорвали банкомат, где-то вырвали. С чем вы связываете рост числа подобных происшествий?

Павел: В какой-то мере в этом виноват кризис. И мы совместно с правоохранительными органами должны сделать так, чтобы подобных случаев было как можно меньше. Наша задача — обеспечить наших клиентов всегда качественно работающими банкоматами, которые невозможно сдвинуть или взорвать.

Но есть и такие мошенники, которые ставят на ваши банкоматы камеры, снимающие пин-код или так называемые скримы, которые считывают информацию с карты пользователя и передают ее на карту мошенника. Да и много других способов обмана есть. Какие советы вы можете дать клиентам банков, чтобы не стать жертвой мошенников?

Павел: Во-первых, нельзя поддаваться на провокационные сообщения. Часто приходят SMS как будто от Сбербанка  «Ваша карта заблокирована». Перезваниваешь, и с карты деньги снимают. Не надо никуда звонить. Лучше прийти в отделение банка и там разобраться. Конечно, нельзя сообщать свои личные данные, пароли посторонним лицам.  Только бдительность может обеспечить безопасность. Ну, а за скрим-устройствами на наших банкоматах мы тщательно следим и не допускаем их появления.

А заметно ли стало после условного наступления кризиса, что денежные обороты стали меньше?

Игорь: Сравнивать сложно, потому что мы увеличили объемы, присоединив  территории.   Раньше, до февраля 2016-го, мы обслуживали только Томск. Сейчас присоединились Северск, Шегарский район и все отдаленные территории региона. С учетом того, что количество банкоматов выросло, и клиентских точек стало больше, сказать, что меньше денег стало, я не могу.

Что вы думаете о будущем вашей службы? Сейчас банки постепенно начинают уходить в интернет. Есть такие банки, у которых в принципе нет своих отделений — все операции осуществляются через сайт. Не наступит ли такое время, когда вы станете не нужны?

Игорь: Цифровые технологии, конечно же, совершенствуются,  но все равно наличный денежный оборот очень большой.  А где есть наличные деньги, там  есть и инкассаторы. Так что мы еще долго будем нужны.

Хотелось бы поздравить своих томских коллег, а также всех инкассаторов России с нашим профессиональным праздником, Днем инкассации! Всех вам благ и самое главное — безопасности!

Дмитрий Морозов