Источник фото: Дмитрий Шипуля/Tomsk.ru
Авторские материалы

Темный тупик

20:15 / 01.11.16
10059
Мы в социальных сетях:

Обычно по письмам от наших читателей мы делаем короткие заметки, озаглавленные общей фразой «новость от читателя». Но когда мы начали разбираться с ситуацией в Академгородке, о которой в редакцию Tomsk.ru сообщил читатель Юрий Ж., поняли, что тут короткой заметкой дело не ограничится.

Темнота — не друг молодежи

«Очень непростая ситуация сложилась с освещением в Академгородке. Насколько известно, Академгородок теперь на городском балансе. Каждый вечер наступает кромешная тьма. Даже на дорожках от школы и детсадов. Фонари и плафоны разбиты или не функционируют. Местные власти из ТНЦ не реагируют, ссылаясь на город. Ситуация тупиковая. Между тем, было распоряжение о безопасности детей и обеспечении оной. Посетите нас после 19.00, с фонариками желательно. Иначе можно ноги переломать. ТВЗ создали, отгрохали новые здания, набрали персонал. А между тем, ранее престижный, красивый, благоустроенный Академгородок затухает в прямом смысле этого слова. Сколько ни звонил, ни писал — тишина или обещания. Проверьте мою информацию. Напишите об этом, пожалуйста!», — рассказал нам Юрий.

Темный тупикТемный тупик

Ситуацию с темными улицами подтвердила директор Академического лицея Ирина Тоболкина.
«Там вопрос простой и одновременно сложный. Мы пишем письма везде — в адрес Томского научного центра, «Томскэнерго». Земля Академгородка — федеральная. Свою маленькую школьную территорию мы освещаем, а лес и улицы вдоль леса, дорожки и тропки к «Ламе» и к остановке абсолютно не освещены (карта 1). Это — территория Академгородка. И никто за столько лет не решает проблему освещения пешеходных путей. Раз они не думают о жителях, подумали бы о детях. Ту пешеходную дорожку, которую сделали за Академическим, 11, можно было бы осветить. За забором есть сами столбы электрические, они действующие, просто они не нам принадлежат. Темно на Вавилова, 10, 10/1, во мраке Вавилова 14, 8, Академический, 11, — они все в темноте», — рассказала Ирина Тоболкина. 

Темный тупик

Она пояснила, что проблема существует несколько лет, и школьные учителя вместе с родительским комитетом ежегодно пишут письма всюду — в ТНЦ, в администрацию, энергетикам.

«В этом году эту работу мы возобновили, с какой-то периодичностью говорим об этом. Когда-то администрация Советского района с депутатами обходила весь Академгородок. С мусорными баками они тогда решили вопрос, когда каждый день им отправляли фотографии мусорных баков. Теперь, надеемся, и эту проблему удастся решить», — пояснила директор лицея.

По ее мнению, главная проблема здесь в том, что ТНЦ не желает передавать городу 32 гектара земли, на которой как раз и находятся неработающие фонари.

Темный тупикТемный тупикТемный тупик

Кто виноват?

Между тем, в «Горсетях» нам рассказали, что уличное освещение в Академгородке можно разделить на три части. Первую обслуживают «Горсети», вторую — местная управляющая компания, а третья часть сетей уличного освещения — бесхозная. Начальник службы технической эксплуатации наружного освещения «Горсетей» Руслан Гусейнов после нашего звонка проверил те фонари, которые стоят на балансе у «Горсетей». Оказалось, что они — в порядке.

Местная управляющая компания — ГУП ЖКХ ТНЦ СО РАН. Ее директор Александр Сенчуков объяснил, что они обслуживают только придомовые территории.

«Дороги, скверы туда не входят. Обслуживаем массив, который рядом с улицей 30-ти лет Победы, Королева, Вавилова (карта 2).Сквер протяженный и пользуется большим спросом и необходимостью в пешеходных дорожках. Сейчас рано темнеет, эта проблема стала более актуальной. Мы стали смотреть с ТНЦ и обнаружили, что за лето была украдена часть провода. Переговорили, чтобы его восстановить, но никто за это не берется. Переговорили с жителями соседних домов, они сказали, что готовы понести затраты и поучаствовать в решении вопроса, приобрести кабель и начать работы», — сказал Александр Сенчуков. И добавил, что остальные темные территории — не на балансе управляющей организации, и кто ими должен заниматься, неизвестно. Собственник их — ТНЦ СО РАН, но он не занимается наружным освещением.

Темный тупик

Фонари в сквере, о котором говорит Сенчуков, действительно есть. Правда, они прикреплены прямо на деревья и сейчас пока не горят. По словам депутата гордумы Константина Белякова, на их установку и подключение к сети понадобилось 100 тысяч рублей.

Темный тупик

«Решить вопрос уличного освещения в Академгородке правильно возможно будет только тогда, когда Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) передаст эту территорию городу. С заместителем директора ФАНО мы переговорили, он не против. Но имущество Академии наук стали активно распродавать, и три года назад президент Владимир Путин наложил мораторий на распродажу имущественного комплекса. Однако мораторий этот на земли Москвы больше ориентирован, там — более ценные земельные участки. Тут, в Сибири, особо никто не рвется за этими объектами. Но мы попали под общую раздачу. Подали заявку на передачу земли муниципалитету в ФАНО, но решения о снятии моратория пока нет. Это тупиковая ситуация. ТНЦ не может тратить деньги, так как это будет нецелевое использование средств. В ФАНО не заложены затраты на обслуживание сектора проживания — есть только средства на обеспечение самих институтов. Если кто-то может предложить вариант выхода из ситуации, давайте обсудим. Пока точечно решить проблему невозможно», — объяснил депутат.

Свет в конце тоннеля. Далеко, но все же есть

Константин Беляков считает, что, возможно, если появится какой-то спонсор, ситуацию с освещением на подходах к лицею можно будет решить похожим способом, как в сквере рядом с Вавилова и Королева. «При решении проблемы освещения в сквере использовались деньги фактических сотрудников ГУП ЖКХ, институтов, которые из прибыли, из уплаченных налогов вкладываются в инфраструктуру», — пояснил Константин Беляков. 

По словам Александра Сенчукова, жители домов вокруг школы не готовы вкладывать собственные деньги в наружное освещение. Директор лицея Ирина Тоболкина считает, что это совершенно правильно.

«Правильно, что не хотят жильцы вкладываться. Мы землю не можем получить федеральную, чтобы строить школьный стадион, потому что мы — в инфраструктуре Академгородка. Мы не можем зайти на федеральную землю, чтобы даже свои деньги вложить, потому что это будет нецелевое использование. Пусть ТНЦ решит вопрос, связанный с ситуацией ремонта, в конце концов. Может быть, там всего лишь надо лампы заменить. Но получается замкнутый круг, земля же — федеральная. Не могут договориться между собой — пусть разрабатывают концепцию на уровне мэрии и решают вопрос. Мы уже говорим родителям: «Купите детям маленький фонарик». Они говорят: «21-й век на дворе, а вы предлагаете фонарик купить». Но мы больше ничего не можем сделать. У нас есть освещение по периметру школы, но свет от школы бьет на небольшое расстояние», — поделилась Ирина Тоболкина.

Темный тупикТемный тупик

Вердикт ответственных специалистов

Зампредседателя ТНЦ СО РАН Александр Хузеев подтвердил, что темные места Академгородка действительно принадлежат центру. Он также подтвердил слова «Горсетей» о том, что лишь часть фонарей стоят на балансе у научного центра, остальные — у «Горсетей» или бесхозные.

«ТНЦ СО РАН может осуществить ремонт только тех объектов, которые стоят на его балансе. Ремонт имущества, стоящего на балансе у ТНЦ СО РАН, включая наружное освещение, научный центр должен осуществлять за счет выделяемых ФАНО России средств на ремонт такого имущества», — рассказал Александр Хузеев.

Что касается передачи земли муниципалитету, то получить ее после отмены моратория он сможет ее только в том случае, если будет заявка. Однако ни в ТНЦ СО РАН, ни в ФАНО России никаких заявок от города не поступало. Замглавы Советского района Томска Павел Хрячков отметил, что и обращений от жителей с жалобами на негорящие бесхозные фонари не было.

Зато есть и хорошие новости: семь фонарей с западной стороны Академического лицея оказались таки на балансе у научного центра, и по крайней мере эту сторону Академгородка мрак скоро покинет (карта 3).

Темный тупик

Вторая хорошая новость: фонари можно починить и без передачи земли городу. В ФАНО России подтвердили, что ТНЦ не имеет права ремонтировать фонари, на которые жалуются жители Академгородка. Однако, по словам представителя федеральной организации, выход из темной ситуации есть, и он, по закону, — на плечах городских властей.

«В соответствии с федеральным законом, к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм). Аналогичные положения закреплены в уставе Томска, согласно которому в компетенцию администрации города входит организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм). Таким образом, в связи с тем, что земельный участок с зеленым массивом, указанный в запросе, находится в границах муниципального образования «Город Томск», организация благоустройства данного участка относится к компетенции администрации города Томска», — сказали Tomsk.ru в пресс-службе ФАНО.

Заммэра города Александр Цымбалюк рассказал нам, что проблема глубже, чем может показаться, и в ней надо разбираться.

«Все наружное освещение города мы передали в аренду «Горсетям», но в список передаваемых фонарей не входили те фонари в Академгородке. Да, они находятся в черте города, но если, допустим, ваш частный дом с двором находится в черте города, вы разве пустите нас туда что-то во дворе устанавливать? Сейчас все переводят эту проблему друг на друга, но жители города от этого страдать, конечно, не должны. Я разберусь в этой проблеме, может быть, ее решение проще, чем сейчас кажется», — сказал Александр Цымбалюк.

Действительно, как сказала директор лицея Ирина Тоболкина, проблема и простая, и сложная одновременно. Но она уже достаточно дозрела для того, чтобы говорить о ней вслух и, возможно, таким образом добиться ее решения и вывести, наконец, Академгородок из мрака.

Наталья Киселева