Источник фото: Лариса Добрынина/Tomsk.ru
Авторские материалы

Экстремальное вождение. Как выжить на дорогах Томска

15:34 / 03.11.16
10497
Мы в социальных сетях:

Первый снег, первый гололед принесли череду аварий на дорогах города. А противоречивый прогноз погоды, бросающий то в жар, то в холод, готовит нас к новому сезону ледового побоища на дорогах Томска. О причинах аварий, о том, как выходить из аварийных ситуаций и как стать по-настоящему опытным водителем, собкор Tomsk.ru поговорила с директором школы контраварийной подготовки Виктором Вдовиным — призером Кубка России, победителем областных, региональных, городских соревнований по автокроссу с водительским стажем более 30-ти лет.

Экстремальное вождение. Как выжить на дорогах ТомскаВиктор Леонидович, не секрет, что количество аварий в зимнее время увеличивается. Почему так происходит?

Мне кажется, количество аварий увеличивается не только и не столько в зимнее время, сколько по причине того, что в целом увеличивается количество водителей на дорогах, и основная причина аварий все-таки — не время года, а некомпетентность автошкол и водителей, которых они выпускают. На сегодняшний день в автошколах учат правилам дорожного движения, учат, как двигаться на машине, но не учат, как нужно и как можно управлять автомобилем.

А что вы вообще можете сказать об уровне водительского мастерства на дорогах Томска?

Уровень водительского мастерства на наших дорогах практически никакой. Если, допустим, сравнить с Москвой, то в столице — видимо, за счет большей интенсивности дорожного движения — начинающие водители менее самоуверенные, чем в сибирских городах. Они понимают, что получение водительских прав не дает им должной квалификации, там более развиты школы водительского мастерства и практика того, что водители после получения прав идут получать уже непосредственно водительские навыки в подобные школы. У нас же интенсивность движения в городе, конечно, другая, и потому молодые ребята, получившие права, считают, что они уже всю умеют.

В целом, я бы отметил низкую культуру вождения, которая опять же говорит о том, что уровень образования, которое они получают в автошколах, невысокое. У большинства начинающих водителей нет никаких понятий об управлении автомобилем. И таких неграмотных водителей на дорогах с каждым годом становится все больше и больше.

В чем же основные ошибки этих начинающих водителей?

Основные ошибки водителей в городском режиме банальные: невнимательность и агрессивность. С одной стороны, водители много отвлекаются от дороги, расслабляются за рулем, с другой — водители крайне агрессивны: не уступают друг другу дорогу, стараются проскочить, не зная полностью возможностей своего автомобиля и не оценивая возможности резины, в которую автомобиль обут, по сути, не думая ни о чем и надеясь на авось.

А о чем нужно в первую очередь задумываться водителям?

Очень многое на зимней дороге зависит не от самого водителя, а от резины. От ее состояния, качества, параметров напрямую зависит безопасность вождения. Спортсмены на каждую дорогу одевают свою резину, они тестируют каждую резину и знают, что, если одна резина хороша в этих условиях, она совсем по иному будет вести себя на другой дороге. Начинающие же водители чаще всего вообще не задумываются об этом. Они приходят в автомагазин и полагаются на его менеджеров, а у продавцов свои задачи — им нужно продать «баллоны» побольше, подороже, помоднее. Но законы физики никто не отменял: чем уже баллон, тем лучше будет сцепление с дорогой, чем шире баллон, тем меньше сцепления с дорогой, и машина поедет как на лыжах, станет неуправляемой, и неважно, что это выглядит модно и красиво.

Про ширину понятно, а какой резине на ваш взгляд лучше отдавать предпочтение зимой: шипованной или «липучке»?

Здесь важно обратить внимание на многое: на ваш стиль езды, какой он: агрессивный, быстрый или спокойный; на ваши ежедневные маршруты: где вы больше ездите, в городе или за городом. Нужно анализировать все эти параметры.

Во многих ситуациях шипованная резина проигрывает «липучке». Сейчас пока у нас не стабильная погода — то тепло и все тает, то резкое похолодание и на дороге появляется тонкая корка льда, шипованная резина будет справляться хуже. Да и когда зима сформируется, на основных дорогах города мы видим асфальт и тонкую корку льда, а за тонкую корку льда шип не цепляется. К тому же, наличие шипа само по себе подразумевает более жесткую резину: чем жестче резина, тем лучше держит шип. И получается, что шип не работает, а жесткая подмерзшая резина только усиливает эффект скольжения. И если при разгоне шипованные колеса будут лучше, то при торможении динамика замедления у шипованной резины будет отвратительной.

Если ездишь на шипованной резине, нужно всегда думать о том, где лучше может зацепиться шип, смещать колею. На липучке же не нужно думать по какой колее ехать, она одинаково работает что там, что там. В целом, я бы сказал, если вы любите скорость, то лучше всего для зимы выбирать «липучку». Если же вы ездите медленно, считаете, что у вас недостаточно навыков управления автомобилем, то для вас будет проще «выскрестись» на «шипах». На маленькой скорости шип поможет и тронуться с места, и остановиться нормально.

Что же самое опасное на зимней дороге: гололед, заносы, несоблюдение скоростного режима?

Можно справиться с любыми дорожными условиями, если есть достаточная подготовка. Здесь мы опять возвращаемся к тому, что сегодня у нас очень низкое качество преподавания в автошколах. Да, каждому в теории объяснили, куда в случае заноса нужно поворачивать руль, но после автошколы еще ни один водитель не смог справиться с заносом. Говорят, что руль нужно повернуть, но — с какой скоростью, какой угол поворота должен быть, какие дальнейшие действия должны быть после этого? Про это ничего не говорят ни в теории, ни тем более на практике.

И еще есть другой опасный момент. Проезжает лихой самоуверенный, но малоопытный водитель поворот на высокой скорости, «вписывается» в него, справляется с заносом — все хорошо, и он выезжает на прямую, расслабляется и ни о чем не думает. А на самом деле, движение по прямой намного опаснее, чем на поворотах. В повороте чаще всего скорость невысокая, а вот на прямых, на скоростных участках происходят самые страшные аварии.

Какой вы можете тогда дать совет? Как вести себя в критических аварийных ситуациях?

В любом случае, чем выше скорость, тем больше должно быть внимания к дороге. Никакой халатности — даже если это пустая прямая трасса. Ну и, конечно, водители, которые только закончили автошколы, еще не сформированы и чаще всего в критических ситуациях входят в ступор, давят на тормоз и закрывают глаза. Они не в состоянии бороться с ситуацией. Придя с автошколы, водители убеждены, что главная педаль в автомобиле — педаль тормоза, но это не так. В любой ситуации в первую очередь вначале нужно включать «голову», потом «руление» и только в последнюю очередь жать на тормоз. Тормоз — это должен быть последний способ решения критической ситуации, потому что, если ты нажал на тормоз, — все, считай проиграл, машина не управляема, и от тебя уже не зависит ничего.

Считаете, это проблема только начинающих водителей? Не всегда же водительский стаж говорит о водительском опыте.

Да, не всегда. Бывает, у человека внушительный стаж, но экстремального опыта нет: он ездил всю жизнь медленно, никогда не попадал в критические ситуации и, если ему когда-то случится на скорости вылететь из поворота, он тоже не будет знать, как справиться.

И что же вы посоветуете? Как наработать этот навык? Может, стоит искусственно создавать критические ситуации?

Конечно, не все могут позволить себе обучение в школе контраварийного вождения, тем более в нынешнее время, когда у большинства другие финансовые заботы. Но помимо любой теории, нужна практика. Я бы посоветовал, чтобы почувствовать возможности свои и автомобиля, найти безопасную площадку, на которой точно не создашь проблемы ни себе, ни окружающим, и испробовать себя и свой автомобиль. Спровоцировать экстремальные ситуации и постараться из них выйти. Так и психика будет формироваться, и водительский навык.

Даже я, несмотря на свой большой опыт вождения и уверенность за рулем, как начинается какой-то сезон, сменил ли резину или выпал снег, понимаю: мне нужно почувствовать машину, вспомнить, на что она способна, на что способен я. И я выезжаю куда-то на безлюдную дорогу или площадку (по городу можно найти немало безопасных «пятаков») и специально провоцирую автомобиль в занос, отслеживаю возможности машины: динамику замедления, разгона, занос. Даже просто поменяв резину, ее нужно почувствовать. Поехал, покрутился, разгон-торможение проработал, почувствовал машину, резину — и уже после этого можно выезжать на дорогу.

В заключение можете дать напутствие для всех водителей.

Прежде чем сесть за руль автомобиля, подумайте о том, какого отношения хотите к вам на дороге со стороны других людей. И относитесь к ним так же. И не забывайте о том, что каким бы профессионалом вы себе не казались, в любой работе — и в управлении автомобилем в том числе — всегда найдется тот, кто может делать это лучше вас.

Лариса Добрынина