Источник фото: Марат Хамматов/Tomsk.ru
Авторские материалы

Мысли вслух: призЫвный возраст

20:50 / 15.11.16
7174
Мы в социальных сетях:

15 ноября в России по традиции, которой уже больше 20 лет, отмечают День призывника. Наш постоянный автор Андрей Остров сам не служил, но к Дню призывника имеет свое отношение. В общем-то, как и все мужчины России, где существует всеобщая воинская обязанность.

Однажды мы выпивали на крыше общежития № 3 на площади Южной. На рубеже 90-х плоская кровля студенческой общаги могла быть чем угодно: от места соития до нудистского пляжа. Но в тот раз к нашей «полянке» были допущены только мужчины. Отмечали то ли День пограничника, то ли День военно-морского флота, а может быть, и то, и другое, поскольку среди нас был Вадим, прошедший морчасти погранвойск. Из штатских был только я, очкарик, который и в стройбат-то мог попасть только один единственный раз, если кому интересно. Как водится, были разговоры и байки про службу. Поддержать разговор на таком уровне я не мог. В конце вечера я честно сказал, что завидую парням, которые служили.

«Дурак», — сказали они.  Конечно, не обошлось без афоризма про армию, хорошую школу и заочно.

В те годы мы искренне верили, что армия должна быть только профессиональной, и такая не за горами. Тогда зарождалась поговорка про «армию — туризм для бедных». Причины попадания в армию «парней из высшего общества» можно было сосчитать по пальцам: отсутствие знакомств или денег на взятку, отчисление из вуза, несчастная любовь. Желание «послужить отчеству» рассматривалось как аномалия психического и интеллектуального развития. Никто не хотел попасть в армию, но среди тех, кто попал, сожалений было не много. Вернее так — были люди, которые смогли переработать свой армейский опыт.

«Три года флота для меня — это был один нескончаемый ужас, — рассказывал однажды во время томских гастролей Евгений Гришковец. — Но если бы не было этих трех лет, разве я смог бы написать и сыграть «Как я съел собаку»?».

Спектакль, который сделал его знаменитым.

Прошло почти 30 лет. И мы не те, и армия не та. Говорят, исчезают портянки, гальюны и необходимость поддерживать их в чистоте с помощью зубной щетки. Дедовщина, говорят, тоже пошла совсем не та. Конечно, не без проблем. Надо понимать, что такой огромный и архаичный механизм как армия в один присест не перестроить. Но, что удивительно, появились желающие служить. Парни хотят стать офицерами. Ясное дело, хотят «люди гибнуть за металл»: молодой лейтенант в 23 года от роду получает зарплату в 50 тысяч рублей. Найди такую на гражданке! Но что-то еще движет пацанами, который собираются на Пост № 1, в военно-патриотические клубы, идут служить «срочную». Возможно, я ошибаюсь, но у нового поколения россиян, родившегося на рубеже веков, возникло, такое дефицитное в 90-х, ощущение огромной страны, как своей. А раз своя, куда деваться, надо защищать. Изоляция и санкции только помогают очертить границы «своей страны». Израиль, например, очень четко знает свои границы, и призывник с автоматом на улице никого не удивляет. Чем явнее внешняя угроза, тем сильнее внутренний отпор. 

Мы же россияне. «В драке не выручим, в войне победим». Лучше Жванецкого не скажешь.

Еще теперь мне кажется, что к полностью профессиональной армии мы не придем никогда. Просто в силу масштабов страны. Одни погранвойска чего стоят. Поэтому День призывника будет отмечаться еще долго.

Напоследок. Честно сказать, я за расширение границ призывного возраста. Если не удалось послужить с 18 до 27, то надо дать шанс  тем, кто измучился на гражданке в кризис среднего возраста, кто хотел бы сбежать хотя б на годик (но с сохранением трудового стажа!) из замкнутого круга дом-работа-дом.

35 лет, например, тоже — отличный призывной возраст. Можно даже сказать, призЫвный. Основной инстинкт стих, а «любовь к родному пепелищу» только обретает силу.  И пусть весь мир подождет, а «она», как водится, не дождется. Значит, не любила!  

С Днем призывника нас!

Андрей Остров

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора