Вам не нравятся цифры в платежках за свет и за воду? Вы не понимаете, откуда у вас берется столько энергии, и куда утекает столько воды? Давайте разбираться! В рубрике «7 лайфхаков от Томскэнергосбыта» мы будем рассказывать, как можно сэкономить на коммуналке — используя только легальные способы, разумеется.

Лайфхак №1: Как не попасть на «левый» счетчик?

Начнем с главного — то есть с контроля и учета. Ведь, чтобы понять, где сэкономить, для начала нужно  все посчитать. А для этого нужны приборы учета. Каких видов они бывают, чем отличаются друг от друга, на что нужно обращать внимание при их установке — об этом расскажет Алексей Смирнягин, начальник управления по работе с физическими лицами ПАО «Томскэнергосбыт».

- Вопрос, который напрашивается самым первым — а нужны ли они вообще, эти приборы учета? Может, платить по нормативу — и проще, и дешевле выйдет?

- По Томской области средний расход электроэнергии по одному прибору учета — около 200 кВт*ч. Средний расход по нормативу составляет 190 кВт*ч. То есть норматив несколько занижен относительно реального потребления. Соответственно, начисления по нему были меньше, чем начисления по фактическому потреблению, и это совершенно не мотивировало людей на то, чтобы они ставили себе приборы учета.

«Томскэнергосбыт» и наши коллеги-поставщики электроэнергии из разных регионов неоднократно обращали внимание законодателей на недостаточность нормативной величины. И нас услышали. С октября 2016 года мы стали применять повышающий коэффициент 1,4 при начислении оплаты за электроэнергию, холодную и горячую воду при отсутствии индивидуальных приборов учета.  С января 2017 года повышающий коэффициент составил уже 1,5. Давайте посчитаем на конкретном примере, как будет произведён расчёт платы за месяц для семьи для трёх человек, проживающих в благоустроенной квартире без счётчика электроэнергии. Расход по нормативу 267 кВт*ч умножаем на действующий тариф 2,17 руб/кВт*ч, оплата по нормативу составит 579,39 рублей. А теперь эту сумму умножаем на повышающий коэффициент 1,5 и к оплате уже более значительная сумма 869,1 рублей. И это, в подавляющем большинстве случаев, гораздо больше, чем могло бы получиться по прибору учета.

Поэтому, если вы хотите экономить, то необходимо ставить приборы учета. Чтобы платить только за то, что фактически потребили. Что касается многоквартирных домов, то разница, которая возникает в случаях, когда люди платят по нормативу, а потребляют больше, уходит в ОДН.

- И что с этим делать?

- Ставить приборы учета. Например, есть система АСКУЭ (автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии — прим.ред.), которую можно использовать как на предприятиях, так и в многоквартирных домах. Эта система позволяет одномоментно снять показания общедомового прибора учета, приборов учета по всем квартирам и нежилым помещениям. Здесь нет человеческого фактора, который может привести к искажению показаний — абоненту нет необходимости самостоятельно снимать показания приборов учета, куда-то их передавать, проверять, правильно ли его расслышали или неправильно. Система сама опрашивает установленные в доме приборы учета и пересылает данные на сервер. Оператор за компьютером видит все расходы энергии по этому жилому дому.

Система позволяет очень быстро выявить точку воровства. Если у меня есть все расходы электроэнергии, и я могу их посмотреть за каждые полчаса-час, то я могу увидеть, на каком участке сети произошли скачки потребления, где произошло подключение помимо приборов учета.

Чтобы установить систему АСКУЭ на многоквартирном доме, собственники должны провести общее собрание и принять такое решение. Установкой, комплектацией, монтажом этих систем занимается «Томскэнергосбыт». Мы реализуем несколько видов таких систем: просто для учета электроэнергии, а также для комплексного учета еще и тепла и воды. Кстати, первый жилой дом в Томске (на Интернационалистов, 24) мы оборудовали системой АСКУЭ в 2010 году! То есть с этим предложением на рынке уже давно.

- Получается, что если в доме отлаженная система передачи показаний по приборам учета, то каждый платит за свое, и плата за ОДН будет стремиться к нулю?

- У нас есть дома, где очень мало мест общего пользования, и в этих местах, например, горит  только одна лампочка. После того, как на этом доме устанавливается система АСКУЭ, то ОДН равен только потреблению этой лампочки. Однако, есть многоквартирные дома, в которых электрооборудования значительно больше. Здесь значительного снижения ОДН можно и не заметить. Были случаи, когда в доме все сделано — приборы учета поставлены, старшие по дому показания снимают, все фиксируется. ОДН выровнялся — из месяца в месяц он одинаковый, но все равно большой. Начали смотреть: а там в подвале стоит 2-киловаттный насос, который все время работает. Заменили насос — теперь ОДН в доме заметно ниже.

Установка приборов учета, контроль за потреблением электроэнергии — это такая отправная точка для того, чтобы начать наводить в доме порядок. Пока я не начну считать, я не смогу найти механизмы, как экономить.

- Установить контроль за потреблением энергии во всем доме — это, конечно, здорово, но очень энергозатратно: провести собрание, замотивировать соседей, скинуться на установку... Если начинать с малого, с собственной квартиры — какой прибор учета лучше выбрать?

- Видов приборов учета — множество. Есть, например, однофазные, есть трехфазные. Первые чаще используются в городских квартирах, вторые встречаются в частном секторе.

Также приборы учета можно разделить по видам тарифов. Однотарифные и дифференцированные по зонам суток — двухтарифные (день и ночь) и трехтарифные (пик, полупик и ночь).

Если человек хочет сэкономить, то он ставит себе прибор учета, дифференцированный по зонам суток, и переводит свое потребление в зону с наименьшим тарифом. Скажем, вы имеете двухтарифный прибор учета («день» - с 7.00 и до 23.00, и «ночь» — с 23.00 до 7.00). Если нагрузку перевести на потребление после 23.00, можно получить экономию. Например, вы собираетесь постирать хлопковое белье на «большой программе» - 2,5 часа при 90 градусах. Соответственно, вы потребите много электроэнергии. Если вы зарядите стиральную машину, и поставите таймер, чтобы она запустилась после 23.00, в таком случае вы сэкономите.

Или - у вас частный дом с электрическим котлом обогрева. Вы его настраиваете так, чтобы он дом нагревал в ночное время, а в течение дня только поддерживал температуру. Так вы тоже начинаете экономить.

Есть приборы учета, которые позволяют не только учитывать электроэнергию, но и показывают мощность, напряжение, перетекание тока, реактивную энергию, которые подключаются к компьютеру и позволяют следить за показаниями дистанционно. Какой счетчик выбрать — зависит от конкретных запросов потребителя.

- И какими приборами чаще всего пользуются жители Томской области?

- Чаще всего такими, которые просто качественно считают энергию: позволяют контролировать расход, без всяких дополнительных опций — например, счетчик «СЕ 101» компании Энергомера. Именно на установку таких приборов учета в «Томскэнергосбыте» сейчас действует акция до конца года. Акция рассчитана на тех, у кого вообще нет приборов учета, либо на владельцев счетчиков, у которых в течение трех месяцев истекает межповерочный интервал.

Приборы учета не живут вечно — срок их работы строго регламентирован. Межповерочный интервал — это тот интервал времени, который нам гарантирует правильную работу прибора учета с той погрешностью, которая в него заложена. Пока счетчик работает в этом интервале времени, его считают «расчетным». Как только прибор учета выходит за этот интервал времени, то, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг, он считается вышедшим из строя.

Точно также происходит с приборами учета воды. Необходимо вовремя отслеживать межповерочный интервал, то есть сроки поверки приборов учета. К назначенному сроку либо поверить счетчик, либо заменить на новый.

У приборов учета электроэнергии довольно продолжительные межповерочные интервалы: у однофазных ПУ, например, 16 лет. Но за последние 16 лет правила сильно изменились, и те приборы учета класса точности 2,5, которые, вроде бы, находятся сейчас в межповерочном интервале, они уже не соответствуют действующему законодательству. Их нельзя поверить, их необходимо только заменить.

Тот, кто не заменил счетчик, вышедший за рамки межповерочного интервала, через некоторое время попадает в категорию, кому мы начисляем повышающий коэффициент 1,5. Сейчас в области таких абонентов — более 13 тысяч.

Именно на таких потребителей и рассчитана акция «Томскэнергосбыта»: мы предлагаем со скидкой в 10% произвести демонтаж старого, установку нового прибора учета, его опломбировку и ввод в эксплуатацию. Стоимость такого комплекса услуг — 1550 рублей.

- А можно ли заказать такую услугу, что называется, на стороне?

- Здесь могут быть риски. Когда приезжают наши сотрудники — они забирают старый прибор, ставят новый, вешают пломбу, оформляют документы, и со следующего дня мы уже ведем расчет потребителю по новому прибору. А если приезжает электрик со стороны, то может быть такая ситуация. Электрик снимает старый прибор, устанавливает новый. Собственник старый прибор выбрасывает и приглашает специалистов «Томскэнергосбыта» на опломбировку. Специалисты новый прибор посмотрели, показания с него сняли. А с какими показаниями был снят старый прибор, они посмотреть не могут. Соответственно, потребителю будет произведено доначисление, исходя из нормативов потребления. Это один из моментов, почему я бы рекомендовал обращаться за подобными услугами именно к нам.

 

Более того, мы сейчас расширяем перечень услуг — и предлагаем потребителям обращаться к нам за установкой и поверкой приборов учета горячей и холодной воды. Комплекс услуг по установке водосчетчиков от 1150 рублей. И летнее предложение для наших клиентов – поверка водосчетчиков  всего 300 рублей.

- А поставщики горячей и холодной воды не против, что «Томскэнергосбыт», вроде как, их сферу деятельности затрагивает?

- Совершенно не против. С поставщиками горячей воды (Томск РТС) и холодной воды (Томскводоканал), начиная с прошлого года - то есть с того момента, как появился повышающий коэффициент при отсутствии приборов учета, мы проводим совместную информационную кампанию. Ситуация у поставщиков горячей и холодной воды намного сложнее, чем у нас: в конце 2016 года нужно было установить примерно 40 тысяч счетчиков горячей воды и 30 тысяч — холодной. И при этом и Томск РТС, и Томскводоканал - поставщики коммунальной услуги, они не оказывают услуги по установке приборов учета. А мы это делаем — со всеми возможными гарантиями.

 

Так что если у вас есть необходимость поменять или поверить приборы учета электроэнергии, холодной и горячей воды, обращайтесь — наши квалифицированные специалисты сделают все быстро и качественно за один раз. Заявку на услугу можно оставить по телефону нашего контакт-центра 484787.

Приобрести счетчик и другие нужные электротехнические товары можно в интернет – магазине http://ensb.tomsk.ru/catalog/