Источник фото: Photo-Mix/pixabay.com
Авторские материалы

«Каждый грамм еды отбирает нормальную жизнь». Правда о булимии

20:01 / 16.06.17
8471
Мы в социальных сетях:

Недавно я ехала в автобусе. Две женщины на соседнем сиденье обсуждали проблемы в семье общей знакомой, у дочки которой обнаружилась булимия. По мнению беседовавших дам, подобные заболевания — это бич «западного» мира, а в России такого не бывает. В Томске — уж точно! И тут на тебе. Оказывается, проблема ближе чем кажется.

Сейчас Анне 26 (свою фамилию она просит не указывать). Около 9 лет назад она заболела.

Для справки: Булимия — это расстройство пищевого поведения. Больной булимией перестает контролировать количество потребляемой еды. При этом он хочет поддерживать текущий вес, либо, чаще всего, снизить его. Для этого больной булимией человек вызывает рвоту либо принимает слабительные. Зачастую такие люди психологически нестабильны и их самооценка напрямую зависит от массы тела и мнения окружающих. 

«Я не могу точно сказать, когда это произошло. В детстве я никогда не была худой, но и толстой не была, вес в пределах медицинской нормы. Иногда меня поддразнивали дети. У девочек в этом возрасте были ножки-палочки. А у меня нет. Родители тоже вносили свою лепту. Во-первых, они постоянно разговаривали между собой о том, что нужно скинуть вес. Раз это нужно взрослым, то нужно и мне. Ребенок очень быстро включается во взрослые «игры». Во-вторых, родственники говорили, что мне нужно похудеть. Сейчас то все утверждают, что такого не было. Было».

Тогда, в детстве, по словам Анны, родители «заложили основу» для будущих проблем. Они отдали ребенка в гимнастику, — «Чтобы девочка похудела». В спортивной секции девочку заставили ограничить рацион. До сих пор она не притрагивается к овсянке, морковке и кефиру – основным продуктам диеты.

Занималась гимнастикой Аня долго, но ни физические нагрузки, ни диета не помогли сбросить вес (который, напомним, был в норме для ее возраста, и даже не достигал верхней границы).

«Потом у меня начались проблемы с дыханием и спорт мне пришлось оставить. Я была очень рада, терпеть не могла все это. Тренеров, выступать, вообще все, тем более успехов никаких не было. Желания и таланта тоже. В это же время начались проблемы с одноклассниками. В класс пришли несколько новых девочек и невзлюбили меня. До сих пор не знаю, в чем было дело. Подозреваю, что просто так. Сначала я удивлялась и посмеивалась. Я не привыкла к такому отношению, и даже думала, что это такие шутки у них. Какие уж тут шутки. В общем, примерно через год эти девочки настроили против меня всех одноклассников. К тому же мы переехали в другой двор, где я, уже напуганная ситуацией в классе, не смогла найти друзей. И я осталась одна».

Заедая проблемы

Тогда Аня начала заедать стресс. Девушка очень любила растворимую лапшу, и могла съесть две пачки за раз, приправив большим количеством масла. Чипсы, сало, бутерброды из половины булки хлеба – все шло в ход.

«Помню, как я вставала среди ночи и шла жарить котлеты-полуфабрикаты. Мне было очень стыдно, но я не могла себя сдержать. Боялась, что проснутся родители, спросят, что я делаю, и мне придется отвечать. Поэтому старалась побыстрее, недожаривала. Ела полусырые куриные котлеты. Как не подхватила сальмонеллез не знаю. Зачем, ведь это не вкусно, тоже не знаю. Такое ощущение было, что в голове возникал туман, и все мысли, кроме единственной – «Есть» пропадали. Я ела и меньше боялась следующего утра, когда придется снова идти в школу. Когда переставала есть, страх возвращался. Наверное, просто переключала внимание. Кто-то чтобы отвлечься слушает музыку, а я ела. Много. Очень много».

Постепенно девушка полнела. Если раньше вес был в пределах нормы, то теперь становился все больше.  Анна перестала следить за собой – могла несколько дней не расчёсывать волосы, не умываться. Она выросла из старой одежды, а новую старалась покупать мешковатую и более возрастную.

«Тогда мне было примерно 13-14. Помню, какой это ужас был ходить по магазинам. На меня ничего не налезало. Помимо того, что я ела как ни в себя, от стресса у меня произошел гормональный сбой. Моя грудь стала похожа на два арбуза. Для девочки подростка это страшно, в школе все дразнили теперь еще и из-за веса, из-за груди, из-за странной «бабской» одежды. Но на меня кроме этой «бабской» одежды ничего не налезало. Я помню эти глупые шифоновые кофточки, в которых ходили учителя и я, только мне они еще и в груди малы были, отлично смотрелось. Самый кошмар начался, когда в моду вошли джинсы с низкой талией. Их носили все. Только вот у других девочек были узкие, по сути еще детские, бедра. А у меня огроменные такие. Как я благодарна маме, что она мне эти джинсы не покупала».

Помимо проблем с внешним видом появилась еще одна, характерная для девочки-подростка. Сверстницы начали встречаться с мальчиками, ходить на прогулки, разговаривать об этом на переменах. Аню на свидание никто не звал, на нее вообще не обращали внимания.

«Мне по сути не нужен был никакой мальчик, мне психолог нужен был. Но очень хотелось быть как все. Одноклассники меня отвергали, не пускали в свой коллектив. А очень туда хотелось. Хотелось на переменах ходить в столовую, курить за школой. Ходить на свидания. Скорее даже не ходить, а рассказывать, как ходила. В общем все классические подростковые атрибуты».

«Тебе не мешало бы похудеть»

В детском лагере Аня встретила мальчика, который ей понравился. Во время совместного отдыха он не обращал на девочку внимания. Однако, через полгода позвонил ей и предложил встретиться. Спустя недолгое время у Ани появился парень, о котором она так долго мечтала. Девушке было уже 16.

«Это было нечто странное. Даже для подростковых отношений. Я одновременно радовалась и стеснялась. Родителям говорила, что мы просто друзья. Хотя они, конечно, все понимали. И радовались, что наконец я нашла с кем общаться. И вот сидим мы однажды, фильм смотрим, и тут он говорит – «Тебе не мешало бы похудеть».

Аня перестала есть. Это не было осознанным решением, у нее пропал аппетит. Позже психолог рассказал девушке, что подобная реакция на сильный стресс не редкость. И уже тогда ей стоило обратиться к специалисту. Но, вместо того, чтобы начать беспокоиться, девушка обрадовалась. Чем меньше становился вес, тем увереннее она себя чувствовала. За полгода Анна похудела на 15 килограмм.

«Совпало так, что именно после потери веса у меня наконец-то появились друзья. Вес, конечно, был не при чем. Я просто начала чувствовать себя увереннее, не боялась разговаривать с людьми, купила нормальную одежду, сделала нормальную стрижку, нашла свой стиль. Вот и результат. Но подсознательно я связывала свои проблемы с лишним весом, а успехи с похудением. У меня появился навязчивый страх – потолстеть».

Аппетит к девушке вернулся, но она строго отграничивала себя в еде, много занималась спортом. Страх набрать вес никуда не уходил.

«В ход пошли слабительные чаи. Но, мне казалось этого мало, казалось, что каждый грамм еды отбирает у меня новую нормальную жизнь. И я нашла способ, эту еду, кхм, «изгонять». После каждого приема пищи, я шла в туалет, склонялась над унитазом, и делала свое «грязное дело». После каждого. Маленькая конфетка, огурец, яблоко, пол котлетки. Иногда срывалась и наедалась так, что меня начинало тошнить. Само собой, я сразу же бежала сами понимаете куда. Утром я вставала, и у меня был плоский живот. После, например, кофе с молоком он, естественно, немного надувался. Для меня это был конец света. До дрожи в руках. Я сразу бежала в уборную».

Лечение

Так продолжалось около трех месяцев. Родители начали замечать, что подросток странно себя ведет. Запирается в туалете после каждой еды, включает оду и проводит там довольно много времени.

«Мама и папа встретили меня после очередного похода в уборную, и спросили, что происходит. Они не кричали, не ругались, все было абсолютно спокойно. Спасибо им за это. Сначала я, конечно, говорила, что все нормально. Что им кажется. Было очень страшно и стыдно. Я не собиралась признаваться под страхом смерти. Но выдала костяшка на указательном пальце правой руки, там уже давно образовалось что-то типа мозоли, постоянное покраснение. Такое бывает от постоянного контакта с зубами, ну, вы понимаете. Меня уже не спрашивали, что происходит, со мной советовались, что делать. Дело в том, что с булимией обычно кладут в психиатрическую больницу. Родители не хотели портить мне будущее. Тем более, как ни странно, чувствовала я себя хорошо, в этом мне очень повезло. Когда я не вызывала рвоту, она не появлялась сама, как это обычно бывает с такой болезнью. И мы обратились к частному психотерапевту. Сначала анонимно».

С психотерапевтом девушка работала около года. Были срывы, истерики, страхи. Аня могла месяц держаться, а потом сорваться, съесть все, что было в холодильнике и снова бежала в уборную.

«Мы много работали. Со страхами, с чувством вины после каждой еды, с принятием себя. На самом деле много над чем. Постепенно мне становилось лучше. Это продолжалось очень долго. Я сменила специалиста, обратилась к московскому психологу, работали дистанционно. Пару раз ездила в Москву на личные встречи. Сейчас мне 26, прошло уже 9 лет. Я до сих пор хожу к психологу, уже к другому».

Итог:

«Вылечилась ли я? Нельзя вылечиться. У меня стойкая ремиссия. Здравствуйте, я Анна, и я не вызывала рвоту уже три года. Мой вес в норме, я хорошо питаюсь. Как я не убила обменку [обмен веществ – прим. ред.] своими экспериментами, не знаю. Это какое-то ужасное везение. От булимии бывают страшные последствия — полностью «убитый» организм, проблемы со всей пищеварительной системой. Крошатся зубы, выпадают волосы. В конце концов люди умирают. Наверное, просто родители вовремя заметили. Когда я еще не успела себе сильно навредить. Спасибо им.

Бывает и стыдно за то, что я поела, особенно, когда что-то вредное. Бывает желание побежать снова в туалет. Бывает желание выпить слабительное. Но я держусь. Я стараюсь оградить себя от вредной информации — не читаю статьи про похудение, не смотрю передачи, не общаюсь с людьми, озабоченными этой темой. В нашем обществе культ похудения. Худейте. Худейте. Худейте. Я как-то уже «нахуделась», спасибо.

Да, мне придется всю жизнь бороться самой с собой. Но я справлюсь».

Какие выводы мы можем сделать из этой истории:

  1. Не разговаривайте при ребенке о похудении. Не нужно говорить, что вы жирная/жирный. Не нужно обсуждать диеты. Не нужно говорить, что «Ленке не мешало бы похудеть».
  2. Тем более, если вес ребенка в норме, не нужно говорить, что ему нужно похудеть. Просто потому, что вам так кажется.
  3. Интересуйтесь, как дела у ребенка, как в школе. Узнавайте, чем он интересуется, увлекается, с кем общается. В общем – разговаривайте.

Что делать, если вы заметили у своего ребенка признаки булимии?

  1. Не кричите. Даже если вы в панике. Даже если очень хочется. Вспомните старый метод и сначала посчитайте до десяти. Если не помогло, посчитайте еще.
  2. Спокойно, без агрессии и обвинений поговорите с ребенком. Он должен захотеть вам довериться.
  3. Если ваши подозрения обоснованы, уговорите ребенка обратиться к врачу. Не тащите насильно. Подберите правильные аргументы.

Что делать, если булимия у вас?

  1. Признание проблемы – первый шаг к ее решению. Если вы понимаете, что больны, бегом к врачу. Сегодня.

Анне повезло. Ее родители оказались внимательными и понимающими. Ее организм оказался выносливым. Ее психотерапевт оказался хорошим специалистом. Везет не всем.


Анастасия Лосева