В этом году в рамках фестиваля современной уличной культуры впервые открылась особая выставка под названием «199Х», посвященная творчеству молодых художников.

Организаторы Street Vision изначально заявляли, что цель этой отдельной выставки — показать, на что способны юные художники. Корреспондент Tomsk.ru поближе познакомился с создателями картин, выяснил, что это за люди, чем они вдохновляются и как готовы удивлять своих зрителей.

Аня Поспелова, 21 год, литография

Я всегда интересовалась творчеством в разных его проявлениях. В детстве посещала много интересных кружков по прикладному искусству. В подростковом возрасте мне захотелось учиться в художественной школе. А в этом году я окончила «ИЗО» в нашем ТГУ.

Движущей силой моего творчества является то впечатление, которое производит на меня город. Я обращаюсь к городскому пейзажу с целью исследования пространства, его состояния. Для меня город ассоциируется с человеком, что за время своей жизни меняет не только свой облик, но и внутренний мир. Метаморфозы, которые происходят каждый день и час, неизбежны, ведь сегодня город уже не тот, что был вчера. В коротком промежутке это, может быть, неощутимо, но пройдет месяц, год или два, и перемены сами дадут о себе знать.

Порой городская среда создает невероятные образы, увидев которые, я не могу остаться равнодушной. Именно в такие моменты я стараюсь запечатлеть и сохранить то, что так зыбко и мимолетно. Геометрия города, динамика ритмов в сочетании с вечерним состоянием — вот что можно пронаблюдать на моих графических листах. Моя идея и тема серии «Томск современный» формировалась на протяжении нескольких лет. Потом у меня появилось желание развить тему и освоить другие техники печатной графики для реализации замысла. Выбор пал на литографию.

В моей жизни на протяжении семи лет идет тесное переплетение двух творческих направлений — фотографии и изобразительной деятельности, хотя ключевой темой является пейзаж. 

Вообще я считаю, что современное искусство бесконечно многогранно. Оно охватывает невероятно широкий спектр тем и вопросов. Это вечный поиск средств для самовыражения и собственной истины. 
На мой взгляд, современное искусство развивается во всех направлениях очень динамично. Много талантливых людей посвящают себя процессу полностью, и это является общей движущей творческой силой. Также новое — это хорошо забытое старое, некоторые жанры, которые сейчас актуальны, являются переработкой и иной интерпретацией старого. Что-то синтезируется и превращается в нечто другое, само по себе уникальное. 
Уличное искусство сейчас популярно: людей привлекает работа с пространством. Последнее время наблюдаю, что у художников возрос интерес к абстракции. Примером могут служить Neli0, Beastman, Rubin 415. Эти художники работают в жанре graffuturism, думаю, что именно это направление — одно из наиболее популярных и актуальных на данный момент.

Маргарита Котельникова, 17 лет, живопись, графика

Раньше с искусством все было яснее, но сейчас век другой: все доступно, все, кому не лень, рисуют и фотографируют, многие считают себя самородками. Но ведь это глупость! Однако за счет этого искусство развивается стремительно, пусть и не в великих масштабах. На мой взгляд, современному искусству не хватает единого направления, искусству сейчас нужен законодатель. Проблема также и в рамках цензуры, с чем нужно бороться смело и аккуратно, как это делал в свое время литератор Чернышевский прямиком из тюрьмы.

Я всегда рисую то, куда хотелось бы деться, или рисую то, о чем нельзя молчать: неравноправие, глупость и жестокость современной России и мира, желание уединения и восхищения. Рассказать о своих техниках сложно, но можно. При штриховке или мазке я соблюдаю те силу и темп, которые были бы характерны обстановке, атмосфере, что изображены. 
Рисовала я с детства. Сначала пошла в изостудию томского «Хобби-центра», потом попробовала поступить в художественную школу № 1, но не поступила ни с первого раза, ни со второго. Сказать честно, мне помогли там оказаться, исправив одну оценку в экзаменах. Спустя четыре года «художка» была окончена с красным дипломом.

Помимо рисования мне также нравится изучать политологию, литературу, людей внутри и снаружи. А еще — танцевать.

Сейчас у меня есть идея собственного проекта. Во-первых, мне хочется проиллюстрировать пару пьес в мрачной и чувственной русской манере, для этого понадобится освежить впечатления и съездить в Суздаль по осени. Во-вторых, культуру надо брать мыслью, а потому стоит для начала точно понять, а потом принять в действие стратегию, благодаря которой через символизм можно добиться чего угодно, будь то понимание людьми тех или иных вещей, возможность ясного посыла, который невозможно затмить цензом и нельзя не понять.

Анастасия Суслова, 20 лет, акварель, графика, иллюстрации

Я маленький художник из Сибири, который рисует в акварельной графике. Стиль мне этот близок, так как он очень живой, быстрый, и выполняться должен на одном дыхании: нужно быстро добавлять краску ,чтобы добиться переливов в акварели, вести быстро линии, чтобы они показывали хорошо форму и были не отрывистыми.

Мои работы — это, наверное, больше иллюстрации к моим снам, виды, открывающиеся мне во втором моем состоянии — во сне. Я изображаю слияние человека и природы совершенно в разных проявлениях, стараюсь подчеркнуть их взаимосвязь и единство, доказывая, что эти части неразрывны. Это все мне всплывает в ярких тонах, даже можно сказать, в «кричащих» тонах, так как мои работы — это маленькая мировая революция.
Рисую я с четырех лет, когда родители меня отдали в «художку». Там мне было не совсем легко, не сразу все получалось, да и ребята были очень талантливые, хотя это меня восхищало. С того времени я всем сердцем люблю изобразительное искусство и искусство вообще.

Работать мне нравится больше всего по ночам, так как мое состояние близко ко сну, и всегда кажется, что вечером или ночью должны происходить чудеса. Вот так я и сижу с лампой и музыкой возле окна с листком бумаги.

Помимо рисования сейчас я занимаюсь фотографией и таким искусством как татуировка, наношу свои рисунки людям на кожу. Но это отдельная история.

Сейчас моя самая заветная мечта — провести свою выставку картин, на которых будут представлены мои работы маслом и в акварельной графике, но пока даже не представляю, как это сделать.

Катерина Чепурина, 21 год, иллюстрация

У каждого художника есть свое направление, у меня это портрет/люди. Мой стиль характеризует мое эмоциональное состояние. Еще каждый раз, когда я делаю большой перерыв в творчестве, мой стиль работы меняется. Поэтому с каждым годом я смотрю на все по-новому, по моему мнению, так я расту как художник. А вообще, мой стиль работы зародился в экспериментах: раньше я рисовала более сдержанно, и все мои работы выглядели штампованно. Я не окончила художественную школу, хотя и училась там. После «художки» мне пришлось потратить год, что бы привнести что-то свое в этот мир.

Современное искусство для меня — это самые необычные сочетания. Мне нравится, что можно все сочетать и миксовать: совмещать акварель и краску из баллончика или вырезать кусок работы, оставляя дырку, прожигать и так далее. По моему мнению, сейчас популярно все вызывающее, ведь работа с позывом никогда не оставит равнодушным. Даже если окружающим не нравится, такие работы вызывают эмоции в человеке, и он начинает задумываться об увиденном. Еще я люблю читать, это для меня как сотни прожитых жизней.

Портнова Юстина, 21 год, живопись

У меня началось все с домашних рисунков, я стала рисовать в тетради все, что вокруг меня, так дошло дело до человека. И вот здесь я остановилась надолго! Так, лицо человека заинтересовало меня с седьмого класса и интересует до сих пор. Затем я поступила в ТГПУ, где до сих пор совершенствую своим навыки.

Мне нравится рисовать в жанре «портрет», поскольку люди с детства меня привлекали своей «разностью». Я люблю наблюдать за мимикой людей, движением головы, мышц губ, открытостью глаз, их яркостью. Ну и, конечно, помимо характера мне интересны просто данные, скульптура лица, цвет глаз и так далее.

Считаю, что современное искусство очень разнообразно. От старых школ до абсурда. Я особо не вижу чего-то нового. Наблюдаю другие формы, преобразования какие-то, но серьезного расстояния от эпохи модернизма не вижу. Все, что сейчас молодые люди придумывают — это лишь продолжение XX века.

Клестов Илья, 21 год, графика, абстрактные портреты

Все началось с того, что я начал рисовать граффити и мне всегда хотелось как-то выделиться из толпы райтеров, теперь это у меня, наверное, получилось. Но не мне судить.

Вообще, эта идея с Баринами появилась на предыдущем Street Vision. Тогда это был просто прикол, который понравился всем райтерам и организаторам выставки. 
Сейчас я рисую в таком стиле и не задумываюсь над эскизом и персонажем вообще, он рождается случайным образом.
Помимо рисования я занимаюсь музыкой (вокалист в группе), около пяти лет работаю вожатым, преподаю у детей дизайн.

В будущем я очень сильно хочу расписать фасад здания в своими «баринами». И надеюсь, я добьюсь этой цели в ближайшее время.

Мария Масляева