Декрет для женщин почти также обязателен, как служба в армии — для мужчин. Вот только «отправляться в дальние края» и выпадать из социума приходится не на год, как мужчинам, а намного дольше: в современных реалиях декрет может длиться от полутора лет до бесконечности. 

Как выжить во время декретного отпуска в условиях нехватки денег, не стать брюзжащей «теткой в халате», не впасть в послеродовую депрессию и не попасть в «день сурка»? Выход каждая женщина находит самостоятельно.

Корреспондент Tomsk.ru собрал пять историй томских мам, которым удалось потратить декретное время с пользой и начать собственное дело.

Бровки, кудри, ноготочки

Самое популярное направление, которое выбирают мамы, попавшие в декрет — бьюти-сфера. Объявлениями с предложениями мастеров по созданию красивых причесок, макияжу и уходу за лицом и телом пестрят все соцсети и доски объявлений. Понятно, что красота нужна всем, поэтому эти услуги и пользуются спросом.

Одна из представительниц бьюти-сферы — 35-летняя Елена, мама двоих детей. Глядя на симпатичную, ухоженную брюнетку, сразу и не скажешь, что дома ее ждут трехлетняя маленькая дочка, муж и сын-студент. До выхода в декрет Елена работала специалистом в пиар-отделе крупной ресурсодобывающей компании, а после выхода в декрет узнала, что на работу вернуться не получится: отдел расформировали, компания обанкротилась. Женщина решила не опускать руки и начать собственное дело, благо, она давно мечтала заняться чем-то подобным. Прошла профессиональные курсы макияжа, а затем получила еще несколько сертификатов — мастера по прическам и татуажу бровей.

Траты:

По словам Елены, на обучение она потратила полтора года и около 500 000 рублей. Поначалу деньгами помогали родители, муж, а потом уже получалось откладывать на обучение из собственных заработков. Помимо трат на профессиональную косметику и прочие материалы Елене пришлось купить машину, чтобы стать быстрее и мобильнее. Девушка работает на дому, выезжает к клиентам на дом и арендует офис.

Семья:

Муж Елены поддержал ее, хотя это поначалу отражалось на семейном бюджете. Теперь доход супруги на порядок больше, чем он зарабатывает сам. Но за это приходится платить временем: при работе в сезон выпускных вечеров и свадеб Лене удалось отдохнуть всего несколько дней. При необходимости супруг готов остаться с ребенком, что-то приготовить, убраться дома.

«Когда работаешь на себя, то и отдыхать себе не позволяешь, ведь от этого зависит не только твой доход, но и репутация. 28 дней отдыха — непозволительная роскошь», — делится Елена.

Клиенты:

Как говорит Елена, начинающему бьюти-мастеру очень трудно найти клиентов: слишком большая конкуренция. Поэтому для оттачивания навыков женщина привлекала своих знакомых, но «сарафанное радио» и соцсети сделали свое дело, и Лена сейчас считается одним из лучших специалистов в своей области. Запись к ней на несколько месяцев вперед, мастера узнают на улицах и пытаются получить бесплатную консультацию. Но чтобы это произошло, девушке приходилось долго и упорно трудиться.

«Постоянно приходится учиться новому, чтобы быть в тренде: время и мода не стоят на месте, а прихоти у клиентов бывают разные. А мне нравится, когда люди по-настоящему восхищаются моей работой», — делится профессиональный мастер.

Елена говорит, что работа с клиентами и умение договариваться — очень важная часть ее труда. Люди бывают капризные, с необычными запросами. Например, однажды к женщине обратился скрытый трансвестит, попросивший помочь провести домашнюю фотосессию в женском образе. Человек не получил отказа, и мастер отнеслась к нему так же внимательно, как и к остальным клиентам.

«Берусь абсолютно за все заказы, а необычные заказы помогают быстрее «прокачаться» в свих навыках», — поделилась мастер.

Сладкий мир

Еще одна сфера, где врожденный талант к кулинарии и необходимость готовить для ребенка и мужа в декрете порой дают неожиданный эффект — это изготовление кондитерских изделий. Ну а что? Как говорится, куй железо, не отходя от кассы. Вот и мамочки, любящие готовить, совершенствуют в декрете свои навыки. Особенно такие назыки полезны, когда в семье появляется еще одна сладкоежка, которую хочется радовать разными «вкусняхами». Объявлений о продаже расписного печенья, тортов по собственным изысканным рецептам, пирожных и прочих вкусностей в сети много.

Вот и 28-летняя томичка Полина, мама трехлетней Маши, стала одной из представительниц многочисленной армии мамочек-кондитеров. У девушки сейчас уже успешный бизнес, своя кондитерская и большой поток клиентов. А начиналось все три года назад на маленькой кухне в обычной квартире, когда подруга попросила Полину испечь для нее торт, а потом посоветовала всерьез заняться этим делом. До рождения дочери девушка успешно трудилась в рекламной сфере, но уже к началу своего декретного отпуска решила, что возвращаться на эту работу совсем не хочет. И в результате родилась идея о создании своего дела, которое затем превратилось в небольшой бизнес.

Траты:

Полина хвалится, что на ее увлечение не было потрачено ни копейки денег. Все торты готовились по предзаказу, и их продажа окупала затраченные на приготовление средства. Начинающий кондитер, как и все новички, поначалу не знала, какую цену выставлять за свой товар, но вскоре быстро сориентировалась в стоимости своих тортов. Полина рекламировала себя в соцсетях, то есть, тоже бесплатно. Попутно девушка ходила на кондитерские курсы, ну а теперь ей приходится тратиться на аренду помещения и зарплату сотрудникам, но об этой графе финансовых расходов Полина предпочитает не говорить: считает, что это коммерческая тайна.

Семья:

Муж Полины и был идейным вдохновителем того, чтобы домашнее увлечение супруги вылилось в нечто большее.

«Это его «пинки под зад» заставили меня приготовление «тортиков для подружек» сделать источником дохода. Муж буквально заставил меня выгружать фотографии моих тортов хотя бы на странице в соцсетях», — поделилась молодой кондитер.

В начале карьеры супруг соглашался «поработать» курьером, а дочка — дегустатором. Торты Полина пекла дома, особо не отвлекаясь от семьи, а в горячие моменты приготовления тортов с дочерью сидели бабушка и дедушка.

Клиенты:

Клиентами Полина «обрастала» постепенно: торты пробовали знакомые, которые потом делились впечатлениями со своими подругами, а те, в свою очередь, рассказывали о вкусностях своим друзьям. В общем, типичное «сарафанное радио». Потом появилась группы в соцсетях, в которые начали заглядывать любители сладостей.

Как и в случае с Еленой, важным навыком оказалось умение договариваться с людьми и заботиться об интересах клиентов. А еще, по словам Полины, важной составляющей коммерческого успеха в ее сфере является возможность довезти продукт до клиента, не попортив по дороге. По дороге случается всякое, хотя такие случаи и редкие.

«Была история, когда торт не смог доехать до заказчика. Тогда был июль, жара + 35 градусов и жуткие пробки от Каштака до Мокрушина. Я рыдала крокодильими слезами, заказчик сам меня успокаивал и говорил, что совершенно не против «схомячить» этот торт ложкой прямо из коробки».

Зайки-тапочки и прочие милости

И не говорите, что вы ни разу не покупали в подарок или просто для себя какую-нибудь милую безделушку, сотворенную умелыми руками какой-нибудь томской мастерицы. Подушки-думки, коврики-перевертыши, зайки-тапочки, шапки-лисички — список хэнд-мейдовых вещей может быть бесконечным. Чаще всего «накрывает творчеством» почему-то как раз-таки молодых мам, которым хочется реализовать свои скрытые способности, до которых раньше руки не доходили.

Одна из таких мам, 35-летняя Анна, до того, как ушла в декретный отпуск со вторым ребенком, спокойно и довольно скучно, по ее словам, работала риэлтором, отлично разбиралась в недвижимости, ее стоимости и типах квартир. А вот после родов вдруг вспомнила, что когда-то увлекалась вязанием и шитьем. На тот момент женщина оказалась в сложном финансовом положении: «декретные» платить уже перестали, а в садик ребенка не принимали. Поначалу Аня занималась шитьем елочных игрушек, затем пришла очередь вязаных ковриков, детских тканевых книжек и украшений из бисера. Пока женщина была в декрете, хобби приносило ей небольшой доход. А с выходом на работу на это увлечение не осталось времени.

Траты:

Так как финансы были ограничены, то и к затратам Анна подходила разумно, покупала только то, что потом могло принести прибыль или окупить себя. Флисовые квадратики, нитки, ткани — все это не приобреталось впрок, а только если на изделия был реальный заказ. На обучение женщина не тратилась совсем, приобретать новые навыки помогали мастер-классы из интернета, советы подруг и собственные фантазия и любопытство.

Семья:

Муж отнесся к увлечению Анны абсолютно нейтрально, мол, хочешь шить — шей. Тем более, что на бюджете семьи и распорядке дня это никак не отразилось: женщина по-прежнему выполняла все обязанности по дому, уходу за детьми и собакой. Зато мамино хобби понравилось детям: у них появилось больше игрушек, сделанных любящими руками мамы. Например, большая флисовая елка перед Новым годом  и куча интересных самодельных украшений.

Клиенты:

Объявления о вязаных ковриках, корзинах с плюшевыми совами и книжках-сказках Анна размещала на томских форумах, на страничках в соцетях. Лайками и репостами помогали друзья. Но этого для развития из увлечения до какого-то большого бизнеса оказалось недостаточно, удалось продать только несколько игрушек, пару ковриков и столько же детских книжек.

О своих клиентах Анна отзывается с нежностью. В большинстве — это добрые и хорошие люди, которые заказывают игрушки для детей или друзей. С ними легко договориться о цене, сроках выполнения заказа. О том, что не получилось развить бизнес, женщина не жалеет: говорит, если появится время, то вернется к вязанию снова.

«Вы хотите заработать в интернете?»

Такое предложение хоть разок, но поступало каждому из нас. Чаще всего авторы этих сообщений —  как раз те самые мамочки в декрете. Да и отзываются на них чаще всего тоже женщины в декрете: время свободное есть, возможность легкого заработка заманчива, да и косметика всегда пользуется спросом. Нужно только умело пользоваться соцсетями и уметь внушать людям, что эта продукция жизненно необходима.

Реснички, печенье, «сетевуха»: как подрабатывают женщины в декрете? Томск.новости

Вот и 40-летняя Наталья, мать двоих детей, оказавшись в декрете со вторым ребенком, тоже «клюнула» на уловки сетевиков, где обещали хороший заработок без вложений и активных продаж и возможность передачи бизнеса по наследству. Сейчас Наталья рассылает аналогичные сообщения нескольким людям в день, вербуя уже свою собственную «армию» увлеченных сетевым маркетингом. Постит у себя на странице в соцсети воодушевляющие примеры продвинувшихся в сетевой иерархии представителей ее компании и старается смотреть на мир позитивнее. А еще — прилежно заказывает продукцию своей фирмы для своей семьи.

Траты: 

Наталья считает, что быть бизнес-леди ей удается с минимальными тратами: посты в соцсетях бесплатные, донимать пользователей в личке можно тоже бесплатно, пока не «забанят»,  а семинары и обучение ее компания проводит в онлайн-режиме. Самой серьезной статьей расходов является как раз-таки заказ продукции компании, но вот сколько именно она тратит на это, женщина не говорит. Но как и в любом сетевом маркетинге эти расходы со временем возрастают и не всегда перекрываются доходами. Доход же больше зависит от усидчивости и умения преподнести свою продукцию.

Семья:

Предложение о продажах в интернете поступило женщине, когда та только родила, и поэтому удавалось включаться в новое увлечение только по ночам, когда малышка спала. Наталья изучала структуру бизнеса, принципы работы, возможность заработка и правила общения с клиентами.

«Старшая моя дочь к продукции хорошо относится, хоть и ругает меня, что трачусь на витаминки и коктейли для нее. Родственники относятся хорошо, ну я особо и не напрягаю. Подшучивают, что с телефоном не расстаюсь, ну а как по-другому? Все сейчас привязаны к гаджетам, лучше уж эту привязанность с пользой для дела использовать», — рассказала Наталья. 

Родственников, знакомых и даже собственную старшую дочь Наталья тоже пытается завербовать в свою сеть, при этом уверяет, что все к этому относятся нормально и каких-то конфликтов на этой почве у нее ни с кем не возникает.

Клиенты:

Как и на любого другого представителя сетевого маркетинга, разные люди реагируют на предложения Натальи по-разному: кто-то просто не читает сообщения и не отвечает на них, кто-то вносит в черный список, кто-то жалуется модераторам. Иногда женщине хамят. Реальных историй сотрудничества после общения в соцсетях очень мало, но Наталья считает, что просто мало времени уделяет сетевому маркетингу, поэтому клиентов пока нет.

Женщина не отчаивается и заказывает товары для своей семьи, планирует приобщить к бизнесу старшую дочь. Она говорит, что все равно бы покупала косметику, шампуни, гели и другие средства, лучше получать за это процент, чем приобретать в обычном магазине, хоть и со скидками.

Фото, селфи, коллажи

Практически в каждой новоиспеченной маме внезапно просыпается фотограф: фотографиями малышей, удачными и не очень, соцести буквально «забиты». У некоторых женщин эти снимки занимают всю память телефона и ленту в соцетях. А некоторые идут дальше и пытаются заняться съемкой профессионально. Благо, время есть.

После окончания вуза и до выхода в декрет со вторым ребенком 35-летняя томичка Альмира успела сменить много профессий в разных сферах деятельности, но нигде не задерживалась дольше года. В какой-то момент, который пришелся на время декретного отпуска, Альмира стала фотографом. Правда, сейчас уже и с этим «завязала»: говорит, что одновременно с фотографией осваивала прически и макияж, и в какой-то момент поняла, что не может быть одновременно хорошей матерью и специалистом в трех разных сферах, поэтому фотографию пришлось оставить. Альмира начинала с семейных съемок, но со временем решила переквалифицироваться в свадебного фотографа и два года занималась съемкой свадеб и «лав стори», при этом смогла занять первое место в ежегодном конкурсе свадебных фотографов.

Траты:

Альмира признается: идея стать фотографом пришла после того, как мама подарила фотокамеру. Сначала на фотоаппарат снимали все, что двигается и не двигается в доме, потом надоело. Но ведь техника не должна лежать без дела. Почему бы на этом не начать зарабатывать? Однако помимо бесплатной «тушки» фотоаппарата требовалось покупать дополнительные объективы, штатив, вспышку и прочие аксессуары. Альмира говорит, что денег, которые были за несколько лет потрачены на приобретение фототехники, вполне могло бы хватить на автомобиль. Спонсировали покупки муж и родственники, что-то женщина покупала на собственные заработанные деньги. Мастер-классы Альмира  не посещала, предпочитая искать информацию по обработке фотографий в сети, советоваться со знакомыми фотографами и самостоятельно вживаться в профессию.

Семья:

Супруг у Альмиры одновременно с женой начал увлекаться фотографией. Он даже ходил вместо жены на выигранный ей мастер-класс одного известного питерского фотографа, а потом делился с ней знаниями, и они всей семьей постигали секреты съемки.

Клиенты:

Первое время Альмира снимала совершенно бесплатно, поэтому от любителей «халявы» не было отбоя. Женщина размещала объявления на томских форумах, в соцсетях, а когда стала брать за свои услуги плату, то наплыв людей спал, как и ожидалось. Похожие истории происходят со всеми начинающими фотографами. За время бесплатных фотосъемок, женщина, по ее словам, успела набить руку.

Каких только историй ни случается во время съемок, рассказала Альмира. Однажды она случайно нашла своего брата, о котором даже не поозревала. Она снимала пару, когда новоиспеченной супруге позвонила мама и поздравила ту со сменой фамилии. Альмира услышала свою девичью фамилию и стала распрашивать жениха. Оказалось, что их папы из одной деревни и друг другу братья. Так женщина во время съемки чужой свадьбы совершенно неожиданно оказалась на свадьбе брата.

Про мам, жен и индивидуалисток. Мнение психолога

Мы решили обсудить вопрос занятости женщины во время декретного отпуска с томским психологом Риммой Гумеровой, которая специализируется на решении проблем личностного развития. Психолог рассказала, почему женщинам во время декретного отпуска хочется заниматься чем-то еще помимо воспитания детей, и каковы особенности разных типов женщин.

«Всех женщин, которые приходят ко мне, условно можно разделить на Мамочек, Жен и Индивидуалисток. Мамочки реализуются через детей: родить, вырастить детей — единственная цель в жизни. А работа — так, по необходимости, но чтобы она не мешала заниматься ребенком. Для Жен главное — выйти замуж, а дети — это необходимость, поскольку в семье должны быть дети, для таких женщин все равно главным всегда будет муж. Для Индивидуалисток — важно реализовать себя, они тоже могут быть хорошими матерями, а могут и не быть. Точно так же, как Мамаши могут быть хорошими матерями, а могут быть и плохими. Им свойственна гиперопека: они не дают детям взрослеть, опекают их до старости, вмешиваются в семейную жизнь своих уже взрослых детей.

Согласно этим типам, в разные периоды жизни женщины склонны меняться, и, возможно, идеальное развитие — сначала  это Мама, а когда дети подросли, то можно уже стать Индивидуалисткой и/или Женой».

Ко мне чаще всего за консультацией обращаются женщины типа «мама-Мама».И идут они ко мне тогда, когда появляются трудности в отношениях с мужем из-за чрезмерной зацикленности женщины на ребенке. Муж в это время чувствует себя забытым и ненужным, отношения в семье начинают разрушаться. Эмоциональное выгорание тоже характерно для «мам-Мам»: они устали от бесконечных забот о ребенке, не видят просвета, начинают «срываться» на детях и не могут найти выход из бесконечной усталости и измотанности».

По словам Риммы Гумеровой, иногда работа во время декрета становится для женщин отдушиной, которая не только приносит в семью дополнительный доход, но и помогает вынужденно находящемуся в некоторой изоляции человеку социализироваться, получить новые впечатления и разнообразить жизнь семьи, что в итоге положительно сказывается на отношениях супругов.

Марина Ибрагимова