В четверг, 26 октября, томские кинотеатры начали прокат фильма «Матильда», ставшего самой скандальной российской картиной еще до выхода на большие экраны. В скандале почему-то оказался задействован и Томск: местные кинотеатры получали письма с угрозами, в которых активисты обещали сжечь кинотеатры, если те покажут «Матильду». Журналисты портала Tomsk.ru, практически рискуя жизнью, отправились на премьеру скандальной картины. Хотя, конечно, не особо мы и рисковали: как сообщили томские силовики, зрителям ничего не угрожает. Журналисты Tomsk.ru — о премьере «Матильды» и впечатлениях от просмотра самого «громкого» фильма осени.

С утра новости из других регионов не радовали. В Новосибирске в кинотеатрах усилили охрану, однако без скандалов не обошлось. «На выходе в фойе — скандал, активисты рвут плакаты и не пускают людей, мы короткими перебежками до выхода шли. Бегали кассиры и прямо кричали, чтобы никто не отвечал на звонки: походу, запрещено рассказывать о скандале, чтобы люди не передумали в кино идти», — рассказали нам жители Новосибирска.

По данным федеральных СМИ, в Москве зрители семи кинотеатров были эвакуированы после звонков об угрозе взрыва. В Кирове старовер с монтировкой перебил стекла в кинотеатре. Один из кинотеатров Петербурга отменил сеансы «по техническим причинам».

В Томске премьера «Матильды» прошла спокойно: журналисты портала Tomsk.ru посетили кинотеатры «Киномакс», «Гудвин» и «Кинополис», посмотрели фильм и остались целы и невредимы. Мы расспросили сотрудников и зрителей и выяснили, что скандал вокруг фильма «подогрел» интерес, но опасений никаких не вызвал.

«Какие угрозы? Я ничего об этом не знаю, да и что может случиться? Это же просто кино. Фильм посмотрела бы в любом случае, даже если бы не было этой шумихи. Я просто с большим нетерпением ждала премьеры», — говорит томичка Елена, посмотревшая сегодня «Матильду» в «Киномаксе».

Вообще, в «Киномаксе» тихо и спокойно. Зрителей мало, видимо, из-за разгара рабочего дня. «Матильду» пришли посмотреть томичи разных возрастов: и молодежь, и пенсионеры.

«Вроде, обещали там кого-то поджечь, да? Не, я не верю в это. Если честно, если бы не скандалы эти, не пошел бы в кино, не люблю исторические фильмы», — делится мнением томич Сергей.

Перед началом сеанса мы подходим к сотруднице «Киномакса», проверяющей билеты. Интересуемся, были ли усилены меры безопасности — нам это обещали, когда стали поступать угрозы.

«Что? Какие меры? Должны были усилить? Из-за «Матильды»? Нет, ничего такого», — крайне недоуменно отвечает сотрудница.

Мы напоминаем ей про угрозы активистов, она смотрит на нас, как на умственно отсталых, и пожимает плечами.

Перед началом сеанса на экран выводят схему зала и призывают сохранять спокойствие в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Мол, если придется эвакуироваться, сохраняйте спокойствие, сотрудники кинотеатра вас выведут.

После просмотра зрители скептически улыбаются: вокруг фильма было много шума, и томичи явно ожидали большего.

«Больше споров было, они того не стоили», — уверена томичка Полина. Она отметила, что пересматривать фильм точно не станет.

«Не понравилось, как показали любовную линию, просто секс и ничего больше. История могла быть более красивой, «глубокой» и драматичной, а все оказалось слишком поверхностно», — считает Елена, посмотревшая фильм.

Из-за чего шум?

«Матильда» — историческая мелодрама, снятая российским режиссером Алексеем Учителем. Фильм стал причиной общественного конфликта, который начался еще в ноябре 2016 года, то есть, практически за год до премьеры. Массовые протесты были вызваны неоднозначным восприятием трейлера: в фильме усмотрели искажение исторических фактов и оскорбление чувств верующих.

Фильм рассказывает историю романтических отношений наследника российского престола Николая Романова и балерины императорского театра Матильды Кшесинской с момента знакомства 22-летнего цесаревича и 18-летней танцовщицы и до момента коронации Николая с супругой Александрой Федоровной. Согласно открытым источникам, фрагменты фильма, показанные в трейлере создают впечатление, что, согласно сюжету, между Николаем II, его супругой и Матильдой Кшесинской возникает «любовный треугольник».

Именно из-за наличия «любовного треугольника» и разгорелся скандал вокруг фильма, еще не вышедшего на экраны. В частности, епископ Тихон (Шевкунов) заявил, что исторические факты искажены, нет достоверности, зато есть «клевета на реальных людей». «Матильду» также обвинили в оскорблении религиозных чувств. Такую позицию заняла и депутат Госдумы Наталья Поклонская, которая пыталась добиться запрета проката фильма, а также обращалась в Генпрокуратуру, требуя проверить картину на предмет оскорбления чувств верующих. Проверка, по словам Алексея Учителя, нарушений не выявила.

Однако вскоре словесные разбирательства превратились в активные действия. В адрес крупных кинотеатров страны стали поступать угрозы от неизвестной организации «Христианское государство — Святая Русь». Активисты обещали сжечь кинотеатры, если те покажут «Матильду». Угрозы поступали и в адрес томских кинотеатров, однако «Матильда в прокат все-таки вышла.

«Если выйдет фильм «Матильда», кинотеатры будут гореть, может, даже пострадают люди. Официально уведомляем: любой баннер, афиша, листовка с информацией о прокате фильма будет рассмотрена как желание унизить святых Православной церкви», — говорилось в письмах общественников. Однако РПЦ в лице Вахтанга Кипшидзе почти сразу же объявила, что организация «Христианское государство — Святая Русь» не имеет к ней отношения.

Позже скандал разгорелся с новой силой, причем, в прямом смысле: в стране начались поджоги, которые связывают с «Матильдой». Согласно данным федеральных СМИ, в конце августа 2017 года неизвестные подожгли автомобиль Владимира Носова, координатора движения «Сорок Сороков». В ночь на 31 августа в окна здания киностудии «Лендок» в Петербурге, в котором находится студия Алексея Учителя, бросили три бутылки с зажигательной смесью. Возгорание удалось быстро потушить. Учитель отметил, что нападение произошло в день рождения его и Матильды Кшесинской. Утром 4 сентября кинотеатр «Космос» в центре Екатеринбурга протаранил автомобиль УАЗ, а затем вспыхнул пожар площадью 30 «квадратов». Был задержан 38-летний подозреваемый, попавший в больницу с ожогами. Ряд СМИ сообщил, что мужчина устроил поджог, протестуя против фильма «Матильда». 11 сентября поступило сообщение о возгорании автомобилей в Староконюшенном переулке рядом с офисом юриста Константина Добрынина, представляющего интересы Учителя. Пострадали два автомобиля. Добрынин заявил, что рядом с автомобилями были разбросаны листовки «За Матильду гореть».

Как сообщили СМИ, 20 сентября стало известно, что в рамках уголовного дела о поджоге автомобилей рядом с адвокатской конторой задержаны несколько человек, в числе которых лидер организации «Христианское государство — Святая Русь» Александр Калинин. В поджоге признались двое задержанных (включая брата лидера организации), которые по решению суда заключены под стражу до 11 ноября.

Общественность массово требовала запретить показ «Матильды», в частности, в общественный совет при Министерстве культуры России поступило 20 тысяч подписей с требованием запрета, позже Поклонская сообщила о 100 тысячах обращений и подписей граждан об оскорблении их чувств. По данным движения «Царский крест», Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу были переданы 100 тысяч обращений. Тем не менее, в октябре 2017 года министр культуры Владимир Мединский заявил, что для отзыва прокатного удостоверения фильма законных оснований нет.

До выхода фильма на экраны мы опросили томских экспертов и выяснили, что думают историк, культуролог и священник о «Матильде» и шумихе вокруг нее.

Историк: нельзя навешивать ярлыки, не имея доказательств

Учитель истории, преподаватель томского Губернаторского Светленского лицея Сергей Герасименко рассказал о личности Николая II и подчеркнул, что никаких документальных доказательств отношений императора с балериной Матильдой Кшесинской он не встречал. В любом случае, связь царей той эпохи с фаворитками не афишировалась и не фиксировалась.

«Что касается самой фигуры Николая Александровича, он очень хороший семьянин, он был «домашним» человеком, любил семейные посиделки, проводить время с детьми. Есть один из вариантов, что, возможно, могла быть у него фаворитка, по крайней мере, такие некоторые симпатии у него были, но к кому точно — сейчас не вспомню. Но каких-то ярких проявлений, как, например, у Александра II, не было», — рассказал историк.

В целом, цари того времени если и заводили фавориток, то не афишировали это, отметил педагог, ярких похождений в стиле французского двора среди российских правителей того времени не было.

«Это зачастую не афишировалось и не документировалось, по большому счету. Как правило, даже сейчас это будет основываться на слухах. А в ситуации Николая Александровича — императорская фамилия, все на глазах, любой взгляд, любой жест, любой разговор более-менее веселый уже сразу порождает огромное количество сомнений и сплетен. Каких-то документальных свидетельств, на которые можно опираться, неоднократно повторяющихся описаний очевидцев по этому поводу из разных источников я не видел. Возможно, симпатии и были. Но Матильда — одна из величайших на тот момент балерин, и даже сейчас звезды имеют и в высших кругах общества и покровителей, и поклонников таланта, вряд ли это можно раскрутить до каких-то чересчур тесных отношений. Поэтому не знаю, какие документы подняли создатели фильма. Я лично подобной документалистики не видел. Зная все, что я когда-либо читал про Николая Александровича, симпатии если и были, то вряд ли бы это ушло дальше общего проявления внимания, об этом говорит сама личность Николая», — уверен Сергей Герасименко.

Он отметил, что факты в исторических фильмах не столько искажаются, сколько преподносятся по-своему. Часто создатели фильмов берут за основу сюжеты, которые не имеют серьезной доказательной базы, поэтому зачастую многие картины не выдерживают никакой критики.

«Я против чрезмерного искажения фактов. Есть различные точки зрения, они имеют право быть, и каждый имеет право на историю смотреть со своей колокольни. Но когда совсем извращено понятие, когда прямо надуманные вещи — этого не должно быть в фильмах. Я не люблю, когда пытаются навешивать ярлыки, не имея на то никакой доказательственной базы, это чересчур. «Я так считаю, мне так кажется» — это не научный подход», — подчеркнул Герасименко.

Культуролог: «Матильду» критикуют безграмотные люди

Культуролог Анастасия Куклина уверена: пока художественное произведение официально не представлено, можно говорить только о шумихе, которая создалась вокруг него.

«Вся история с запретом фильма «Матильда» — это история в большей степени не о фильме и верующих, это история про безграмотность. Например, в 2016 году был прецедент, когда активисты выступали против выставки «Рыцарь отчаяния — воин красоты» известного современного художника Яна Фабра в Эрмитаже, на которой рядом с живописью фламандских мастеров соседствовали чучела животных. Художественный жест бельгийского художника вызвал неоднозначную реакцию у посетителей. Зоозащитниками была подписана петиция с целью закрытия проекта, оставлены гневные комментарии в адрес музея и художника. Некоторые комментарии оставлялись пользователями, которые не видели проекта, не были на экскурсиях, организованных кураторами, и в принципе ничего не знают о творчестве художника, широко использующего эстетику животного мира. Ян Фабр неоднократно объяснял журналистам основную идею выставки: показать жестокость современного общества на языке современного искусства. На самом деле, животные, представленные на выставке, погибли на дорогах. Таким образом, показывая чучела животных, Фабр выступал против потребительского отношения к ним и попытался дать погибшим существам с помощью искусства вторую жизнь.

То же самое, по моему мнению, происходит сейчас с фильмом «Матильда». Фильма никто не видел, кроме трейлера, где показаны отрывки. О чем речь, что хотел сказать режиссер, какая задача стояла перед актерами, как будет показана эпоха Николая II, история любви, если вообще будет показана — никто не может точно сказать, однако все уже ополчились», — рассказала Куклина.

Культуролог подчеркнула, что попытки запрета выставок и фильма настораживают, так как задача современного искусства — переосмыслять историю, действительность, отношения. Но в последнее время современные художники и режиссеры вынуждены постоянно оправдываться.

«Да, может быть, иногда эти переосмысления выглядят шокирующе. Но если запрещать современное искусство и допускать только классические формы, ставить на пьедестал тех или иных исторических личностей, то это вызовет омертвение общества. Задача современного искусства — давать новое прочтение, воспитывать критическое мышление, актуализировать общественно значимые вопросы и позволять людям по-новому смотреть на действительность», — поделилась своим мнением Анастасия Куклина.

Священник: активисты, обещавшие сжечь кинотеатры, не имеют отношения к церкви

Томский священник Дионисий Землянов отметил, что ситуация, сложившаяся с фильмом «Матильда», сложная и многослойная. По его мнению, скандал вокруг фильма — более яркое событие, чем сама картина.

«Своего мнения об этом фильме у меня пока нет, потому что я его не видел. Захочу ли я посмотреть, учитывая весь этот фон? Скорее, нет», — поделился священник.

Он добавил, что в томских кинотеатрах хорошие фильмы показывают реже, чем «пустые» и развлекательные, так как они зачастую менее кассовые. Еще меньше эта доля хороших, качественных фильмов среди отечественного кино, считает он.

«Есть ощущение, что когда что-то так сильно раскручивают, если люди рассчитывают на скандал в качестве пиар-кампании картины, то не факт что там будет какое-то содержание. На основе рецензий людей (как православных, так и светских), которые уже посмотрели фильм на закрытых показах, можно сделать вывод, что скандал вокруг «Матильды» является главным событием, связанным с фильмом», — сообщил наш собеседник.

Священник также подчеркнул, что организация «Христианское государство — Святая Русь», угрожавшая сжечь кинотеатры Томска, если те покажут «Матильду», не имеет никакого отношения к церкви.

«Церковь большая и разная, но эта группа не является христианской организацией. Это самоназвание. Мы не можем кому-то запретить так называться. Механизмов, которые бы запрещали использовать слова «христианский» или «православный» в каком-то свершено не имеющем отношения к вере и церкви контексте, нет. Никто не может запретить совершенно абсурдную вещь назвать «православной». То, что пытаются с церковью, с верующими связать этих людей — это какой-то пиар-процесс. Если человек и крещен в православной церкви, но его убеждения не согласны с Евангелием, то его убеждения не являются убеждениями верующего православного христианина. То есть, по своим делам человек христианином не является», — рассказал священник Дионисий.

Побывав на премьере и посмотрев нашумевший фильм, мы тоже составили о нем свое мнение.

Екатерина Бухтиярова, журналист портала Tomsk.ru:

Письма с угрозами, 41 запрос в прокуратуру от депутата Госдумы и парочка поджогов и — вуаля — утром 26 октября все добрые люди нашей страны дружно отправились смотреть «Матильду» Алексея Учителя. Лучшего, а главное, относительно дешевого пиара и не придумать: мне кажется, режиссер теперь должен оптом закупить конфеты и развезти их всем своим недоброжелателям — в благодарность за заполненные залы кинотеатров. А то, что они заполнены, можно даже не сомневаться: на самом первом утреннем сеансе «Матильды» в томском «Гудвине» уже сидели человек 30 зрителей, по виду — местная интеллигенция средних лет. И это в начале дня, посреди рабочей недели!

Собственно, основная часть представления под названием «Матильда и Ко» развернулась еще до выхода фильма: за противоборством сторонников и противников здравого смысла, выхода фильма и исторической достоверности действительно можно было наблюдать с ведром попкорна, и за этой борьбой противоположностей сама картина как художественное произведение отошла на второй план. Лично мне уже давно и сильно надоело наблюдать за шумихой вокруг фильма, и я отправилась в кинотеатр просто глянуть: стоила ли игра свеч, а сама кинокартина — стольких сломанных копий.

Вердикт: не стоила, и это самое обидное. Причем, обидно после просмотра фильма должно стать всем и сразу: эстетам, художественным критикам, монархистам, религиозным активистам, историкам и просто любителям хорошего кино. Спойлеров не будет, но пару слов про фильм скажу.

История внебрачной связи наследника престола и юной красавицы — сама по себе тема «благодатная», даже безотносительно исторической эпохи и национальной принадлежности героев, и обвинять Алексея Учителя в том, что он не смог пройти мимо этого сюжета — грех. Да и герои, и эпоха, «соблазнившие» режиссера на создание скандального фильма, просто великолепны. Еще бы, Россия конца XIX века — вообще тема хорошая. Придворные интриги, сложные политические решения, новые экономические начинания, тяжелое «наследство» Романовых в виде заговоров, тайной работы шпионов и террористов, непростых отношений с августейшими европейскими кузинами-монархами. Сложные характеры героев, о которых многое достоверно известно из дневниковых записей. Блеск дворцов, шум балов. Становление легендарного русского балета и легендарной по мастерству балерины, многое сделавшей для развития отечественной балетной школы. Да и, наконец, восхищение наследника престола перед порхающим на сцене чудом и уживающаяся с этими эмоциями удивительная нежность и уважение к своей невесте. Это все наша реальная история. Прекрасная «почва» для создания фильма, не правда ли?

Так вот, практически ничего этого в «Матильде» нет. Из этой истории можно было сделать что угодно, но не получилось в итоге ничего. Если вы хотели любовную мелодраму в голливудском стиле в исторической «упаковке», вроде «Елизавета: золотой век», «Еще одна из рода Болейн» или «Молодая Виктория», то, увы, из этого ничего не вышло. Характеры, мотивация и окружения главных персонажей явно не доработаны и не дотягивают до полноценной любовной драмы.

Или вы хотели исторический фильм про внутреннее превращение явно скучающего наследника престола в императора Российской Империи? На минуточку — одного из крупнейших государств мира на тот момент, со сложными экономическими, внешнеполитическими и внутриполитическими проблемами, с интересами буквально во всех уголках мира. Превращение в человека, который только ступает на свою жизненную стезю и чья судьба будет трагичной. Тоже — увы, ничего не вышло. Явно чувствуется, что режиссера во время создания фильма не отпускала эта тема. Об этом можно судить хотя бы количеству навязчивых намеков на грядущие события в сюжете «Матильды»: падающая во время коронации корона, ее тяжесть, тема крови и престола, сцена с медведем и Ходынкой. Но вот духу «встать в полный рост» и создать полновесную историческую драму, отбросив в сторону вялую любовную коллизию, Учителю явно не хватило. Поэтому, увы, зрителю приходится довольствоваться «пережеванным мякишем» в виде недолюбовной и недоисторической недодрамы.

А когда не получилось сделать акцент ни на характерах и любовной линии, ни на исторической драме, режиссер сделал «ход конем» — буквально напичкал вяленькую любовную историю балерины и наследника престола разнообразными трюками. Тут тебе и рыцарь-психопат-убийца, и взрыв парома, и якобы гибель персонажа, и вопли внезапно воскресшего персонажа на торжественной церемонии, и спиритические сеансы, и сверкающие шары, и эксперименты с пытками, и похищения красоток, и фиаско прямо на сцене (даже два раза). В общем, все, что угодно, лишь бы зритель не совсем скучал. Не роман, а 33 несчастья, которые завились жгутом вокруг главной героини. Как при такой «удачливости» умудриться пережить две войны и революцию и скончаться в 99 лет — непонятно. Кстати, или я настолько чувствительный зритель, или это совсем уж нагло и неприкрыто сделано, но герои, призванные служить инициаторами всяческого экшна в «Матильде» — доктор, начальник императорской «службы безопасности» и влюбленный психопат — созданы раздражающе шарнирно: не люди, а функции, без какой-либо внутренней мотивации, биографии, и «изюминки». И это еще одно слабое место «Матильды».

В общем, религиозные фанатики, монархисты, историки и кого там еще беспокоил выход на экраны фильма — если бы не вы, о «Матильде» бы забыли еще до окончания показа. Подумайте над этим. Хорошо подумайте.

Юлия Агафонова, журналист портала Tomsk.ru:

Честно, не знаю, стала бы я смотреть этот фильм, кабы не возникший вокруг него информационный шум. Скорее всего, стала бы, но при нынешнем раскладе мной руководило огромное любопытство. Итак, недовольство людей, искренне причисляющих Николая II к лику святых мучеников, вполне обосновано. Потому что Алексею Учителю удалось развенчать миф о святости бывшего императора, за что ему спасибо. Здесь стоит пояснить, что для меня Николай Романов был и есть человек, представляющий Россию в конце 19-го и начале 20-го веков. Ключевое слово — че-ло-век. Не святой. И, разумеется, я, как далекий от церкви человек, допускаю, что он мог быть слабым, мог ошибаться. Да что угодно мог делать. И Учитель, поработав с дневниками Николая II, Матильды Кшесинской и других людей, которые регулярно и не очень поддерживали с ними отношения, именно это и показал. Ведь эта информация давным-давно «лежит» в открытом доступе. Но без вопросов к режиссеру, конечно, тоже никак. Самый главный — зачем нужен герой, которого играет Данила Козловский?

Мария Масляева, журналист портала Tomsk.ru:

На мой взгляд, из-за этого фильма еще до выхода картины в прокат поднялось много необоснованного шума. В «Матильде» показан роман будущего императора Николая II и балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской, по сути, обычная интрижка обычного человека. Я считаю, что не стоит ожидать от «Матильды» чего-то захватывающего, потому что уверена, что второй раз посмотреть этот фильм не захочется. Да, интересно посмотреть на Николая II с другой стороны под призмой обычного человека, да, приятно любоваться красивыми главными героями и изящными балеринами. Однако никакой большой любви, таинственности встреч двух влюбленных или достижения грандиозного успеха в картине нет.

***

Итак, в Томске премьерный день прошел спокойно и даже вяло, «Матильда» не вызвала восторга у томичей и не спровоцировала радикальных верующих на скандалы и поджоги. А вы уже посмотрели фильм? Что вы думаете о нем и о шумихе, которая была создана задолго до выхода картины в прокат? Делитесь своими мнениями в комментариях.

Екатерина Руденко