В рубрике «Право знать» мы уже говорили о тонкостях работы нотариусов. В предыдущем материале речь шла о том, как сделать так, чтобы ваше сотрудничество с нотариусом увенчалось успехом, а не закончилось скандалом. Сегодня мы продолжим рассказывать вам о нотариальной тематике в контексте самых популярных услуг нотариусов. Узнайте из сегодняшней статьи о том, почему без печати нотариуса можно остаться без наследства, а также как правильно составить завещание, безопасно купить или продать квартиру и почему важно ответственно относиться к нотариальным доверенностям. «Право знать» ― знай  свои права!

1. Как составить завещание?

Закон предоставляет нотариусам огромное количество полномочий. И о самых популярных из них знают если не все, то очень многие. В сознании простого человека слова́ «нотариус», «завещание» и «сделка» стоят в одном ряду. Начнем сегодня с вопроса, который пугает очень многих ― завещания. Странный стереотип закрепился в сознании большинства людей: о завещании речь заходит тогда, когда наследодатель стоит одной ногой в могиле. Стереотип этот подкреплен многочисленными сценами из фильмов и книг, в которых нотариуса вызывают к постели умирающего для того, чтобы удостоверить завещание. Но на деле все выглядит иначе. Удостоверение завещания ― одна из самых популярных услуг нотариуса. И чаще всего он оказывает ее людям в здравом уме и твердой памяти. Главным законом, регулирующим вопросы составления и исполнения завещания, является Гражданский кодекс РФ. По закону, завещание нужно для того, чтобы человек смог распорядиться своим имуществом на случай смерти. Такое распоряжение происходит путем передачи всего или части нажитого наследникам. Ими могут быть как физические, так и юридические лица. Распорядиться своим имуществом на случай смерти, кроме как путем составления завещания, нельзя. Если же гражданин при жизни не успевает составить этот документ, то имущество распределяется между наследниками по закону в порядке очередности. Закон защищает наиболее уязвимых родственников наследодателя. Поэтому независимо от того, кто будет выбран в качестве наследников в завещании, часть наследства в любом случае получат обязательные наследники. К ним относятся:

  • нетрудоспособные родители наследодателя;
  • нетрудоспособный супруг;
  • несовершеннолетние и нетрудоспособные дети;
  • дальние родственники или ли́ца, не являющиеся родственниками, если они не менее года до момента смерти находились на иждивении завещателя и совместно с ним проживали.

Сколько этапов нужно пройти при составлении завещания? Оформление завещания происходит в два этапа. Каждый из них является чрезвычайно важным. Первый этап ― составление текста завещания. Второй ― нотариальное удостоверение документа. К нотариусу нужно идти подготовленным. Для этого требуется обстоятельно прописать все детали в завещании. После того, как вы составите текст завещания, он будет удостоверен нотариусом. Важно знать: завещание будет изложено на специальном нотариальном бланке. Нотариус обязательно укажет место и дату его удостоверения. Это правило не работает, если вы желаете  составить и передать нотариусу закрытое завещание. С его содержанием не может быть ознакомлен никто, даже нотариус. Такое завещание должно быть передано вами нотариусу в запечатанном конверте. Эта процедура используется нечасто, однако никто не отнимет у вас права ею воспользоваться. Если же речь идет о традиционной процедуре удостоверения завещания, то после указания даты и места составления документу будет придана законная сила. Игнорировать эти процедуры невозможно, потому что без них завещание не будет признано оформленным надлежащим образом. Закон дает завещателю право удостоверить завещание, не выходя из дома. Это правило зафиксировано в Гражданском кодексе РФ и работает только в тех случаях, когда человеку, желающему составить завещание, трудно передвигаться. Нотариус может посетить его на дому и придать завещанию законную силу.

При проведении процедур, связанных с удостоверением завещания, нотариус обязательно проверяет дееспособность лица. В Гражданском кодексе РФ сказано, что завещатель должен быть полностью дееспособен. Также нотариусу предстоит проверить законность условий, которые лицо желает включить в завещание. Документ составляется в двух экземплярах. Один из них хранится у нотариуса. Кроме того, он вносит сведения о составленном завещании в Единую информационную систему нотариата (ЕИСН). Это делается для того, чтобы в случае утери завещания наследники смогли восстановить его текст.

Вы можете составлять завещание неограниченное количество раз. Завещания могут составляться как в отношении разных наследников, так и в отношении разного имущества. Не возбраняется отменять или изменять собственное завещание. Жизнь непредсказуема, поэтому завещатель может несколько раз передумать, прежде чем окончательно решить, кому же он все-таки хочет завещать свое имущество. В таких ситуациях важно помнить, что для отмены или изменения завещания нужно будет вновь обратиться к нотариусу. Придется составить специальный документ об отмене завещания, либо новое завещание, содержание которого будет изменять содержание предыдущего.

Какие нужны документы? При оформлении завещания вам обязательно понадобится паспорт. Желательно иметь с собой документы на имущество, которое вы собираетесь включить в завещание. И хотя по закону такие документы приносить не обязательно, лучше захватить их с собой. Это связано с тем, что если имущество не будет подробно описано, при толковании завещания могут возникнуть сложности. А это может привести к его опротестованию. Чтобы исключить такую ситуацию важно указывать признаки, идентифицирующие имущество как можно точнее.

Охватить в одной статье все ситуации в деле составления завещания невозможно. Поэтому мы собрали для вас важные аспекты составления и удостоверения завещания в инфографикe.

2. Как купить или продать квартиру с помощью нотариуса?

По закону, сделки с недвижимостью не требуют обязательного нотариального удостоверения. Тем не менее, большинство граждан совершают сделки купли-продажи квартир именно с помощью нотариуса. Почему это важно? Нотариус ― единственный объективный участник правоотношений, связанных с куплей-продажей, который не заинтересован в результатах сделки. Нотариальное удостоверение сделки обеспечивает вашу уверенность в том, что при покупке или продаже квартиры вы не нарветесь на мошенников. А если и нарветесь, то нотариус гарантирует пострадавшей стороне возмещение ущерба в случае мошенничества с документами. Таким образом, нотариус обеспечивает юридическую чистоту сделки. Обращение к сотруднику нотариата еще и привлекательно тем, что он разъяснит вам все аспекты сделки, а также составит юридически верный документ. Таким документом будет выступать договор купли-продажи. Если у нотариуса возникнут сомнения в подлинности документов, он вправе их проверить путем направления официальных запросов. При самостоятельной купле-продаже имущества, вам остается верить на слово продавцу или покупателю. А вот при оказании вам услуги по удостоверению сделок с недвижимостью можно попросить нотариуса уточнить информацию о наличии или отсутствии обременений на квартиру и запрещения отчуждения недвижимости. Если в сделке фигурируют несовершеннолетние или недееспособные граждане, важно будет проверить факт согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства. В дальнейшем это поможет снять риск оспаривания сделки.

Обращение к нотариусу при сделках с недвижимостью решает множество вопросов: вам не придется заполнять и перепроверять огромное количество документов, да и обращение в компетентные органы за вас осуществит нотариус. После подписания договора купли-продажи он подаст сведения о вас для регистрации права собственности в Росреестр. Максимум через три дня у вас на руках уже будут готовые документы. А вот если вы обратитесь в Росреестр самостоятельно, то сроки значительно увеличатся.

Обращаясь к нотариусу в деле покупки или продажи квартиры, вы можете быть уверены в законности сделки и соблюдении ваших интересов. О том, что еще следует знать, чтобы безопасно купить или продать квартиру, вы узнаете из инфографики.

3. Почему важно следить за своими доверенностями?

Когда вы в последний раз составляли доверенность? Не можете вспомнить или уверены, что не сталкивались с ней никогда? Между тем, это очень важный документ. Но многие относятся к нему легкомысленно. Доверенность уполномочивает избранное вами лицо на совершение различных действий от вашего имени. Представьте, что вы живете в другом городе, но вам нужно совершать какие-либо действия в компетентных органах Томска. При помощи доверенности вы сможете это сделать, наделив такими полномочиями лицо, которому доверяете. Казалось бы, удобство, да и только. Но в тоже время доверенность ― излюбленный инструмент аферистов. Именно поэтому нужно проявлять особую бдительность, если вы составили подобный документ.  

Основная проблема большинства нынешних доверителей заключается в том, что доверенности они выдают на огромные сроки. Мол, зачем потом еще раз платить нотариусу, если можно выдать доверенность на десять лет. В большинстве случаев такие большие сроки могут быть не просто бесполезны, но и опасны. Отношения между людьми имеют свойство портиться, да и забыть о выданной ранее доверенности доверителю не составляет особого труда. Доверенное лицо же все прекрасно помнит и в один прекрасный день может начать создавать вам большие проблемы. Представьте себе ситуацию: вы поручили родственнику сделку купли-продажи недвижимости и выдали ему доверенность на десять лет. «Ну, мало ли, ― думаете вы, ― вдруг потом еще доверенность пригодится, когда надумаем покупать новую квартиру». Квартира куплена, и при всем при этом доверенность вам может больше никогда не понадобиться. Тем не менее, она действует, и ее никто не отменял. А если вы поссоритесь с родственником, а он в отместку вашу квартиру возьмет и продаст? Неприятная история. Поэтому лучше выдавать доверенности на строго фиксированные короткие сроки, а затем оформлять новые. Но только, если в них есть реальная необходимость. А еще доверенности любят мошенники. Они под удобным предлогом могут выманить у вас документ и изменить его текст. После таких процедур им открываются огромные возможности оставить легковерного человека без жилья. 

Что делать, чтобы не прогореть с доверенностью? Всегда проверяйте свои доверенности и фиксируйте сроки, на которые они выданы. Надежный способ защититься от любых рисков ― отменить доверенность сразу же после совершения действия, указанного в ней. Чтобы это сделать, нужно обратиться к любому нотариусу с паспортом. После совершения определенных манипуляций ваша доверенность будет отменена. Уведомлять об этом никого не нужно. По закону, реестр отмененных доверенностей имеет публичный статус, поэтому уже на следующий день все заинтересованные лица считаются уведомленными об отмене документа.

Если же вы столкнулись с доверенностью при заключении каких-либо сделок, то вам следует обязательно ее проверить. Вполне возможно, что перед вами сидит мошенник, который подделал доверенность и, размахивая ею перед вами, хочет завладеть деньгами. Проверять доверенности очень просто, и сделать это может абсолютно каждый. Заходите на сайт reestr-dover.ru и указывайте реквизиты доверенности. Если все в порядке, то вы увидите дату регистрации документа, его номер в Единой информационной системе нотариата (ЕИСН) и сведения о нотариусе, который его удостоверил. Будьте бдительны и не попадайтесь на уловки аферистов!

Составление завещаний, оформление сделок купли-продажи квартир и выдача доверенностей ― самые популярные услуги нотариусов. При решении ваших вопросов нотариусом вы можете быть уверены в правильности составления документов и юридической чистоте сделок. Однако не расслабляйтесь и не пренебрегайте собственной проверкой всех данных, изложенных в документах. Бывает так, что в бумагах может быть указана не ваша фамилия или чужие паспортные данные. Обращайте на это внимание и требуйте исправить. Человеческий фактор встречается и в нотариальных конторах. И хотя услуги нотариусов нельзя считать панацеей, в некоторых вопросах они вам очень помогут.

Дмитрий Аксенов