Источник фото: vk.com/Галина Удалова
Авторские материалы

Я так вижу: художница рассказала, как связаны мода, бизнес и искусство

20:00 / 23.05.17
8082
Мы в социальных сетях:

Томичка Галина Удалова однажды сказала себе «Хочу быть художником» и … забыла об этом лет на двадцать. А потом повторно высказала такое желание и художником все-таки стала, получила диплом и сейчас пытается превратить свои талант и энергию в доходный бизнес.

Художница рассказала корреспонденту Tomsk.ru, что заставляет взрослых людей бросить свои дела и заботы и идти рисовать, как приходит мастерство, откуда мода на искусство и важен ли диплом для творческого человека.

Я так вижу: художница рассказала, как связаны мода, бизнес и искусство

— Галина, собственно, у меня очень простой вопрос. К вам, да и не только к вам постоянно приходят люди, чтобы научиться рисовать. Казалось бы: ну вот же, было же в школе рисование, чего же тогда не учились, чего сейчас-то не хватает?

— В психологии и социологии широко используется такая схема, как пирамида Маслоу, где в основании пирамиды — необходимость в безопасности, сон, еда, затем — потребность в социальных связях, любви, уважении, признании. И на самой-самой вершине пирамиды — потребность в самовыражении. Думаю, в этом и один из секретов того, что в последнее время стало так популярно быть творческим человеком: общество в целом стало намного благополучнее в бытовом плане, основные потребности у многих людей уже удовлетворены. Причем восприятие искусства и самовыражение – это разные вещи. В творческих группах есть множество подписчиков, которые ставят лайки, пишут комментарии, общаются. Но людей, которые готовы подняться, например, в выходной день и ехать куда-то, чтобы учиться рисовать, петь или танцевать, не так уж и много: нет времени, денег, отвлекают другие, более насущные заботы. Те, кто стали жить хорошо, кто не занят выживанием, заботой о том, где заработать деньги, у кого есть свободное время, и уже присутствует в голове некий культурный багаж, «дорастают» до потребности в самовыражении и идут на мастер-классы.

— То есть, занятия искусством теперь стали символом благополучия и на мастер-классы по живописи ходят люди, у которых удовлетворены остальные потребности?

— По сути — да. Восприятие искусства, способность чувствовать прекрасное, а тем более способность самовыражения – точно такой же энергетический ресурс, «батарейка», как и хорошие личные отношения, любимая работа. Ко мне приходят в основном люди, у которая спокойная семейная жизнь, женщины в декрете, и они используют искусство как ресурс для получения энергии. Ведь как получается иногда у женщин — кто-то может реализоваться в материнстве, а кто-то нет, на стены лезет от тоски. Мне, например, материнства было мало: сидела в декрете, в коттедже за городом, вдали от людей на краю леса, выходила там гулять с коляской, а вокруг снег и пустота. И вот многие из моих учениц именно такие молодые женщины.

— Преподавание — это всегда немного воспитание. Но как воспитать взрослых людей? Что вы даете своим ученикам, помимо, собственно, навыков живописи?

— Каждый ученик к чему-то тяготеет, и тут очень важно взаимодействие с преподавателем, и с коллективом. Одна из моих любимых преподавательниц, Комарова Светлана Геннадьевна,  в зависимости от того, к чему предрасположен ее студент, дает ему свою литературу, свои книги. То есть, если она видела, что я тяготею к передаче пространства, она мне искала книги соответствующих художников. У другого студента, например, более плоскостной подход к композиции — она рекомендовала смотреть совершенно других художников. Примерно такой же подход я применяю сейчас сама в преподавании: я всем даю материал по-разному. В первый раз человек к тебе пришел, начинаешь ему объяснять как всем, а потом в процессе видишь, что у людей разные способности и цели. Кстати о целях, они у всех разные: кому-то хочется просто поучаствовать в процессе, кто-то хочет научиться новому. А недавно пришла девушка, которая хочет с нуля научиться рисовать, причем реалистично, чтобы проиллюстрировать свою книгу. Я ей показываю разные иллюстрации, разные способы стилизации, дала домашнее задание – попробовать разные стили иллюстрации.

Иллюстрация – вообще очень интересная тема: на одну и ту же тему каждый нарисует разную картинку, по-своему переработает образ. И вот тоже пример на тему взаимодействия с преподавателем и работы в коллективе: у нас был интересный эксперимент во время обучения в вузе: нам всем дали 15 минут, чтобы разработать наброски для иллюстрации. За два часа весь, абсолютно весь материал в качестве набросков был готов, там дальше нужно было только добавлять детали. Если бы точно такое же задание дали не в стрессовой ситуации, а просто, то я бы только месяц думала, что нарисовать и сколько нарисовать. А тут мы в условиях ограниченного времени все быстро «накидали». То есть важно — направить ученика в нужное русло.

Я так вижу: художница рассказала, как связаны мода, бизнес и искусство

— А почему сейчас благополучные люди хватаются именно за кисти и краски, а не за смычки и губную гармошку? Становиться художником — это же сейчас массовое явление. Помните клип группы «Ленинград» про «восхитительные штаны»? Там же все начинается с того, что девушка сидит и объясняет парню, что она сбежала от отца и стала свободной художницей, и даже видно страшненькую картину с котиком на фоне. Вот откуда, по вашему мнению, взялась в последнее время мода на искусство?

— Мода на что-либо всегда есть. Я, пока росла, все поголовно, есть способности, нет ли, ходили в музыкальную школу. Сейчас в «художках» группы переполнены, родители стараются детей запихнуть или в спорт, или в «художку». Потому что в обществе сейчас мода на ЗОЖ  (приседают даже те, кто пару лет назад и не думал приседать), и на визуальные искусства, причем на разные, будь то видео, фото или художественное искусство. Даже шутки уже есть про то, что все бездельники стали блогерами, художниками и фотографами, и ходят говорят «Я художник, я так вижу».

Думаю, это связано с тем, что в последнее время появились новые возможности в этой сфере. Если еще несколько лет назад были только пленочные фотоаппараты с ограниченным количеством кадров, приходилось экономить, то сейчас качественный снимок можно сделать даже с телефона и попыток сколько угодно. Фотографов множество, блогеров — тоже. Просто потому, что есть возможности это делать. Ну, сидит парень, лет 17-ти, несет чушь перед камерой. А почему бы и не нести, если камера есть, и сам он есть? А еще если контент выдает интересный, то и популярность будет.

Визуальная культура вообще стала очень влиять на нашу жизнь: очень много визуального контента, много рекламы, различного рода графической информации — она льется на нас непрерывным потоком. Неслучайно, я думаю, в моду стали входить минималистичные простые интерьеры с белыми стенами: глаза у человека просто устают от непрерывного потока графической информации и хотят отдыхать хотя бы у себя дома. А количество, как известно, со временем переходит в качество: среди гор разнообразного доступного визуального контента люди начинают выискивать прекрасное, открывают для себя искусство.

Я так вижу: художница рассказала, как связаны мода, бизнес и искусство

— Вопрос про качество. Сейчас в соцсетях так много различных пабликов и групп непрофессиональных художников, а в некоторых случаях — и совсем не художников, которые продают свое творчество, свои мастер-классы. Насколько это честно, откуда такая самоуверенность и как им удается находить клиентов?

— Тут дело, я думаю, в психологии. Люди же не остаются статичными в течение жизни. Человек, в том числе и художник, развивается и растет в течение жизни: на начальном этапе ему кажется, что он хорош, а потом с ужасом оглядывается на свои начальные работы. При этом человеку, как существу социальному, необходимо развиваться в определенной среде, среди определенных людей и предметов. Например, человеку из провинции сложнее привить художественный вкус, человеку из деревни сложнее, чем жителю столицы, стать иконой моды.

Но, на начальном этапе, когда развитие только-только начинается, человек может уверовать в свою гениальность, подумать, что учиться ему не нужно. Например, есть частое явление: еще не сформировавшиеся даже как личности подростки с хорошим глазомером начинают копировать фото котят, знаменитостей, а потом выставляют в соцсетях объявления вроде «Рисую портреты на заказ», и даже находят клиентов.

Кстати, даже непрофессиональный художник всегда найдет поклонников своего творчества. Потому что среди заказчиков тоже много таких людей, которые не развили свой вкус достаточно хорошо. Собственно, поэтому я не вижу какой-то большой беды или обмана в том, что художники-непрофессионалы или студии, где недостаточно качественно преподают, ищут себе клиентов: каждый человек сам определяет, что ему надо.

Те, у кого вкус достаточно развит или есть уже какие-то свои представления об искусстве, к непрофессионалам не пойдут: они будут требовать большего. А у «новичков» всегда есть возможность или просто получить удовольствие от мастер-классов, от того, что они что-то делают собственными руками, или постепенно развиваться, перерастая своих учителей и подбирая других. У любого педагога все равно есть некоторый опыт, которым он может поделиться с учениками.

Я так вижу: художница рассказала, как связаны мода, бизнес и искусство

— Как живут сейчас художественные студии, в условиях моды на искусство? Насколько прибылен этот бизнес?

— Мода здесь играет с создателями таких студий злые шутки: спрос есть, но и рынок перенасыщен предложениями. Насколько я знаю, художественных студий много, они постоянно открываются, но и постоянно закрываются. Есть варианты, когда по каким-то муниципальным программам можно получить помещения для студий бесплатно, но стандартная бизнес-схема, аренда помещения и плата за уроки, приводит к тому, что арендная плата получается больше, чем прибыль от уроков, и преподаватели работают или почти с нулевым доходом, или в минус. В принципе, сейчас уроки рисования в таких студиях неприлично дешевы. Ну что значат, к примеру, 200-500 рублей, когда поход в парикмахерскую или к фитнес-инструкторам обходится намного дороже? Только в том случае, когда увлечение рисованием станет еще более востребованным, такой бизнес будет приносить хороший доход.

— Галина, а ведь вы тоже прошли этот путь, от любителя к профессиональному художнику, так как первое образование у вас филологическое. Зачем вам понадобился диплом?

— Там даже сложнее: сначала гуманитарное образование, потом я работала дизайнером и только потом стала художником. Закончила факультет иностранного языка в ТГПУ, потом родила ребенка, потом решила заняться дизайном интерьеров. Вот именно также, как эти молодые и дерзкие ребята, я решила, что, имея за душой одну «художку» из образования, я смогу быть дизайнером интерьеров — только потому, что хочу. Очень благодарна бывшему мужу, что он во всем меня поддержал и вообще предоставил такую возможность. Ведь у меня получилось стать дизайнером, но мне жутко повезло: мы, пока я была в декрете, строили дом, причем строили по моим эскизам. И вот всю технологическую часть, все ошибки при строительстве, планировании, выборе материалов я проходила на основе этого дома. Из декрета я вышла дизайнером-самоучкой, у которого был опыт строительства дома, хороший вкус, а диплома не было — вместо этого я что-то читала, находила в интернете какие-то курсы. Самое интересное, что за диплом-то никто из клиентов меня ни разу не спросил, хотя я долго работала дизайнером, лет 12, наоборот, клиенты благодарили, восхищались. Поначалу были какие-то ошибки, косяки, но я постепенно в этой работе росла и росла, а потом в какой-то момент выросла и… «погасла».

Постепенно, из-за отсутствия роста, стала терять интерес к работе. В то же время кризис был, и заказов становилось все меньше и меньше. И вот однажды проезжаю мимо второй «художки», и в голове как будто даже не свой голос: «И что, я так никогда не научусь маслом рисовать»? А ведь было же это все: в детстве мечтала стать художником, потом семья, ребенок, дом, работа дизайнером, мне уже 30 лет. А дальше-то что?

В общем, я поступила в «художку» на взрослое отделение, там проучилась год, практически случайно узнала, что при ТГУ уже давно существует кафедра ИЗО, и я поступила туда, о чем не жалею. Так что теперь, после окончания вуза, у меня диплом профессионального художника. Но там важен не столько сам диплом, сколько возможность попасть в эту особую среду, общаться с талантливыми преподавателями: это огромный приток знаний и сил.

Я так вижу: художница рассказала, как связаны мода, бизнес и искусство

— Занятие рисованием действительно дает такой приток энергии?

Любому искусству сначала придется послужить: если хочешь, чтобы искусство тебя полюбило — послужи сначала сам искусству. Вложи в него время, деньги, силы — и только тогда получишь «ответ» — приток энергии, удовольствие от творчества, развитие мастерства.

Первое время приходится сражаться с собственным неумением, с самим материалом: тебе надо, чтобы цвет был чистый, а он грязный, так, где должно быть густо, там течет, не так ложится, не так смотрится. И только потом все это начнет поддаваться. Я, кстати, отлично запомнила этот момент. Дело было на четвертом курсе. Позади были три курса, когда мне не поддавался рисунок. Три пустых года, когда не получалось абсолютно ничего. Я морально уходила в «минуса», потеряла веру в себя. И вот сижу, рисую натурщицу в студии, она уже устала нам позировать и просто заснула. И тут, неожиданно, в голове как бы что-то переключается, сознание изменяется — ты ясно видишь, что и как нужно делать, куда вести линию, что выделить. И вот этот рисунок был первым моим профессиональным рисунком. Все, что было до этого — ерунда.

Я не знаю, как объяснить это состояние: как будто кто-то через тебя дышит. И вот это ощущение потом, попеременно то включалось, то выключалось, но, самое важное, я научилась заходить в этот состояние. Сейчас, будучи художником, я чувствую себя намного счастливей и уверенней, чем когда была дизайнером.

— Галина, у вас за плечами несколько профессий, хороший жизненный опыт, а теперь, в принципе, вы себя неплохо чувствуете в этой профессии. Есть, куда идти дальше?

— Всегда есть, куда идти, просто нужно определиться с направлением.

Екатерина Бухтиярова