Волшебные ванны Клеопатры, духи японских гейш, способные свести с ума любого мужчину, знаменитый наряд из пяти капелек парфюма Мэрилин Монро — о чудесных запахах и связанных с ними историях и женщинах всегда слагали легенды, ведь аромат — это одно из неизменных составляющих женского, да и мужского очарования.

Современная парфюмерная промышленность способна предложить нам на выбор тысячи запахов. Но без специальных знаний в этом лабиринте ароматов очень просто затеряться: к примеру, выбрать не тот аромат, неправильно его «носить». И тогда волшебство парфюмерии может обернуться против человека: вместо легкой вуали запаха следом будет тянуться удушающий шлейф, или, наоборот, запах духов исчезнет через несколько минут после нанесения.

Корреспондент  Tomsk.ru поговорил с томским парфюмером Лидией Лозовой о секретах приготовления, хранения и выбора ароматов.

История парфюмерии

Несколько лет назад томичка Лидия Лозовая решила сменить профессию и поступила учиться на парфюмера в Петербургскую школу парфюмеров, а потом открыла собственную небольшую парфюмерную фирму. Духи Лидия готовит сама, причем может даже подобрать индивидуальный аромат для человека.

По словам Лидии Лозовой, парфюмерия, так же как и косметика, существовала всегда: еще в древности женщины умащивали свои тела маслами и благовониями. Но в более-менее современном виде парфюмерное искусство зародилось в средневековой Италии и было вынужденной необходимостью. Аромат духов помогал завуалировать недостатки гигиены, скрыть специфические запахи средневековых городов: к примеру, состоятельные люди приобретали духи, чтобы наносить аромат на перчатки, платки и веера, которыми могли закрывать нос и лицо, гуляя по не самым чистым улицам городов.

Мода на парфюм со временем «перекочевала» во Францию, а уже оттуда, в XVIII веке — в Россию. До XIX века в основном процветало частное производство, но уже в позапрошлом веке началось промышленное производство парфюма. Один из старейших европейских парфюмерных домов в 1825 году открыл Пьер Герлен. В России первую крупную парфюмерную фабрику основал в 1860-х годах Генрих Брокар. Именно на этой фабрике (позже переименованной большевиками в «Новую зарю») были созданы знаменитые духи «Персидская сирень» и «Букет императрицы» (которые позже были переименованы в «Красную Москву»).

«С 90-х годов прошлого века в России снова начало развиваться производство парфюмерии. В Москве, Санкт-Петербурге сейчас много довольно известных и талантливых парфюмеров. Навскидку назову несколько имен: Анна Зворыкина, которая создает индивидуальные ароматы из натуральных материалов, участник группы «Технология» и парфюмерный химик Матвей Юдов, парфюмеры Ян Фролов, Николай Еремин. То есть, парфюмерное искусство в России по-прежнему живо и продолжает развиваться», — рассказала Лидия.

Формула аромата

«Профессия парфюмера во многом похожа на работу химика, ведь создание любого аромата строится на базовых знаниях химии и взаимодействии одних веществ с другими. Любая парфюмерия — это химическое соединение, настоявшаяся, вызревшая смесь душистых веществ и основы», — говорит Лидия Лозовая.

Основа для парфюма может быть любой: привычной нам спиртовой, масляной, восковой, например, для создания твердых духов, а в последнее время появились парфюмерные отдушки на водорастворимой основе. Именно с основой взаимодействуют и растворяются в ней ароматические вещества, она придает аромату стабильность и препятствует их испарению. В качестве ароматических веществ, по словам Лидии Лозовой, могут использоваться как натуральные продукты — ароматические масла, экстракты растений, смолы, различные секреты из пахучих желез животных, так и синтетические. В последние годы практически вся парфюмерия, тем более массового производства, задействована на синтетических соединениях.

Приготовление парфюма занимает от двух недель до нескольких месяцев: ароматические вещества смешивают с основой и дают аромату «созреть», то есть раствориться и стабилизироваться. При этом парфюмер должен контролировать процесс, проверять, как себя «ведут» ингредиенты парфюма, как меняется запах. Когда парфюм становится стабильным, им можно пользоваться.

Классическая «схема» создания духов напоминает пирамиду: у аромата есть верхние ноты, сердце и нижние ноты, которые иногда называют базой или шлейфом.

«Большинство ароматов строится по пирамидальной структуре. Когда мы наносим парфюм на тело, химия и тепло нашего тела по-разному взаимодействуют с различными соединениями. Верхние ноты — это самые легкие, самые нестойкие запахи, которые мы чувствуем сразу после нанесения, они задерживаются на коже до получаса, а потом исчезают. Затем раскрывается сердце аромата — другие, более стойкие соединения и запахи, которые мы может чувствовать в течение нескольких часов, и, наконец, когда улетучиваются соединения из сердца аромата, остается шлейф — те вещества, которые задерживаются на теле дольше всего. Этот тот запах, который мы будем чувствовать спустя дни, месяцы или даже годы после нанесения», — рассказала Лидия.

А вот знаменитое деление парфюма на духи, одеколоны, туалетную воду — это ни что иное, как отражение содержания ароматических веществ в соединении. В духах содержание ароматических веществ наиболее высокое — до 40 %, в парфюмированной  и туалетной воде  — 12-15 %, в одеколоне — 3-4 %.

Парфюмерная магия

Мало выбрать и купить аромат — надо уметь его правильно «носить» и хранить, уверена Лидия Лозовая. Магия духов действительно существует, но она приходит в действие только в тесном взаимодействии с телом и личностью владельца парфюма.

Правила хранения парфюма предельно просты: флаконы с духами или туалетной водой должны стоять в темном сухом месте при комнатной температуре. Нужно избегать встрясок, не выносить духи на мороз или на жару, а если все же пришлось путешествовать с ними по улице — то дать им «отдохнуть» после такого испытания в темном сухом месте.

А вот «ношение» аромата — целое искусство. Одни и те же духи по-разному будут ощущаться на разных женщинах и это нормально — это химия. Но помимо физики и биологии, вокруг ароматов еще и наворочено много легенд.

«Не существует такого аромата, который был бы «волшебной палочкой», автоматически повышающей очарование владельца духов сразу после нанесения, — объяснила парфюмер.  — Все эти духи с феромонами, которые часто можно увидеть в продаже — ни что иное, как маркетинговый ход, которым годами обманывают доверчивых покупателей. Да, феромоны действительно есть, но «ловить» их и добавлять в качестве ингредиента в парфюм химики до сих пор не научились. Да, ароматерапия существует, и разные запахи действительно способны оказывать влияние на настроение человека, но, например, тот же пачули, который считается одним из наиболее известных «любовных» ароматов, в зависимости от обстановки может оказывать разное воздействие на разных людей. Все очень индивидуально, но некоторые общие правила «ношения» парфюма все же есть».

Соблюдение элементарных правил личной гигиены обязательно: давно прошли те времена, когда духи были обязаны заглушать и перебивать неприятные запахи. Чем чище тело, тем чище и красивее, без искажений, будет раскрываться аромат парфюма.

Как наносить духи, еще сто лет назад рассказала Коко Шанель — капельки ароматного вещества нужно наносить туда, где вы хотите, чтобы вас целовали. Стандартно — на те участки тела, где кожа нежнее всего и просвечивают вены: шея, запястья, виски, ложбинки под коленями. Но если нужно, чтобы запах держался дольше, то можно брызнуть парфюмом на одежду и волосы — так химические реакции будут проходить медленнее и аромат сохранится до нескольких дней. Есть и еще одна небольшая хитрость: если нанести капельку духов на ложбинку между ключицами, то запах будет почти незаметен для окружающих, зато сам человек будет чувствовать его весь день. Такой вариант максимально удобен для тех, кому предстоит долго находиться в одном помещении с большим количеством людей.

Мода и индивидуальность

Предпочтения покупателей, обычных мужчин и женщин, желающих украсить собственный образ необычным запахом или сделать подарок любимым — вещь устойчивая.

Парфюмер по своему опыту знает, что в списке «любимчиков» у женщин остаются слабые, нежные и сладкие цветочные, ягодные, фруктовые ароматы, с древесными нотками. Выбрать для себя «тяжелые» восточные духи, или сложный дизайнерский аромат решится далеко не каждая дама.

Мужчины традиционно предпочитают ароматы со свежими и горьковатыми лавандовыми нотами, запахами бензина, кожи, смол, табака и бальзамов в основе, теплыми древесными оттенками, шипровые ароматы.

А вот мода на духи стремительно меняется и даже быстрее, чем тренды в одежде — с начала 2000-х в моде были и горьковатые, и сладкие цветочные ароматы, и свежие, «водянистые», и тяжелые восточные. Но в последние годы, уверяет Лидия Лозовая, у производителей парфюмерии установилась общая тенденция — знаменитые парфюмерные дома создают концептуальные ароматы, ароматы-образы, не отдавая предпочтения какому-либо единому направлению. А это значит, что в мире парфюмерии наконец-то воцарилась мода на индивидуальность, и «примерить» концептуальные образы любая женщина может без оглядки на тренды, а повинуясь только собственным предпочтениям.

Екатерина Бухтиярова