От жителей Томской области в Банк России поступают жалобы на частные пенсионные фонды, сообщили корреспонденту портала Tomsk.ru в пресс-службе томского отделения Сибирского ГУ Центробанка России.
«Во втором квартале 2018 года от жителей Томской области в Банк России поступило восемь жалоб на негосударственные пенсионные фонды. Во втором квартале 2017 года таких жалоб поступило 32. В основном, граждане жалуются на незаконный перевод пенсионных накоплений без их ведома, либо на удержание средств у текущего страховщика, а также потерю инвестиционного дохода при переходе между пенсионными фондами», — сообщила собеседница портала.
Сегодня пенсионные накопления имеют более 76 миллионов россиян. Эти средства по выбору гражданина инвестируются или негосударственным пенсионным фондом, или Пенсионным фондом России. Раз в год можно сменить фонд, перейти из одного НПФ в другой, либо уйти из Пенсионного фонда России в НПФ или вернуться из НПФ в ПФР. Однако не все знают, что если такой переход совершается досрочно — до истечения пяти лет — то страхователь теряет заработанный фондом инвестиционный доход.
Действующая система переходов устроена таким образом, что гражданин идет в новый фонд и общается только с ним. Новый фонд заинтересован в привлечении клиента и может умалчивать о рисках и возможных потерях. В результате ежегодно россияне теряют на досрочном переводе пенсионных накоплений внушительные суммы инвестиционного дохода.
«Подписанный 30 июля президентом РФ закон призван сделать процедуру смены фондов прозрачной и понятной, — приводит пресс-служба томского отделения слова замуправляющего Отделением Томск Сибирского ГУ Банка России Алексея Чернова. — Документ предусматривает обязательное информирование гражданина о размере теряемого инвестиционного дохода, учтенного на его счете, при подаче заявления о смене страховщика. Таким образом, у каждого будет возможность взвесить все за и против, прежде чем сделать выбор».
Принцип работы новой схемы достаточно прост: с 1 января 2019 года заявление о смене фонда можно будет подать через портал Госуслуг. В качестве альтернативы — прийти в ПФР лично или поручить подать в ПФР заявление своему представителю с нотариальной доверенностью. Далее заявление о переходе будет направляться в НПФ, с которым застрахованным лицом заключен действующий договор обязательного пенсионного страхования, в НПФ, с которым заключается новый договор, и в ПФР. Такая схема позволит текущему фонду донести до своего клиента информацию обо всех рисках досрочного перехода.
Екатерина Руденко